Рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_dlya_8_klassa.docx45.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мещеряковская основная общеобразовательная школа

Буинского  муниципального района  Республики Татарстан»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на МО учителей …

Протокол №__    от_____

Руководитель МО

__________________

Директор МБОУ «Мещеряковская ООШ»

Ф.Ф.Фахрутдинов

Приказ №____от «__»______г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(основное общее образование)

по географии для 8 класса

учителя второй квалификационной категории

Каримова Марселя Вагизовича

                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                    Педагогического совета

                                                                         протокол №__ от________

с.Мещеряково, 2012


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  1. овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  3. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  4. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них  5 часов – «Пространства России», 22 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 38 часов – «Природные комплексы России» (из них - 8 часов География Татарстана) Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Учебно-тематическое планирование по географии

Класс  8

Учитель Каримов Марсель Вагизович

Количество часов:

Всего       70  часов;  в неделю   2 часа.

Плановых практических  работ   13 ч.;

Административных контрольных уроков        1   ч.

Планирование составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по географии , издательство «Дрофа», Москва, 2006 г

Используемый УМК:

1. Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа, 2008.

2. А.С. Тайсин География Республики Татарстан. – К.: Магариф, 2009

3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами 

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;

        - Примерная программа основного общего образования  www.edu.ru;

        - Учебный план МБОУ «Мещеряковская  СОШ  Буинского района РТ» на 2012-2013 учебный год;

Дополнительная литература:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

    География 8 класс. Природа России.

    Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

    Интерактивные географические карты.

Календарно-тематическое планирование  8 класса по географии

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды

учебной

деятельности

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата

Провед.

план

факт

Ведение (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации

1

Урок изучения нового материала

Источники географической информации

Уметь: использовать различные источники географической информации

Стр 3-4

Пространства России (5 часов)

2

Географическое положение России

Пр/р №1

1

Практикум

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России. Часовые пояса

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

&1, контурная карта

3

Моря, омывающие территорию России

1

Практикум

&2, таблица

4

Россия на карте часовых поясов

1

Урок изучения нового материала

&3, вопросы

5

Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»

1

Практикум

решение задач

6

Как осваивали и изучали территорию России

1

Семинар

&4, таблица

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа)

Рельеф и недра России (6 часа)

7

Особенности

рельефа России

1

Урок изучения нового материала

Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-

ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование  рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма.

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче-

ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи

&5

8.

Рельеф России

1

Урок изучения нового материала

&5, вопросы

9.

Геологическое

строение территории нашей страны Пр/р №3

1

Урок изучения нового материала

&6

10

Минеральные ре-

сурсы России

1

Практикум

&7

11

Развитие форм

рельефа

1

Урок систематизации и обобщения знаний (практикум)

&8, повторить

12

Итоговый урок по теме

1

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

13

Климат нашей страны

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,

коэффициент увлажнения).

Сезонность климата,

чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на

жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей

&9

14

Закономерности

Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4

1

Практикум

&10, до стр. 63

15

Типы климатов

России Пр/р №5

1

Исследование

&10, таблица

16

Зависимость человека от климатических условий

1

Практикум

&11, вопросы

17

Климат и климати-ческие ресурсы.  Пр/р №6 Итоговый урок.

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

18

Разнообразие

внутренних вод

России. Реки Пр/р №7

1

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них

человеческой деятельности;

давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

&12

19

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

Практикум

&13

20

Водные ресурсы.

Охрана вод

1

Практикум

&14

21

Повторение по теме: «Внутренние воды

и водные ресурсы»

1

Урок повторения и

обобщения

(исследование)

Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

22

Образование почв и их разнообразие

1

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы-

вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель

&15, вопросы

23

Закономерности

распространения

почв

1

Практикум

&16

24

Почвенные ресурсы

1

Конференция

&17

Растительность и животный мир (3 часа)

25

Растительный и животный мир России

1

Урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно-

сти и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

Уметь:  приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком;

перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

&18, таблица

26

Биологические

ресурсы. Охрана

растительного и

животного мира

1

Исследование

&19, 20

27

Природно-ресурсныи потенциал России

1

 Практикум

&20

28

Итоговый урок по теме

1

Урок систематизации

и обобщения знаний

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

1

Урок изучения нового материала

Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании

учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование,   экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

&21, вопросы

30

Моря как крупные ПК

1

Практикум

&22

31

Природные зоны

России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

Урок актуализации

знании и умении

&23, таблица

32

Разнообразие

лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса

1

Урок актуализации

знаний и умений

&24

33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №8

1

Урок актуализации знаний и умений

&25

34

Высотная поясность

1

Урок повторения и обобщения (исследование)

&26

Природа регионов России ( 20 часов)

35

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Урок изучения нового материала

Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и

хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея-

тельность населения

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей

поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и  оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных

регионов в жизни и деятельности человека

&27, контурная карта

36

Природные комплексы Русской равнины

1

Семинар

&28, таблица

37

Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования.

1

Урок изучения нового материала

&29, вопросы

38

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России

1

Путешествие

&30

39

Природные комплексы Северного Кавказа

1

Практикум

&31

40

41

Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала

2

Игра

Практикум

&32

42

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

1

Семинар

&33

43

Экологические проблемы Урала

1

Семинар

&34

44

Западно-Сибирская низменность

1

Урок изучения нового материала

&35

45

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

1

Практикум

&36, таблица

46

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

&37

47

Природные комплексы Восточной Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений

&38

48

Жемчужина Сибири - Байкал

1

Урок актуализации знаний и умении

&39

49

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

1

Урок актуализации знаний и умений

&40, вопросы

50

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

1

Урок повторения и обобщения

51

Дальний Восток -край контрастов. ГП,состав территории. Ист. Осв.

1

Урок актуализации знаний и умений

&41

52

Природные комплексы Дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений

&42

53

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Исследование

&43, повторение

54

Природа регионов России. Итоговый урок.

2

Урок систематизации и обобщения знаний (игра)

Человек и природа (4 часа)

55

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Урок изучения нового материала

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

&44, таблица

56

Антропогенное воздействие на природу

1

Семинар

&45

57

Рациональное природопользование

1

Практикум

&46

58

Человек и природа

1

Урок систематизации и обобщения знаний (игра)

&47

География Татарстана (8 часов)

59

История освоения и развития Татарстана

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение.

 Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-

ной коры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование  рельефа. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Виды вод суши на тер-и респ

Стр 5-6

60

Географическое положение

1

Урок актуализации знаний и умений

Стр 6-7

61

62

63

64

Особенности природы

4

Урок актуализации знаний и умений

Стр 13-65

65

Экологические проблемы Татарстана

1

Урок актуализации знаний и умений

реферат

66

Родной город - Казань

1

Урок актуализации знаний и умений

конспект

67

Урок обобщающего повторения

1

68

Итоговый урок по курсу «Природа России»

Урок систематизации и обобщения знаний

2 часа – резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...