рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа (география, 9 класс) по теме

Данная рабочая программа составлена на основании:

-авторской программы И.И. Бариновой и В.П. Дронова "География России" 8-9 классы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm_po_geografii_9_klass_dronov_.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

       Теплинская основная общеобразовательная школа

       Алексеевского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Кухтин А.В..


Протокол № 5 от

«____» _____________ 2012 г.

                                                 «Утверждено»

                                                  Директор МОУ Теплинская ООШ

                                                        ___________Колесникова Н.Д


                                                    Приказ №____

                                                            от «_____»_________2012г


Рассмотрено

 на заседании

педагогического совета школы


Протокол № 1 от 30 августа 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Христенко Елены Алексеевны,

 

по учебному  предмету

 «География»

9 класс

                    Базовый уровень

         

                                     2012 - 2013  учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

- авторской программы И.И. Бариновой и В.П. Дронова «География России» 8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений: География  6-11 классы / Сост. Е. В. Овсянникова.- 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели.       Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования в 9 классе из расчёта 2 часов в неделю.

             Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России», из расчета 2-х учебных часов в неделю, так же в качестве модуля включается 10 тем географии Белгородской области.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов:   Всего 68 часов; в неделю 2 час.

Всего практических работ – 27.

Обучающих – 10.            Тренировочных – 10.            Итоговых – 7.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ  

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» В 9 КЛАССЕ НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


п/п

Наименование раздела и тем

Практические работы

Часы учебнго

времени

Дата проведения, план

Дата выполнения, факт

Под

готовка к

ЕГЭ(ГИА)

Примечание

Часть 5. Хозяйство России. 17 часов (продол.)

Тема 1. ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ – ОТРАСЛИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЁ.

1

 Топливно-энергетический комплекс,   его состав и значение в хозяйстве проблемы.

1

05/09

5.4.1

§ 4

2

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая отрасли .

Итоговая П.Р.№1 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам».

1

07/09

5.4.1

§ 8

3

Угольная промышленность.

Итоговая П.Р. №2. «Составление характеристики одного из угольного бассейнов по картам и статистическим материалам».

1

12/09

5.4.1

§ 11

4

Электроэнергетика.

14/09

§ 20

Тема 2. ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.

5

Отрасли  производящие конструкционные материалы и       химические вещества.                            

1

19/09

5.4.1

§ 21

6

Металлургия. Чёрная и цветная  металлургии.

Итоговая П.Р.   № 3. «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».

1

24/09

5.4.1

§ 22,23

7

Металлургия, состав, особенности, факторы размещения

28/09

5.4.1

§ 24

8

Химическая промышленность. География химической промышленности

Тренировочная ПР «Составление характеристики одной из баз химической промышленности

03/10

§ 26

З.3 ГИА

9

Лесная  промышленность. География  лесной промышленности

1

10/10

§25 

10

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы География машиностроения.

Итоговая П.Р. № 4. «Определение главных районов отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам».

1

17/10

5.4.1

§14 

11

Пищевая  промышленность. Легкая промышленность.

1

19/10

5.4.1

§30 

Тема 3. ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ УСЛУГИ.

12

Состав и значение третичного сектора.

1

26/10

5.4.1

§ 31

13

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

1

31/10

5.4.1

§ 32

14

Другие виды транспорта

1

02/11

5.4.1

§ 

15

Связь. Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство.

1

14/11

5.4.1

§ 33

16

 Наука.

1

16/11

5.4.1

§34 

17

Урок- зачёт по теме

«Межотраслевые комплексы »

1

21/11

Пробное тестиро-вание

повт§31-34 

Часть 6. География крупных регионов России.  40 часов.

Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ,

18

Районирование – важнейший метод географической науки.

Обучающая ПР : Моделирование вариантовРоссии»

1

30/10

5.4.2

Тема 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ.

19

Общая  характеристика Европейской России.

1

28/11

5.4.3

§ 43

20

Европейский Север. Состав. Факторы формирования района

обучающаяПР:»Выявление и анализ условий для развития рекреационного х-ва Европейского Севера

1

30/11

5.5

§ 44

З.5ГИА

21

Природа  Европейского Севера.

1

18/11

5.5

22

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

Итоговая П.Р. № 5. «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйство Европейск. Севера».

1

20/11

5.5

ГИА з.9 

23

 Хозяйство  Европейского Севера.

ОбучающаяП.Р.   «составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского р-на».

1

07/12

5.5

§ 45

24

Северо-Западный район. Факторы формирования района.

1

10/12

5.5

25

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

1

14/12

5.5

к/к

26

Хозяйство Северо-Запада.

19/12

5.5

Сообще-ние по теме 

27

Центральная Россия. Факторы формирования района.

21/12

5.5

§ 37

28

Природа  Центральной России.

26/12

5.5

§ 38

29

Население и хозяйственное освоение Центральной России

11/01

5.5

§ 39

30

Московский столичный регион.

Итоговая П.Р. № 6. «Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга».

16/01

5.5

§ 40

31

Хозяйство Центральной России.

Обучающая ПР«Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

1

17/01

5.5

§ 40

32

Центрально-Чернозёмный район

Обучающая Пр «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центр.России»  

18/01

Офор-мить п/р

33

Европейский Юг. Факторы формирования района.

1

23/01

5.5

§ 46

34

Природа Европейского Юга.

Обучающая П.Р. «Выявление условий для рекреационного хозяйства на Кавказе»

1

25/01

5.5

 

35

Население,  и хозяйство Европейского Юга.

1

30/01

5.5

§47-48 

36

Поволжье.  Факторы формирования района.

Обучающая ПР «Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнически и религиозный состав населения»

1

01/02

5.5

§ 50

37

Природа Поволжья.

03/02

38

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

05/02

39

Хозяйство Поволжья.

Тренировочная  ПР «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

1

06/02

5.5

§51 

40

Урал, факторы формирования района. Состав района.

1

0802

5.5

§ 52

41

Природа Урала.

1

13/02

5.5

§ 53

42

Население и хозяйство Урала

Итоговая ПР №7«Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем».

1

15/02

5.5

§ 54

43

Итоговый урок по теме «Европейская Россия».

1

20/02

Пробное

тестиро-

вание

§ 37-51


                                                 Тема 2. АЗИАТСКАЯ РОССИЯ.

44

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

22/02

5.5

45

Западная Сибирь Факторы формирования района.

Тренировочная ПР «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»

1

27/02

5.5

§ 55

46

Природа Западной Сибири.

1

29/02

5.5

47

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири.

Обучающая ПР: «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, эколог.проблемы)»

1

05/03

5.5

§ 57

48

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

ОбучающаяПР«Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе»

1

07/03

5.5

58

49

Природа Севера Восточной Сибири.

1

12/03

5.5

50

Население и хозяйство Севера Восточной Сибири.

Тренировочная ПР«Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и, их взаимосвязь, промышленные центры)»          


1


14/03


5.5

§ 59

51

Южная Сибирь. Факторы формирования района.

1

19/03

5.5

§ 

52

Кузнецко-Алтайский подрайон.

Тренировочная ПР «Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири»

1

21/03

5.5

§ 

53

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

Обучающая пр выявление одной из проблем региона. Предложение путей её решения.

1

02/04

5.5

§ 52

54

Дальний Восток.  Факторы формирования. Природа.

Обучающая практическая работа: «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока-  проблемы и перспективы развития»

1

04/04

5.5

§ 54

55

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

1

09/04

5.5

56

Хозяйство  Дальнего Востока.

Тренировочная ПР «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»

1

11/04

5.5

§ 59

57

Итоговый урок  по теме «Азиатская Россия».

1

16/04

5.5

Тема 4. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

58

Россия и страны СНГ. 

1

18/04

5.6

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ГЕОГРАФИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО. 10 часов.

59

Территория, границы, экономическое положение, административно-территориальное деление.

Обучающая ПР «Определение по картам г/п Белгородской области» (РТс.28)

1

23/04

5.5

Р.Т с.3

«География Белгород

обл

60

Природные ресурсы, история освоения Белгородской области.

1

25/04

5.5

61

Население Белгородской области.

ОбучающаяПР: «Определение по картам плотности и особенностей размещения населения по территории Белгородской области»                       (РТ с.29)

1

30/04

5.5

Р.Т4-7

62

Общая характеристика промышленности.

1

02/05

5.5

Р.Т.с.8

63

Металлургия. Машиностроение.

1

07/05

5.5

§6-7

64

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

14/05

5.5

§9

65

Животноводство.

1

14/05

5.5

§

66

Инфраструктурный комплекс.

ОбучающаяПР: «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Белгородской области» (РТ с.31)

1

16/05

5.5

§11-12

67

Территориальная организация хозяйства. Внешнеэкономические связи.

Обучающая ПР «Составление картосхемы внешних экономических связей Белгородской области (РТ.С.33)

1

21/05

5.5

§14-15

68

Итоговое тестирование по курсу «География России» и «География Белгородской области» 9 класс.

1

23/05

итоговое

тестирование  в форме ГИА.

                                               Содержание программы

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Часть V

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (22 ч продолжение)

Тема 1

ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ,

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЕ

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2

ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ

МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3

ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ,

ПРОИЗВОДЯЩИЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ УСЛУГИ

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI

География крупных регионов России (44 ч)

Тема 1 РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Тема 2

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения*. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства ЕвропейскогоСевера.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района.  Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга.* 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.                                                                                                                     Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Западная Сибирь. Состав района. Географическое поженив на западе азиатской части России, между алом и Енисеем.

Западно-Сибирская    равнина — одна крупнейших низменных равнин земного шара. Ее поженив на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчётливо выраженная зональность природы от тундр степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири, котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы.  Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы (ненцы,  ханты,  манси и др.). Пропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры. Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.  Нефтегазохимический комплекс  —  основа хозяйства района.  Особенности его структуры и размещения.  Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные  районы  и  их  специализация.   Основные  виды транспорта.  Транссибирская магистраль,  река Обь, объездная дорога  Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокус экономических,   социальных   и   экологических элем Западной Сибири.

Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта чека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки ива, экологические проблемы). 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла (г/ п, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами — Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль(БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы,- уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Тема 4

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

                                    Номенклатура

 Пограничные с Россией государства:

Норвегия

Польша

Казахстан

Финляндия

Белоруссия

Монголия

Эстония

Украина

Китай

Литва

Грузия

КНДР

Латвия

Азербайджан

География отраслей межотраслевых комплексов

Машиностроительный комплекс.

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс. 

Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).

Металлургический и химико-лесной комплекс.

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на–Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

Регионы России

Европейский Север.

Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа.

Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины.

Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень.

Озёра: Имандра.Беломоро-Балтийский канал.

Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута

Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС

 

Центральная Россия.

Моря: Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина.

Возвышенности: Среднерусская, Валдайская.

измености: Окско-Донская, Мещерская.

Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева.

Озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. МОсквы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный.

Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

 

Поволжье.

Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская.

Низменности: Прикаспийская.

Реки: Волга, Дон.

Озёра: Эльто, Баскунчак.

Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

 

 Европейский Юг

Моря: Азовское, Чёрное. Проливы: Керченский.

Полуостров: Таманский. Стравропольская возвышенность

Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус.

Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская,Кумо-Манычская впадина.

Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.

Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,

Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

 

Урал.

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар.

Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть.

Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

 

Западная Сибирь.

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский.

Полуострова: Ямал, Гыданский.

Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы.

Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая.

Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз.

Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.

 

Восточная Сибирь.

Моря: Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский.

Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля.

Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана.

Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет.

Низмнности: Северо-сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская.

Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь.

Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый).

Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

 

Дальний Восток.

Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское.

Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский.

Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого.

Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Чукотский, Камчатка.

Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь.

Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка.

Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности.

Реки: Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь.

Водохранилища: Вилюйское, зейское.

Озёра: Ханка.

Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий,

Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь.

Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.

Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф).

Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль.

Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

Формы и средства контроля

-для проведения  массового, выборочного и индивидуального контроля  используются следующие методы контроля:

Само-, взаимопроверка; оперативный (тестирование, географические диктанты),  программированный, рубежный (поэтапный) контроль; устный и итоговый письменный контроль.

Формы контроля:

- тестирование;

-фронтальный опрос;

-работа  с картами;

- практическая работа

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ  9 КЛАСС 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «Составить характеристику одного из нефтяных бассейнов     по картам и  статистическим данным».

Цель   работы:   формирование   умений   составлять   экономико-географическую характеристику   топливной   базы   по   картам   и статистическим показателям                                                                          

План:

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Как разведаны бассейны.
  3. Степень разработки бассейна.
  4. Способ добычи.
  5. Качество нефти.
  6. Условия транспортировки.
  7. Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяного месторождения

Западно -Сибирская нефтяная база.

  1. Среднее Приобье в Западной Сибири на территории Ханты-Мансийского автономного

округа, частично в Ямало-Ненецком округе и в Томской области.  Молодой район нефтедобычи.

  1. Даёт около 70% нефти РФ С I960 г. открыто более 100 месторождений. В Среднеобском районе выделяются месторождения: Сургут, Самотлор, Нижневартовское, Мешонское, Фёдоровское, Александровское, Усть-Балык. В 1975 г. месторождения Западной Сибири по добычи нефти на первом месте в стране и по сегодняшний день сохраняют свои лидерства.
  2. Фонтанный способ добычи.
  3. Нефть отличается высоким качеством
  4. Направление нефтепровода из Среднего Приобья на запад, в Поволжье они смыкаются и направляются на юго-запад (Украина, Северный Кавказ, Туапсе, Новороссийск); на запад (Белоруссия, Восточная Европа); в Центральную Россию (Ярославль. Москва, Рязань, Кстово, С-Петербург).
  5. В западной Сибири извлечено 12% нефти, поэтому в ближайшей перспективе ( до 2010 - 2015 гг.) л а база останется ведущей.

Проблемы развития: отсутствие средств ведёт к недостаточным объёмам геологоразведочных работ, почти 50 % уже пробуренных скважин по разным причинам не эксплуатируется: из-за современного оборудования значительная часть запасов теряется в недрах и не может быть извлечена на поверхность.

Итоговая   Практическая работа №2.                                                                                                                                                 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов».     (РТ с.13)    

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.                                                                  

План.                                                                                                                                                                    Географическое положение относительно потребителей.                                                                 Условие добычи (способ, глубина)                                                                                                                                         Мощность пласта, величина, запасы.                                                                                                                                Калорийность угля, себестоимость.                                                                                                                                Экологические проблемы и проблемы эксплуатации

Печорский угольный бассейн.

Бассейн расположен на Северо-востоке европейской части России, на северо-востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный. за северным полярным кругом. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша - Воркута).                                          

    Весь уголь добывается дорогим Подземным способом, глубина добычи - 208 м - это глубже, чем в Кузбассе.                                                                                                                                                                        Пласты средней мощности 1,53 м (в Кузбассе - 1,85); добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе, запасы угля меньше, чем в Кузбассе в 3 раза.                                                                                                                        Угли высококачественные (0.8 тыс. кал/кг), угли дорогие (себестоимость высокая), т. к. шахтёры имеют северные надбавки к зарплате.                                                                        

    Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера. Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля. Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции. Люди уезжают  из Воркуты в более благоприятные для жизни регионы.

                             Итоговая         Практическая работа  № 3.                                                                                                                                               «Составление характеристики одной из  металлургических баз по картам и статистическим материалам ».   (РТ с.46-47)

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристик) топливной базы по картам и статистическим данным.

План.          Географическое положение относительно потребителей.                                                                                  

Сырьё, месторождения.            Центры         Металлургические комбинаты            Значения.                                                                                                                                                

 Отрасль цветной металлургии                                                                                                                                                                                                                        

Факторы размещения

     Центры                                                                                      

Алюминиевая промышленность

Производство глинозема                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

У месторождений алюминиевых руд

Волхов  (хибинские нефелины), Краснотурьинск (Северо-уральские бокситы).

Производство металлического алюминия

Красноярск, Братск,  Саяногорск,

Волгоград

Производство черновой меди

 

Красноуральск, Ревда, Кыштым,

Медногорск

Производство рафинированной меди

Кыштым, Верхняя  Пышма

Москва, Санкт - Петербург

Название базы

Основные центры

Продукция

Сырье и топливо

Факторы размещения

Уральская

 Чугун

  Сталь

  Прокат

Вывод: в данных центрах ……………… металлургии производят……………………..

Это комбинаты………………цикла

Центральная металлургическая база.                                                                                                           Состоит из двух подрайонов:        

Южного:                                                                                                                                                               предприятия полною никла в Туле и Липецке, в Белгородской области Новооскольский металлургический комбинат, построен совместно с Германией, где производят металл, минуя доменный процесс. Сырьё здесь своё - КМА„ а топливо (уголь- поставляют из Восточного крыла Донбасса.                                    

  Северного:                                                                                                                                                                       предприятия полного цикла в Череповце, которое работает на рудах Европейскою севера и КМА. а топливо из Печорского бассейна. Производство - 42 % стали и 44 % проката. Здесь сосредоточена основная часть запасов железных руд страны (42 млрд. т или 62 %). Руда высокого качества (45 % железа). К Центральной базе относятся месторождения железной руды, добываемые на Кольском полуострове и в Карелии. Крупные центры металлургии Череповец, Липецк, Старый Оскол. Центральная база использует много металлолома на передельных заводах Москвы, Электростали ,Урала, Нижнего Новгорода, Выксы, Кулебак, Омутнинска. Металлургия    «фазная» отрасль, поэтому строить несколько металлургических заводов в одном городе. Нельзя превышать «экологический потолок », это пагубно отразится на здоровье населения

металлургический завод Краснотурьинск   цветных металлов    Сибирский        Красноярск.   Шелехов       металлургический       Саяно-горск,   район  Новокузнецк

Центры производства (меди и алюминия) Северо-Западный металлургический район Уральский

 Промышленные пещеры производства Кандалакша, Кировск, Волков, Надвоицы Уральск, Каменск.

 Факторы размещения      Наличие требует- электроэнергии  Главный  фактор  размещения – сырьё   и электроэнергия.  У источников дешёвой   электроэнергии,  у крупных АЭС

Вывод: В современных условиях важно повышение качества металла, увеличение ассортимента проката. Для размещения предприятий чёрной и цветной металлургии необходимо сырьё, электроэнергия.

   Итоговая  Практическая  работа №4                                                                                                                                                                               «Определение главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

1. Дайте определение  понятиям  «трудоемкость»  и «металлоемкость»   учебник географии 9 класс География России. Население и хозяйство В.П. Дронова

2. Используя табл.   учебника и  атлас, заполните таблицу:

Основные центры машиностроения

Факторы размещения

Санкт – Петербург, Москва, Воронеж. Нижний Новгород, Ярославль, Саратов, Самара, Казань, Иркутск

 Пермь, Нижний Тагил. Екатеринбург, Ижевск. Челябинск. Орск, Новосибирск, Красноярск

 Итоговая практическая работа №5.

Сравнение географического положения и планировки двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга.

Используя текст учебника параграфов , атлас для 9 класса , заполните таблицу:

Города

Географическое положение

Особенности планировки

Достопримечательности

Москва

Санкт-Петербург

Сравнение ЭГП:                                                                                                                                                        1.положение окраинное, центральное                                                                                                                              2.положение приморское, сухопутное;                                                                                                                                        3.транспортное положение;                                                                                                                                                        4.положение на реке.                                                                                                                                                                                                   Планировка города:                                                                                                                                 1.радиально-кольцевая, прямоугольная;                                                                                                                                      2.явный центр города;                                                                                                                                                                           3.год основания;                                                                                                                                                                 4.другое.

Итоговая практическая работа №6                                                                                                                                        «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

                         

    Итоговая Практическая работа № 7.                                                                                                                                      Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Сопоставляя долю населения (Н) и долю производимой  районом продукции в масштабе страны (П), можно определить показатель специализации (К) экономических районов по формуле: К= П:Н . При  К>1 отрасль является отраслью специализации.

Доля населения (Н) Европейского Юга  и Поволжья к населению страны составляют  12%. Показатель (П)  брать из таблицы 3 на странице 373 учебника. Если  К больше единицы, эта отрасль является отраслью специализации и ее заносим в таблицу. Например: определяем, является ли электроэнергетика отраслью специализации Европейского Юга:

Н(доля населения) 12%, П(доля отрасли, данные берем из таблицы – 23,1 %), 23,1%  делим на 12% получается больше 1, следовательно электроэнергетика – отрасль специализации.

Название районов

Отрасли специализации

Основные центры (данные берем из карт атласа страницы 38 и 39.

Европейский Юг

Поволжье

Вывод: отраслями специализации Поволжья являются …………………., так как…………………..                               (назвать причины).

Отраслями специализации  Европейского Юга являются ………………………, так как………………………. (назвать причины).

Перечень учебно –методических средств:

1.В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе  География России.  Население. Хозяйство.  Москва. Дрофа. 2007 г.

2.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2010.

3.«География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ, 2008

4.Гайворонская Н.И., Голеусов П.В., Лисецкий Ф.Н. и др. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. В 2 частях. Часть вторая. – М.: Изд-во МГУ, 2008

                              Интернет ресурсы:                                                                                                               www.gks.ru — сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).           http://geo.1september.ru — газета «География» Издательского дома «Первое сентября». http://www.georus.by.ru   География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации.                                                                                                              http://www.terrus.ruТерриториальное устройство России: справочник – каталог «Вся Россия» по экономическим районам.                                                                                              

  http://www.kulic hki.com/travel/    Виртуальные путешествия. Рассказ о достопримечательностях, истории и современности стран, городов, регионов                        

   http://www.cfo-info.com/ - Новости центрального округа                                                  

  http://www. szfo.ru/ - Северо-Западный федеральный округ                                           http://www.pfo.ru/ -Приволжский федеральный округ                                               http://www.ufo.gof.ru/ - Южный федеральный округ                                                  http://www.uralfo.ru/- Уральский. Дальневосточный федеральный округ              

  http://www.sibfo.ru/ - Сибирский федеральный округ                                          

      http://www.rzd.ru/-  Российские железные дороги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...