"Почвы". Обобщающий урок
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Безденежных Ирина Константиновна

Почвы России разнообразны.Определённому типу растительности соответствунт свой тип почвы. По физическим свойствам, плодородию и использованию почвы подразделяются на типы, подтипы.

Цели и задачи урока:

Обобщить и закрепить знания по теме «Почвы». Проверить уровень ус­воения материала. Продолжить обучение навыкам работы с картами, литературой, в малых группах.

Урок проводится в форме игры.

.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Почвы

Обобщающий урок (8 класс)

Цели и задачи урока: 

Обобщить и закрепить знания по теме «Почвы». Проверить уровень усвоения материала. Продолжить обучение навыкам с картами, литературой, в малых группах.

Оборудование:

Почвенная карта,  физическая карта России, атласы,  контурные карты, таблица  «Меры по повышению плодородия почвы», учебники, раздаточный материал

Ход урока (Игра)                                                                

  1. Организационный момент 3 мин

  Распределение по командам (например, у каждой команды свой цвет), объяснение хода игры, выдача заданий. Ведущий учитель.

Дополнительный бал командам за окончание работы первыми, за полные ответы               (33 б +1+1)

 Окончание каждого задания отмечается на табло

  1. Задание 1.                                                                                                                10 мин ( 8 б)                    1. Найти соответствие между природной зоной и почвами                            

1)тундра

  1. тайга
  2. смешанный лес
    4)степь
  1. полупустыня

                                     

а)  подзолистые

б)  мерзлотно-таежные

в)  черноземы

г)  бурые, серо-бурые

д)  серые лесные

е)  тундрово-глеевые

                                                       ( 1-е; 2- б, а;  3- д;  4 – в;  5-г)

2.  Определите соответствие территорий и видов мелиорации:

  1. Карелия                                  а) орошение
  2. Калмыкия                                  б) осушение
  3. Амурская область                       в) очистка от валунов и кустарников.      

         (1- в, 2- а, 3- б.)

Задание  2                                                                                                                            5 мин (5 б)                                                                                               

Задание  2    

  Дайте определение терминам

Задание  2

Дайте определение терминам

Задание  2      

Дайте определение терминам

Задание  2      

Дайте определение термина 

Задание  2  

Дайте определение термина

1. Почвоведение  

2. Почвенные ресурсы

3. Мелиорация

 4.Главное свойство почв

5. Рекультивация

1. Докучаев В.В.    

2.  Земельные ресурсы

3. Рекультивация

4. Химизация

5. Главное свойство почв

1.  Гумус  

2. Земельный фонд  

3. Водная эрозия    

4. Орошение

5. Почвоведение      

1. Почва

2. Неудобные земли

3. Ветровая эрозия

4. Осушение

5. Докучаев В.В.    

1. Материнская горная порода

2. Почвенные ресурсы

3. Почвенный разрез

4. Структура почвы:

     а)…..      б)…..

5. Рекультивация

Задание 3                                                                                                                           12 мин ( 12 б  )

1.  Определите природную зону, тип почвы (по цветному профилю), как она используется   человеком, где распространена? Отметить эту почву на контурной карте цветом     ( 10 б)

 2. Дайте описание строения почвенного профиля (схема)    (2 б)

Почвы:  жёлтая - тундрово-глеевая;  красная -  дерново-подзолистая;   зелёная – чернозём;

                     синяя – серая лесная;  оранжевая – кащтановая;  белая – солонец;  

                 дополнительно - подзолистая

  Задание 4  Разгадайте кроссворд.                                                                                10 мин  (13 б)       

        Ответы

По горизонтали: 4. Рекультивация. 6. Тайга. 8. Подзолистее. 11. Эрозия. 13. Глина. 14. Чернозем.

По вертикали: 1. Мелиорация. 2. Гумус. 3. Каштановая. 5. Тундра. 9. Осушение.  

                        7. Плодородие. 10. Докучаев. 12. Почва.

Итог урока:   определяется порядок окончания работы по командам

Рекомендуемая оценка:       менее 10 б = 2     

                                               10 – 16 = 3

                                               17 – 25 = 4

                                               26 и более = 5

Выставление оценок возможно на следующем уроке

   

 Литература

  1. Алексеев А.И. Николина В.В, Болысов С.И  География. Россия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос акад образования, изд-во «Просвещение»- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010 - 271 с.:ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
  2. Баринова И.И. География. Природа. 8 кл.: учеб.  для общеобразоват. учреждений. -12-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. -285, [3] с.: ил., карт.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. -М.: «ВАКО», 2004, 352 с.- ( В помощь школьному учителю)
  4. Раковская Э.М. География: природа России: Учеб.  для общеобразоват. учреждений. -3-у изд., стереотип. – М.: Просвещение, 1999. -301 с.: ил., карт.
  5. Атласы для 8 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные типы почв России. Урок № 1

В содержании урока рассматриваются следующие вопросы: процессы почвообразования, почвобразующие факторы, главные типы почв России и Дальнего Востока. Теория перемежается отработкой практических умений...

Почвы России урок в 8 классе по УМК Алексеева

презентация к уроку географии по теме "Почвы России"...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Что такое почва. Конспект урока по Окружающему миру, 3 класс, Школа России

Конспект открытого урока по Окружающему миру, "Что такое почва", 3 класс, Школа России...

Обобщающий урок по теме: «Почвы» С использованием регионального содержания. «Почвы Подмосковья» (8 класс)

обобщение по теме: "Почвы". Использование элементов регионального содержания "Почвы подмосковья" 8 класс...