Поурочные разработки
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Ерохина Татьяна Николаевна
Урок георафии 11 класс Япония. Экономико-географическое положение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_11_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии в 11 классе по теме

«Япония. ЭГП, население природные условия».

                                                                             О, вот она – чудесная страна,

                                                                              Заветный край  – Акицусима!

                                                                              Как крылья стрекозы, простерты острова,

                                                                              Страна Ямато – вот она!

 Тема: ЯПОНИЯ: Экономико-географическое положение, население, природные условия и ресурсы

Цели:

Образовательная

  1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении    населения;    

Развивающая

  1. Развитие    умений    составлять    экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.

Воспитывающая

  1. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Технология: компьютерная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,

Методы познания: компьютерное моделирование, мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ,  проблемный.

Оборудование: политическая карта Японии, атласы, флаг, японская музыка, программа Power Point, материалы из Интернета по Японии, презентации

Структура  урока:

План

1.Япония - «страна наоборот».

2. Название страны и состав территории.

3. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

4. Особенности населения. Демографическая политика.

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного помещения для развития промышленности и сельского хозяйства.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание и мотивация.

Вступительное слово учителя.

1.        Япония - «страна наоборот».

- Мы продолжаем с вами знакомится с Зарубежной Азией. И сегодня на уроке мы  совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна- наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

- О какой стране идёт речь? Вы догадались?

- Да, это Япония

Запишем в тетради тему урока                  Слайд 1-4

А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы.

Слово предоставляется 1 экскурсоводу

III. Изучение нового материала

Выступления учащихся с сообщениями.

1. Название страны. Состав территории. (Презентация 1 Слайд 1-4)

Вопрос к классу:  Какая особенность ГП подтверждает правильность данного утверждения «страна восходящего солнца»

Слово предоставляется 2 экскурсоводу

 Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во
времени. (Презентация 1 Слайд 5-9
)

Вопрос к классу: Какие выводы вы можете сделать об ЭГП и ПГП Японии? Можно ли однозначно сказать, что оно выгодно или невыгодно?

Учитель: Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный народ.

Как вы уже знаете, Япония входит в «первую десятку» стран мира по численности населения. Нам предстоит решить вопрос: «Почему японская нация – самая здоровая в мире? Как это явление влияет на хозяйственную жизнь страны?»

Слово предоставляется 3 экскурсоводу

  1. Особенности населения. Демографическая политика.

(Презентация 1 Слайд 10-13)

Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения - естественный прирост. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.

(Презентация 1  Слайд 14-21)

Вопрос: Почему японцы живут долго?    

Над чем из всего сказанного задумался каждый из вас? Почему мы так не умеем жить, ведь 4 из 5 принципов зависят от нас самих

(Размышления ребят..)

Учитель:        Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где
обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства.

Чтобы создать атмосферу японской культуры давайте послушаем японскую  музыку, немного расслабимся и отдохнем.

                 Пауза: (Звучит японская музыка Физминутка)

Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, самураи, каллиграфия, Давайте послушаем сообщения о старинных традициях.

Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии

1-й ученик. (Презентация 2Слайд1)

2-й ученик. (Презентация 2 Слайд2-5).

Новогодняя чайная церемония

3-й ученик. (Презентация 2Слайд 6-7) Икебана 

4-й ученик. (Презентация 2 Слайд 8-9

5-й ученик. (Презентация 2 Слайд 10-13)

6-й ученик. (Презентация 2 Слайд14-16) 

7-й ученик  Кабуки  и суши( Презентация 2 Слайд 17-18)

Учитель:  Мы с вами увидели, что это  великая страна. Трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость в быту, любовь к природе, культуре, традициям,  традиционно крепкие семьи, где живут 3 поколения, желание познавать и учиться – особенности японского менталитета. Я думаю из этого есть тоже, что взять для себя.

5. Природные условия Японии

Учитель. Природа на Японских островах жестока, часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят тайфуны. Но я ещё добавлю, что природа Японии скупа.

         Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии - источник гидроэнергии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна.

(Звучит тихая японская музыка.) Я хочу обратить ваше внимание еще на одну национальную традицию японцев, которое воспитывает у них с детского возраста бережное отношение к окружающей природе, деревьям, цветам.

 8 ученик  (Презентация 2Слайд 19-20)

IV. Закрепление изученного

Ответить на кроссворд. Выделено ключевое слово

1 Вариант – Япония

2 Вариант - Акихито

Приложение 1

-На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им

в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономичеческих высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.

Кто же они, японцы?        

Что ими движет? (Размышления учащихся.)

Вывод урока: Японцы, это  культурный, интеллектуальный, народ. Физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.

III. Итог урока. Вот на этом наше первое знакомство с Японией заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни.

Задание на дом с.210-219 подготовит презентацию «Хозяйство Японии»

И в заключении я предлагаю провести Рефлексию

Что вам понравилось на уроке?

                                                                                                       Приложение 1

Кроссворд    Вариант 1

1

2

3

4

5

6

                       

  1. Древнее название страны
  2. Как называются храмы в Японии
  3. Миниатюрные сады
  4. Искусство составления букетов
  5. Национальная одежда
  6. Крупный город, третий после Токио и Осаки

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

  1. Дикая вишня Японии.
  2.   Искусство составления букетов.
  3. Японская система верования
  4. Остров, где расположена столица Японии.
  5. Столица Японии.
  6. Циновка из рисовой соломы.
  7. Миниатюрные сады Японии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное приложение к поурочным разработкам по геометрии

Презентациис анимациями для решения задач по готовым чертежам, тестами, проверочными работамим к каждому уроку по методичке Н.Ф. Гавриловой по геометрии.Название  Г -7 -1 означает :  геометр...

Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"

Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

поурочные разработки по информатике 5 класс

Поурочные разработки уроков по информатике 5 класс охватывают темы 1 полугодия ныне действующих в Азербайджане учебников Р.Махмудзаде, Б.Гусейнов, А.Алиев «Информатика 5»...

Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...