Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику "Русское слово"
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Кирпичникова Елена Николаевна

Рабочая программа разработана согласно требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_kirpichnikova.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №16 имени героя России С.Г. Таранца города Славянска-на-Кубани

муниципального образования Славянский район Краснодарского края

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

  ____________         Т.В.Городничая

 подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    географии

                                               (указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное  общее  образование, 5 класс      

                  (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 34               Уровень  БАЗОВЫЙ

Учитель    _____Кирпичникова Елена Николаевна     

Программа разработана на основе «Программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 5 класса «География. Введение в географию» составлена на основе Программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012  в соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по географии. В данном курсе используется  учебник «География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /  Е.М. Домогацких,  Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО «Русское слово— учебник», - 2012.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  1. ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  2. формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  3. формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  4. сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  5. формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

           

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час.. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 34 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную  рабочую программу добавлено 3 часа. Проведены изменения  по количеству часов  по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (3 часа), «Путешествие по планете Земля» (11 часов)

     Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, то все предложенные практические работы из программы будут выполнены, но оценены только те, которые занесены  в календарно-тематическое планирование.

  1. Результаты обучения.

Личностные результаты:

  1. овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  2. осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  3. формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

          Метапредметные результаты:

  1. ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  2. планировать свою деятельность под руководством учителя;
  3. выявлять причинно-следственные связи;
  4. определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  2. смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
  3. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Предметные результаты:

  1. формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
  2. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;
  3. овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  4. овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
  1. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  2. уметь составлять схему наук о природе;
  3. уметь составлять описание учебного кабинета географии;
  4. уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
  5. уметь организовывать наблюдение за погодой;
  6. уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
  7. уметь составлять  план кабинета географии;
  8. уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
  9. уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
  10. уметь составлять сводную  таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
  11. уметь организовывать фенологические  наблюдения в природе;
  12. уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
  13. уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

  1. Таблица тематического распределения количества часов

п\п

Разделы,  темы

Примерная программа

Рабочая программа

Наука география

2

2

Земля и ее изображения

5

5

История географических открытий

12

13

Путешествие по планете Земля

10

11

Природа Земли

2

3

Резерв

4

-

Итого

35

34

  1. Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

6. Практические работы.

  1. Составление схемы наук о природе
  2. Организация наблюдений за погодой
  3. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
  4. Определение с помощью компаса сторон горизонта
  5. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
  6. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
  7. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
  8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
  9. Организация фенологических наблюдений в природе

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  1. форму и размеры Земли;
  2. полюса, экватор;
  3. части Мирового океана;
  4. виды движения воды в океане;
  5. материки и океаны Земли;
  6. географические объекты, предусмотренные программой;
  7. маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  1. различных видов морей;
  2. различия природы материков.

3. Определять:

  1. стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  2. специфику природы материков и океанов по географической карте;
  3. направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
  2.  Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  4.  Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  6. Метеостанция.
  7. Стенд для постоянных и временных экспозиций.
  8. Компьютер.
  9. Мультимедиа-проектор.
  10. Интерактивная доска.
  11. Коллекция медиаресурсов.
  12. Выход в Интернет.
  13. Учебная геоинформационная система.
  14. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
  15. Справочно-информационная и научно-популярная литература.
  16. Глобус  большой.
  17. Глобусы лабораторные.
  18. Теллурий.
  19. Физическая карта полушарий.
  20. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
  21. Карта великих географических открытий.
  22. Карта Мирового океана.
  23. Компасы.
  24. Календарь погоды.

СОГЛАСОВАНО                  
Протокол заседания                  
МО учителей естественнонаучных дисциплин    
от __________ №___,                    
______________      Ванжа С.В.
 подпись руководителя МО ОУ    

СОГЛАСОВАНО                  
 Заместитель директора по УВР  
_____________  Шкаборня И.А.
   

        подпись               расшифровка подписи. 

__________   2013 год

      дата    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...