Конспект урока по географии 6 класс "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Кильдякова Айгуль Максутовна

Конспект урока по географии в 6 классе по теме. "Гидросфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.92 КБ
Файл tekst_1.docx12.98 КБ
Файл pamyatka.docx12.53 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Р.П. ТАТИЩЕВО»В Д. МАКЕДОНОВКА

412176 Саратовская область                                                                                    Тел.:8(84558) 5-87-21

Татищевский район

д. Македоновка, ул. Центральная, 41

План-конспект урока

Тема урока: Гидросфера и её состав.

1.ФИО

Кильдякова Айгуль Максутовна

2. Место работы

ОПФ МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» в д. Македоновка, Татищевский район

3.Должность

Учитель географии

4. Предмет

География.

5. Класс

6 класс

6.Тема и номер урока в теме

Тема: Гидросфера и её состав. Урок №1 в теме: «Гидросфера»

7. Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.

8. Задачи:

- обучающие:

  1. сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;  
  2. расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

- развивающие:

  1. формировать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основании вновь изучаемого материала
  2. развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления,
  3. создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы

- воспитательные:

1. сформировать понятия универсальной ценности воды на планете Земля, осознание значения гидросферы, понимать необходимость охраны гидросферы.

9. Тип урока:

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

10. Формы работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная.

11. Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, памятки, физическая карта полушарий

12. Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

13. Структура и ход урока

Орг. момент

Слайд 1

Здравствуйте, ребята, а также уважаемые гости. Я рада вас всех видеть. Сегодня урок проведу у Вас я. Зовут меня Кильдякова Айгуль Максутовна.

Целеполагание и мотивация

Слайд2

Памятки.

О чём пойдёт речь на нашем уроке,  Вы догадаетесь сами. А для этого отгадайте следующие загадки:

1. В морях и реках обитает,

     Но часто по небу летает

     А как наскучит ей летать,

     На землю капает опять.

2. Очень добродушная,

    Я мягкая, послушная,

    Но когда я захочу,

    Даже камень источу

3.  Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Совершенно верно: будем говорить о воде – самом удивительном минерале на Земле. Именно она станет героиней нашего урока.

У Вас на партах лежат памятки, рассмотрите. Как видите, они не совсем заполнены. Вы должны будете сами их составить в течение  урока.

Изучение нового материала

Слайд  3,4,5

-Вспомните, какие оболочки Земли Вы уже знаете?

Слайд3 «Оболочки Земли» (литосфера, атмосфера, гидросфера)

 А как связана вода и гидросфера?

Верно, гидросфера - водная оболочка Земли.

Итак, тема нашего урока: «Гидросфера и её состав» (слайд5)

Запишите тему в памятку.

Сколько воды на Земле?

Задание1

Слайд 6

Выяснить соотношение воды и суши на планете, ответив на вопрос: «Почему Землю называют «Голубой планетой»?

Работа с текстом 1 и физической картой полушарий (сверяем со слайдом)

Вывод1. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

Три состояния воды

Задание 2

Слайд7

Используя текст слайда 7, назвать агрегатные  состояния воды и заполнить схему1

Я и туча, и туман,-газообразное состояние
И
ручей, и океан, -жидкое состояние
И летаю, и бегу,
И
стеклянной быть могу!- твёрдое состояние

Найдите в этом отрывке стихотворения три состояния воды.

Вывод 2. Вода в природе встречается в тёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Состав гидросферы

Задание 3

Слайд 8

Вода создает «внешность» планеты. Где находится вода в природе? (в морях. океанах, реках, озёрах и т.д.)

Выясните,  из чего состоит гидросфера? Прочитайте текст 2, заполните схему

2 (сверяем со слайдом)

Какие части гидросферы мы можем увидеть на карте,  а какие нельзя увидеть?

Вывод 3. Гидросфера состоит из вод океанов и морей, вод суши (реки, озёра, болот), воды в атмосфере.

Распределение воды на Земле

Задание 4

Слайд 9

На основе того же  текста 2  выяснить, как расспределена вода на Земле.

Рассмотрите диаграмму, подпишите названия, сделайте вывод.

Где содержится самый большой объём воды (в Мировом океане), самый маленький (в водах суши)? Где больше всего пресной воды содержится? (в ледниках).

Вывод 4. Подавляющая часть гидросферы- это жидкая солёная вода океанов и морей.

Мировой круговорот воды

Как мы выяснили пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми?

Задание5

Слайд 10,11

Пранализируйте текст 3, рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: «Как происходит мировой круговорот воды?»

Сформулируйте определение «Мировой круговорот воды»

Вывод 5. Мировой круговорот воды в природе - процесс постоянного водообмена между различными звеньями гидросферы.

Значение круговорота воды.

Подумайте, каково значение мирового круговорота воды? Представьте себе, что было бы, если не было круговорота воды.

(Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озёра, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь).

Значение воды и необходимость её охраны

Задание 6

Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде?  Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека.

(Примерные ответы учащихся. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.

На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.

По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.

Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве).

Слайд 12

Верно. Незря французский писательтак написчал о воде (читаю текст со слайда)

Задание 7

(ролик о загрязнении воды)

Просмотрите ролик. О чём он? Приведите свои примеры.

Вывод 6. Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека. Это создаёт опасность для жизни на Земле.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Слайд 13

Итак, наш урок подходит к завершению. Ваши памятки уже заполнены. Какие же выводы мы сделали (дети называют, эти же выводы появляются на слайде)

А теперь я  предлагаю Вам проверить себя,  как вы усвоили материал.

Проводится тестирование.

Слайд 14

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Текст 1.

Сколько воды на Земле?

Мы живём на суше. На твёрдой земной поверхности растут леса и колосится хлеб на полях, построены города и сёла, проложены дороги и трубопроводы. Но если бы инопланетянин увидел Землю из космоса, он мог бы назвать нашу планету «Вода». Посмотрите на карту полушарий. Основная часть карты синего цвета- цвета воды. Это Мировой океан, занимающий почти 3/4 площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен»! Это большие и малые реки, озёра, водохранилища. Россыпь синих точек на белом фоне- гигантские материковые ледники полярных широт.

Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Объём воды составляет колоссальную величину- около 1,4 млрд  кубических километров.

Текст 2.

Из чего состоит гидросфера?

Гидросфера включает в себя солёные воды океанов и морей, пресные и солёные воды суши и воду, содержащуюся в атмосфере и в живых организмах. К водам суши относят поверхностные воды (реки, озёра, болота), ледники и подземные воды.

96,5% воды в гидросфере- это вода океанов и мопей. Остальное приходится в основном на воды суши. Среди вод суши наибольший объём имеют не поверхностные, жидкие воды, а ледники и подземные воды – 1,75% и 1,7% от объёма гидросферы. Представьте, что реки, озёра и болота, иногда огромные по площади, все вместе- это  менее 0,03% от объёма воды в гидросфере. В атмосфере и в живых организмах содержится менее 0,02% всей воды гидросферы, но роль её огромна.

Основная масса воды- солёная, т.е. в ней растворены различные химические соединения. Менее 3% жидкой воды на Земле- пресная вода.

Текст 3

Как происходит Мировой круговорот воды?

Вся вода на Земле находится в непрерывном движении.

Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), причем вода испаряется – пресная. 411 тыс. куб. км поднимается с одной только поверхности океана; из них примерно 2/3 возвращается в виде атмосферных осадков обратно в океан. Оставшаяся часть испарений уносится ветрами на сушу. Она присоединяется к водяным парам, поднимающимся в атмосферу с растительного покрова, из почвы и водоемов суши.

Наконец, вместе с речным и подземным стоком вода возвращается, обратно, в Океан. Так совершается вечный круговорот воды в природе.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Тема:_________________________________________________________

Вывод1:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                   

Схема1        

  Вода

                                                                           

Вывод2: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема 2

Вывод3:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                               

1.

2

3.

4.

Вывод4:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод5:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод6:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...