Тема проекта: «Путешествие на воздушном шаре» 6 класс.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Путешествие на воздушном шаре» 6 класс.
Цель данного проекта – усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности.
Оборудование урока: дополнительная литература, термометр, барометр, раздаточный, наглядный материал.
Ход урока:
Последовательность действий учителя и учащихся.
I этап. Вводный.
1. Вступительное слово учителя, преследующее цель пробуждения интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.
Можно продемонстрировать картину В. М. Васнецова «Ковер - самолет»; вызвать детей на беседу об известном стремлении человека подняться над землей, об отражении этой мечты в сказках, рассказах: о полете на воздушном шаре А. И. Куприна, который он совершил в 1911 г.
Перу А. И. Куприна принадлежат слова: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные плащи-мерлены, сундуки самолеты, летающие ковры, ручные орлы, драконы – самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы духа над тяжестью земли…»
2. Формулировка исследовательской проблемы.
СЛАЙД№1
Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, луг, реку.… У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем все, что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам довелось испытать. Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так в 1862 г. естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, - бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 11 км. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равнялась, как показывал минимальный термометр в момент приземления воздушного шара, - 25 С. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.
- Предложение заданий мини – группам.
СЛАЙД№2
Задание 1. Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Нежной голубоватой дымкой она как бы окутывает Землю.
А вы знаете, что такое атмосфера? Найдите ответ на этот вопрос в указанной ниже литературе.
- Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Изучите ее и вы: а) начертите схему строения атмосферы; б) охарактеризуйте особенности разных слоев атмосферы; в) постройте круговую диаграмму «Состав воздуха тропосферы».
- Расскажите одноклассникам, какие знания из изученного вами материала будут необходимы при подготовке к путешествию на воздушном шаре. Для выполнения задания обратитесь к следующей литературе 1. Герасимов Т. Г. и др. География, 6 кл. 2. Плешаков А. А. Природоведение, 5 кл. 3. Энциклопедический словарь юного географа – краеведа.
СЛАЙД№3
Задание 2.
- Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре на высоту 15000 м. Над уровнем моря. Чему равны температура воздуха и атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли температура воздуха равна 17 С, а давление 760 мм. рт. ст.? Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать а) что такое атмосферное давление; б) как изменяются температура воздуха и атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря.
- Почему температура воздуха и атмосферное давление уменьшаются с высотой ?
- Как влияет на самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления? Расскажите своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?
Задание 3.
- В полете нам будет необходим барометр. Выясните предназначение этого прибора, его устройство и принцип действия.
- При полете на воздушном шаре необходимо постоянно контролировать высоту подъема.
Это можно сделать с помощью барометра. Выясните, как определить высоту с помощью барометра.
Попробуйте решить задачу.
На какую высоту поднялся воздушный шар, если у поверхности земли давление равнялось 740 мм. рт. ст., а через 3 часа полета оно уменьшилось до 540 мм.?
Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать, на какую высоту надо подняться, чтобы давление изменилось на 1 мм. рт. ст.
- Выясните, как называется прибор, с помощью которого можно определять высоту без математических расчетов. Расскажите одноклассникам, как работает этот прибор, его возможности, покажите его.
II этап. Самостоятельная работа мини - групп.
III этап. Творческая лаборатория.
Подготовка к полету.
В процессе ответов мини –групп учащиеся фиксируют в тетради сведения, необходимые при подготовке к путешествию на воздушном шаре в виде: а) записей; б) схем; в) таблиц; г) графиков; д) диаграмм.
IV этап. Путешествие.
Класс делится на 3 группы – экипажа. Каждый экипаж выбирает название своему воздушному шару. Задания экипажам: 1 Совершая воображаемое путешествие, оформите свои впечатления о полете в дневнике. 2 Проанализировав трудности, встречающиеся в путешествии, разработайте инструкции пассажиру воздушного шара.3 Опишите экстремальную ситуацию, в которой вы оказались во время полета. Разработайте модели поведения экипажа в данной ситуации.
Оформляя отчетные материалы о путешествии, постарайтесь написать яркий, интересный рассказ. Для этого познакомьтесь с приключениями литературных героев, совершивших полет на воздушном шаре.
V этап. Игра – соревнование на лучшее описание путешествия.
Перед игрой выбирается жюри, в состав которого можно включить старшеклассников, учителя литературы и др. Предварительно жюри знакомиться с письменными материалами экипажей. Во время игры каждый экипаж представляет творческий отчет о полете, отвечает на вопросы жюри, зрителей. Жюри оценивает каждую группу, принимая во внимание: яркость, эмоциональность, содержательную насыщенность выступлений; качество оформления письменных материалов; участие в работе каждого члена экипажа. Завершается игра награждением победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-54192-1414943648.jpg)
Из опыта реализации открытого внеклассного мероприятия «Путешествие на воздушном шаре».
Цель:привить интерес к истории , окружающему миру; развить умения работать с печатным материалом и интернет ресурсами; расширить интеллектуальный багаж знаний....
Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"
В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-403751-1489661363.jpg)
Внеклассное мероприятие "Путешествие на воздушном шаре"
Интегрированное мероприятие по истории и математике для учащихся 6-х классов. Формируется 2 команды,каждая из которых "путешествует" на воздушном шаре. Участники команды по очереди выбирают вопросы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-935889-1517135838.jpg)
Путешествие на воздушном шаре
Открытое занятие для педагогов и родителей с детьми второго года обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/27/picture-443010-1540632366.jpg)
Темы проектов по обществознанию для 10 класса
Данная разработка содержит темы проектов по обществознанию для 10 класа...
"Путешествие на воздушном шаре"
Методическая разработка урока по изобразительной деятельности (возраст: 8 - 9 лет) Целью данного урока является выполнение рисунка с изображением воздушных шаров. На уроке учащиеся обучаются рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/02/picture-1446264-1672652929.jpg)
Конспект занятия "Путешествие на воздушном шаре""
конспект занятия по познавательному разитию с участием героя Карлсона...