Календарно-тематическое планирование 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2011-2012.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по географии.

для  общеобразовательного класса.

на 2011 -2012 учебный год.

ОБУХОВОЙ  СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

Пояснительная записка.

Статус документа

Программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. – М.: Вентана – Граф, 2010

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               

Используемый УМК:

  1. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня География России. Природа. Население 8 класс – М.: Вентана-Граф, 2011 год

          2     Атлас. География России. Природа. 8 класс.

          3.   Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.




Тема урока

Кол

во

ча

сов


Тип

урока

Элементы

обязательного

минимума

образования

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Формы

контроля

Практические

работы

Дата

проведения

План

Факт

Введение (1 час)

1

Что изучает география России

1

Вводный

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения и обработки информации

Знать: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации Уметь: объяснять роль знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

Раздел 1 Территория России (14 часов)

ГП и формирование государственной территории России (9 часов)

2

Географическое положение и его виды

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение. Виды и уровни географического положения

Понимать: связь между географическим положением и другими компонентами природы, определять поясное время уметь: приводить примеры

Фронтальный устный опрос

Характеристика географического положения России.

Сравнение ГП России с ГП других стран

3

Размеры территории ПГП России

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

5

ЭГП и ТГП России

1

Практикум

Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ

Знать: понятия «территориальные воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства.

Уметь: показать границу РФ и назвать соседей

Фронтальный устный опрос

6

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос

7

Государственная территория России. Типы российских границ

1

Практикум

Фронтальный устный опрос

8

Сухопутные и морские границы РФ

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

9

Различия во времени на территории России

1

Практикум

Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория

Знать: в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, декретное,  поясное время, их роль в жизни людей

Фронтальный устный опрос

Определение поясного времени для разных пунктов России.

10

Государственное устройство и территориальное деление РФ

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать: специфику административно-территориального устройства РФ

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

11

Повторение и обобщение по теме «ГП и формирование государственной территории России»

1

Обобщающий урок

Анализ карт, составление

таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов)

12



13

Заселение и освоение территории России в 9-17 веках. Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19 вв.

1

Урок изучения нового материала

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах

Знать: историю освоения и изучения территории России; формирование и освоение государственной территории России; изменение границ страны на разных исторических этапах

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт, фронтальный устный опрос

14

Географическое исследование территории России в 18-19 веках

1

практикум

15

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке

1

практикум

16

Повторение и обобщение по теме: «История заселения, освоения и исследования территории России»

1

практикум

Учебное исследование по картам , составление таблицы по результатам сравнения карт

Раздел 2. Природа России (37 часов)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов)

17

Особенности рельефа как результат геологической истории

1

Урок изучения нового материала

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры

Знать: основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории

Уметь: показать на карте и объяснить причины такого размещения

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Анализ физической карты

18

Развитие земной коры

1

Урок актуализации знаний и умений

Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны Основные тектонические структуры

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ карт «тектоника и минеральные ресурсы»

19

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры

1

практикум

Распространение крупных форм рельефа

Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры Уметь: показывать на карте объекты

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

20

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов

1

практикум

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.  Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма

Понимать: взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.

Уметь: приводить примеры стихийных природных явлений, связанных с литосферой, объяснять признаки явлений

21

Литосфера. Рельеф. Человек

1

Практикум

22

Повторение и обобщение темы

1

Обобщающий урок

Стихийные природные явления

Климат и агроклиматические ресурсы (5 часов)

23

Условия формирования климата

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс

Знать: факторы, определяющие климат России

Уметь: объяснять образование циклонов и антициклонов

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения летних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по карте особенностей  погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности человека

24

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

1

Урок актуализации знаний и умений

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы. Циклоны и антициклоны

Знать: факторы определяющие климат России

Уметь: объяснять образование циклонов и антициклонов

25

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения

1

Урок актуализации знаний и умений

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, коэффициент увлажнения)

Знать: понятие «сезонность»

Уметь: использовать знания для наблюдений в природе

Учебное исследование по картам

26

Климатические пояса и типы климатов

1

Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климата  России. Факторы их формирования, климатические пояса

Знать: характеристику типов климатов.

Уметь: прогноз погоды

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт

27

Климат и человек. Повторение и обобщение «Климат и агроклиматические ресурсы»

1

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

28

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. Зависимость речной системы от климата.

1

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание и режим реки.

Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатура  и распределение рек по бассейнам океанов.

Уметь: показать объекты на карте

Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом и течением реки, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения видов вод суши и связанных с ними  опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов.

29

Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота

1

Урок актуализации знаний и умений

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Знать: основные географические понятия, номенклатуру

Уметь: показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

30

Воды и человек

1

Урок актуализации знаний и умений

Особая роль воды в природе и хозяйстве.

Знать: меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

31

Повторение и обобщение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы»

1

 Обобщающий

Тестирование

Почвы и почвенные ресурсы

32

Почва-особое природное образование

1

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы.

Знать понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв.

Уметь: объяснять существенные признаки почв

Эвристическая  беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

33

Почвенные ресурсы. Почвы и человек

1

Урок актуализации знаний и умений

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв

Знать : значение почв, что такое мелиорация земель

Уметь: приводить примеры

Сопоставление   карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

34

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

1

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

35

Растительный и животный мир

1

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России

Знать: растительный и животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь: объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

Анализ карт «Растительность» и «Животный мир»

36

Биологические ресурсы

1

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира

Знать: понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь: прогнозировать использование и охрану природных ресурсов

Учебное исследование  по картам, решение географических задач

37

Повторение и обобщение

1

Обобщающий урок

тестирование

Природные различия на территории России

38

Природные комплексы

1

Урок изучения нового материала

Природная зона как природный комплекс

Знать что такое природно-хозяйственные зоны

Уметь находить в разных  источниках и анализировать информацию

учебное исследование

39

Природное районирование

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт

40

Северные безлесные природные районы. Лесные зоны

1

Практикум

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Характеристика лесов

Знать характеристику Арктики, природные ресурсы. Лесные зоны: тайгу, смешанных и широколиственных лесов

Уметь составлять характеристику разных районов

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

41

Смешанные и широколиственные леса

1

Практикум

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

42

Южные безлесные зоны

1

Практикум

Характеристика степей и лесостепей

Знать характерные черты зон.

Уметь выяснять их существенные признаки

Групповая работа

43

Высотная поясность

1

практикум

От чего зависит набор поясов

Знать понятие высотная поясность

Уметь объянять набор высотных поясов в горах

44

Повторение

1

Практикум

45

Особо охраняемые территории России

1

Урок изучения нового материала

46

Повторение и обобщение по теме «природные различия на территории России»

1

Обобщающий урок

Раздел 3 НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

47

Численность и воспроизводство  населения.

1

Урок изучения нового материала

Население России, численность, естественное движение, типы воспроизводства

Знать численность населения страны, влияющие на численность

Уметь объяснять различия в естественном приросте

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом

48

Половой и возрастной состав

1

Урок актуализации знаний и умений

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие  половозрастной пирамиды в России и его определяющие

Знать своеобразие возрастного и полового состава  населения

Уметь объяснять причины социальных процессов

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

49

Этнический и языковой состав населения.

1

Урок актуализации знаний и умений

Народы и основные религии

Знать народы России

Уметь приводить примеры работать с картой

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

50

Особенности урбанизации в России. Городское население

1

Практикум

Городское и сельское население

Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических проблем

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

51

Сельские поселения

1

Семинар

Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений, приводить примеры, анализировать карты

Сопоставление карт атласа

52

Миграции населения. Размещение населения

1

Урок -исследование

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции

Знать понятие «миграции», виды, основные направления миграций

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

53

Занятость населения

1

Урок -исследование

Занятость, изменение занятости населения. Проблемы безработицы

Сопоставление карт атласа

Раздел 4. ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР А РАЗВИТИИ РОССИИ

54

Влияние природы на развитие общества

1

Урок изучения нового материала

Влияние природной среды на исторический процесс развития общества

Знать влияние природного фактора

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

55

Природные ресурсы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа, составление таблицы по результатам сравнения карт

ГЕОГРАФИЯ ВЛАДИИМРСКОЙ ОБЛАСТИ

56

Административно-территориальное деление Владимирской области

1

Урок изучения нового материала

Особенности географии Владимирской области, рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природные районы

Сопоставление карт атласа, составление таблицы по результатам сравнения карт

57

История формирования территории Владимирской области

1

Урок актуализации знаний и умений

58

Географическое положение Владимирской области

1

59

Рельеф, геологическое строение территории области

1

60

Климат и внутренние воды Владимирской области

1

61

Почвы, растительный и животный мир

1

62

Природные районы Владимирской области

1

63

Урок обобщение по теме «География Владимирской области»

1

Резерв 5 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...