конспект урока
план-конспект урока по географии по теме

Винникова Юлия Александровна

Урок географии в 7 классе на тему «Страны Северной Европы». Учитель: Винникова Ю. А.

Тип урока:

  • по основной дидактической цели – изучение нового материала;
  • по форме проведения – комбинированный.

Цель урока: определить виды хозяйственной деятельности народов Северной Европы, обосновав особенностями природы стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Винникова Юлия Александровна ( МБОУ Лицей №6 г. Невинномысска)

Урок географии в 7 классе по учебнику И. В. Душина. «Материки, океаны, народы и страны».

Тип урока:

  1. по основной дидактической цели – изучение нового материала;
  2. по форме проведения – комбинированный.

Тема урока: «Страны Северной Европы».

Цели урока:

- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу природных условий и особенностей хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, раскрытию причинно-следственных связей, навыков экономического мышления, опыта рассмотрения и обсуждения дискуссионным проблем географии, истории;

- конкретизировать представления учащихся о природных условиях и влиянии различных факторов на жизнь и хозяйственную деятельность населения стран Северной Европы;

 - воспитание гуманизма, уважения к традициям и культуре каждого народа, умения работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения;

.

Оборудование: компьютерная  презентация, схема таблицы, карточки -  новые понятия, атлас, контурные карты, учебник, карточки- задания  для групповой работы, физическая и политическая карты мира, «фотобанк» для буклетов, листы с тестовой работой.  

        

Ход урока:

 Этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность участников образовательного процесса

Формы организации учебной деятельности

Методы организации учебной деятельности

Предполагаемые результаты

1. Организа-ционный момент

Организация учащихся на работу, создание положитель-ного настроя на урок

Учитель: Приветствие учащихся, определение их готовности к уроку.


Ученики: Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коллек-

тивная

Репроду-ктивный

Активное взаимодействие и общение учащихся. Положительный настрой на работу.

2. Мотива- ционный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.

Возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познаватель-ной деятельности.

- Ребята, вспомните,  природу какого материка мы изучили?  Изучив природу материка,  мы приступаем к изучению  хозяйственной деятельности  населения стран, расположенных  на территории материка.

( Материк Евразия.)

- Я вам предлагаю задание: определите географический объект по описанию.

Объект расположен на северо-западе Евразии. Омывается  на западе водами Норвежского моря, а на юго-востоке  водами Балтийского моря, на севере –Баренцевым морем. На его территории расположены старые горы. Южная часть расположена в умеренном морском, а северная в субарктическом климатическом поясах.

( Скандинавский п-ов)



- Сейчас вы заглянули в тему нашего урока –  «Страны Северной Европы», большая часть которых расположена на Скандинавском п-ове.

-Какие цели вы поставите перед собой? (изучить  хозяйственную деятельность  населения стран Северной Европы). Слайд

Коллек-тивная

Репродуктивный,

Мозговой штурм.








частично-поиско-вый

Возбуждение интереса к новому материалу. Создание положительной установки ан усвоение нового материала. Осознание и принятие учебной цели каждым учеником

  1. 2.Работа в контурных картах .

Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания.

- Давайте обозначим страны Северной Европы и их столицы  на контурных картах . Откройте  учебник на стр.256. Назовите страны Северной Европы.

Индивидуальная работа.

Задание: по названию столицы определить страну,  нанести  на к\к.) Слайд

г. Осло - Норвегия

г. Стокгольм- Швеция

г. Хельсинки–Финляндия

г. Рейкьявик- Исландия

г. Копенгаген - Дания

Взаимопроверка. Поменяйтесь работами. Проверьте работу соседа.

Рефлексия –  Поднимите руку, у кого все  ответы правильные? (Молодцы!)

У кого были трудности?

Индивидуальная

Репродуктивный

Активное взаимодей- ствие и общение учащихся.

Создание положительного настроя на освоение нового материала.

3. Мотивация  учащихся на изучение стран Северной Европы. 

Рассказ учителя

Кто населял Скандинавский п-ов  раньше? (Викинги).

Что вы знаете о викингах? (выслушать ответы учащихся).

(учитель уточняет ответы детей, дополнительный материал о викингах)

Фронтальная

Частично-

поиско-вый

Активное взаимодейст-вие и общение учащихся. Активизация опорных знаний из курса истории и жизненного опыта учащихся, устранение пробелов . Положитель-ный настрой на работу.

  1. 3. Словарная работа.

Ребята, викинги жили по берегам фьордов. Кто знает, что такое фьорд?

Мозговой штурм

Почему викингам там удобно было жить? ( Слайд-физическая карта)

Они - моряки, значит должна быть ….(вода)

А почему побережье Скандинавского п-ова не замерзает?...(течение Гольфстрим).

По какой причине могли образоваться множество морских заливов по берегам Скандинавского п-ова?

Назовите внешний рельефообразующий фактор, способ?...(ледник)

Викинги были земледельцами, значит почва фьордов какая?- (плодородная)

Итак, кто попробует назвать определение фьорда?

Давайте проверим правильно ли вы сформулировали определение, откройте учебник стр. ?

Фьорд — это узкий морской залив, сформировавшийся во время ледниковых периодов.

Ребята! А знаете, что два из трех самых длинных фьордов в мире находятся в Норвегии, а это: Гейрангер-фьорд и Нэрёй-фьорд. Именно поэтому они, включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А вот вы будете изучать подробнее в более старших классах, что рельеф, образованный ледниковыми наносами в результате движения ледника и сглаживания поверхности – называется МОРЕННЫМ.

Итак, вопрос на ЕГЭ по географии: Назовите формы рельефа,  созданные древними ледниками и их талыми водами? Чтобы вы ответили?

А) Возвышенности, Б) Моренный холм, В) Бархан

Молодцы???

 

Фронтальная

Репродуктивный.

Мозговой штурм











Частично-

поиско-вый












Метод на узнавания понятий


4. Актуализа-ция опорных знаний


Структурирование знаний  учащихся по изучению стран Северной Европы.  

Выявление знаний учащихся по предыдущим темам. Создание положительного настроя на освоение нового материала.

- Перед вами лежит табличка из 3 столбиков (у учителя на доске написана)

Это я знаю…

Это я хочу узнать…

Я узнал. Мне интересно узнать еще…

1.Рельеф и полезные ископаемые



2. Климат



3. Внутренние воды



4. Природные зоны



Давайте попробуем вспомнить, что мы уже знаем о странах Северной Европы (заполняют 1 столбик, дети на листах, учитель на доске прикрепляет опорные слова).

Учитель фронтально проводит опрос на  вскрытие  причинно-следственных связей, используя элемент использования  технологии критического мышления, прием «Причина- следствие». Учащиеся фронтально проговаривают следствия влияния географических факторов на природу стран Северной Европы.

Давайте уточним, что вы уже знаете о природе стран. Работаем устно: я  называю  причину, вы называете следствие.

Прием «Причина – следствие»:

  1. Страны Северной Европы имеют приморское положение-…ЗНАЧИТ…( занятие рыболовством)
  2. Страны омываются Атлантическим океаном, Северо-Атлантическим теплым течением -…( мягкий климат, много осадков, моря не замерзают)
  3. Страны расположены в умеренном и субарктическом климатических поясах -…(природные зоны: смешанные леса, тайга, тундра).
  4. Скандинавские горы старые -…( нет землетрясений, полезные ископаемые: железная руда, уголь)
  5. Северное море шельфовое -…( добывают нефть и газ)
  6. Реки начинаются со  Скандинавских гор-…( горные реки, быстрое течение, богаты гидроэнергопотенциалом)

А  что вы еще хотите сегодня узнать о странах Северной Европы.

Я предлагаю заполнить 2 столбик нашей таблички.   

Молодцы! Действительно  главная цель нашего урока- определить виды хозяйственной деятельности народов Северной Европы, обосновав особенностями природы стран.

-О занятиях жителей каждой из стран  вы  сегодня узнаете.

-Предлагаю работу в группах. 


Фронталь-ная

Индивидуальная






















Индиви- дуальная












Репродуктивный
















Репродуктивный


















Активное взаимодей- ствие и общение учащихся. Активизация опорных знаний предыдущих уроков, устранение пробелов . Положитель-ный настрой на работу.

  1. Изучение нового материала





Применение знаний в нестандарт-ной ситуации

( задание повышен-ной сложности)

Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания. Пробуждение учебно-познаватель

ных мотивов


Установление обратной связи с целью получения информации об умении учащихся применять знания за рамками базового уровня

 Работа в группах.

У вас на столах даны листы, на которых вы найдете несколько строчек о стране. Страны разные.

 Ваша задача - узнать, о какой стране идет речь и дополнить информацию о ней (по  плану). При работе используйте текст учебника (параграф 67) и  карты атласа.

 А также предложить  туристический буклет, чтобы заинтересовать путешественников туром именно в вашу страну.

Буклет должен содержать следующую информацию:

  1. Силуэт страны, ее столицу.
  2. Погода, климат.
  3. достопримечательности (из предложенного фотобанка)


 Презентация групповой работы.

Группо- вая











Частично- поиско

вый






Эвристи-ческий

Творческий

Организация активных действий учащихся в добывании знаний. Осмысление нового учебного материала, первичное запоминание.

Получение информации об умении учащихся использовать полученные знания в нестандартной ситуации.

6.Первич-

ное закрепление

а) под руководст-вом учителя;














б) самостоя-тельная работа учащихся

Установление обратной связи с целью получения информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения и своевремен-ной коррекции вскрытых недостатков. Формирова-ние умений самостоятель-но применять новые знания в зоне обязательных результатов обучения

Итак, попробуем заполнить 3 столбик нашего путеводителя.

  1. Мозговой штурм  (дети фиксируют схему в тетради) Работа в  парах

Задание: Перед вами схема основных характеристик стран. Ваша задача - назвать страну и аргументировать выбор хозяйственной деятельности населения, объясняя природными особенностями страны.

  1. железная руда, лес-  
  2. лес,  производство бумаги
  3. нефть и природный газ, рыболовство, судостроение
  4. геотермальная электростанция
  5. молоко, сыр, масло

Слайд

Самопроверка

Рефлексия. Поднимите руку, у кого все ответы верны?- молодцы!!!

- Кто чувствовал себя неуверенно при выполнении задания или нуждается в помощи? Нет таких? Тогда я предлагаю выполнить самостоятельную работу  в виде теста.

(Учащиеся после выполнения задания проверяют работу товарища по парте, во время взаимопроверки оценивают работу соседа по парте, выставляя на лист бальную отметку).

- Кто из вас получил «5», «4»? Кто из вас допустил две ошибки и более? Нет таких учащихся! Молодцы!

Работа в парах









Репродуктивный

Получение информации о точности понимания нового материала, устранение пробелов. Проба сил – применение новых знаний к решению задач в зоне обязательных результатов обучения.

Сокращение внешней речи, проговарива-ние выполняемых действий про себя.

7. Подведение итогов урока.  

а) по теме урока







8. Запись дифференцированного домашнего задания

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспектив последующей работы.

- Молодцы! Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к теме урока, вспомним поставленные цели. Добились ли вы поставленных целей?

Рефлексия- СЛАЙД

- Продолжите предложение :

« Я могу рассказать...»

« Я могу объяснить...»

« Я могу доказать...»





Запись домашнего задания.      

1.Параграф 67- учить, на к/к зафиксировать особенности природы и хозяйственной деятельности населения (условными знаками).

2. Написать загадку об одной стране Северной Европы (3 предложения).

3. Дополнительно*- написать сообщение «Один день из жизни жителя стран Северной Европы».

- Спасибо за урок. Урок окончен.




Метод незаконченных предложений


Фрон- тальная






Частично-поиско-вый

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...