Урок в 6 классе. Тема: "Внутренние воды Мурманской области"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Мероприятие: Декада педагогического мастерства. ГОБОУ МСКОШИ. 11.04.2013 (открытый урок 6 «а» класс)

Тема: Внутренние воды Мурманской области. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОБОУ МСКОШИ

Учитель географии высшей категории – Гапенкова Л.П.                

Мероприятие: Декада педагогического мастерства. 11.04.2013 (открытый урок 6 «а» класс)

Тема: Внутренние воды Мурманской области

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Целевое применение усвоенного по теме «Внутренние воды», используя региональный компонент.

Вид урока: урок-путешествие

Общая дидактическая цель урока: создать условия для изучения новой темы «Внутренние воды Мурманской области».

Планируемые результаты:  Называть и показывать внутренние воды своего края (реки,озёра). Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты  обучения:

  1. Умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.
  2. Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  3. Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  4. Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  5. Оценивать работу одноклассников;
  6. Получать различную информацию из различных источников (карты атласа, презентация).

Образовательный аспект:   Проверить степень усвоения материала по теме «Внутренние воды», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:

  Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа (карты атласа, презентации, иллюстрации, схемы и др.);

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Эпиграф урока:

"Вода ты просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... ты величайшее в мире богатство»".

Сент-Экзюпери

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 На уроке мы будем работать с атласом, контурной картой, опорными листами «Журналам путешественника» и дополнительным материалом (всё это у вас на столах). Дать инструкцию по заполнению «журнала» и оценочного листа.



Слушают инструкцию по работе с « Журналом путешественника», картой воображаемого путешествия и оценочным листом

II . Актуализация знаний.

    1. Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие по Кольскому полуострову. Познакомимся с внутренними водами Мурманской области. (Слайд 1)

Вопросы (устный опрос):

  1. Что относится к внутренним водам?

2.  Мотивация

    2.2. Почему наш край называют «Краем тысячи озёр и рек»?

Запишите тему  урока в своих  журналах (опорных листах)

  1. Прочитать эпиграф к уроку.
  2. Какое значение имеют «Внутренние воды» в жизни человека? 




  

Отвечают на вопросы.




Отвечают на вопрос.


Записывают тему урока в  журналах



Отвечают на вопрос

1) Внутренние воды – источник питьевой воды;

2) реки, озера, каналы и водохранилища являются широкой и удобной дорогой (транспортное значение);

3) на многих реках строятся ГЭС, которые дают электроэнергию;

4) реки, озера, пруды, водохранилища имеют огромное промысловое значение;

5) подземные воды, содержащие минеральные вещества, являются лечебными и широко применяются в медицине;

6) пресная вода внутренних вод необходима для многих промышленных производств (пр-ва бумаги, тканей, металла, химических продуктов и т.д.);

7) Реки, образуя наносы, создают участки с плодородными землями и сочными травами для выпаса скота;

8) Побережья рек, озер, водохранилищ – прекрасные места для отдыха людей.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

 И так, какова цель нашего урока? (Слайд 2)

Отвечают на вопрос.

Цель урока: Изучить особенности внутренних вод Мурманской области

Задачи:

  1. Совершить заочное путешествие по Кольскому полуострову.
  2. Познакомиться с особенностями внутренних  вод.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Посмотрите, пожалуйста, в свои  журналы путешественника. Вы видите таблицу. В первой колонке записаны румбы (этапы нашего заочного путешествия). Во-второй, задания, а в третьей вы будите выполнять задания и записывать свои результаты. А работать вы будите  по атласу и контурной карте .

Поставьте себе отметку в строке :«Я знаю эту тему на отметку «____»

И так, начнём наше путешествие! В путь!

  1. Румб (этап).  Задание №1. Стороны горизонта. (Слайды 3,4)

Стороны горизонта вы подписали. Теперь вы знаете как поморы ориентировались. Отправимся и мы в путешествие. Из Минькино  «держать всем на румбе 12». В  какую точку Кольского полуострова вы попадёте?

  1. Задание №2. «Держать на румбе 12». (Слайд 5)

В какую точку вы попадёте?

Найди соответствие. Проверяют знания по теме «Реки». (см. дидактические материалы)

По карте определите какой объект обозначен буквой «Р».

Чем особенна  эта река?

Наше путешествие продолжается. Двигаемся дальше!

   3.   Задание №3. «Держать на румбе 12».

В какую точку мы попадаем? Что это за географический объект?

На реке Чапома расположен самый большой водопад Мурманской области

Задание «Найди ошибки» (см. дидактические материалы)

Проверьте себя! (Слайд 7)

Реки Мурманской области небольшие, но отличаются обилием порогов и водопадов.  

  1. Задание №4. «Держать на румбе 28».

В какую точку мы попадаем? Что это за географический объект?

Дополните предложения, выбрав необходимые слова...... Проверьте себя и своего товарища, если он нуждается в помощи.(см. дидактические материалы)(Слайд 8)

(Слайд 9) Озеро Умбозеро

   

Знакомятся с таблицей, контурной картой








Ставят отметку (в начале урока)




Проставляют стороны горизонта на розе ветров. Узнают какой стороне горизонта соответствуют румбы.  Самооценка.









Определяют  точку  («Р»). Выполняют задание по теме «реки». Взаимопроверка. Оценки выставляют в оценочный лист.






Работают по атласу и отвечают на вопрос: Река Поной


Отвечают на вопрос: Самая длинная река области





Работают по атласу и отвечают на вопрос: Точка «О». Река Чапома




Выполняют задание. Проверяют себя. Выставляют отметку в оценочный лист.










Работают по атласу и отвечают на вопрос: Точка «Д» – озеро Умбозеро




Читают текст, вставляют слова, проверяют, выставляют оценки.



Узнают новую информацию

V. Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Встаньте, пожалуйста! Немного отдохнём!

Учитель называет географические объекты. Если географический объект назван правильно, то ученики садятся на стул, если нет, то стоят.

  1. Кольское море
  2. Кандалакшский залив
  3. Баренцево море
  4. Белый залив
  5. Озеро Поной
  6. Северное Ледовитое море
  7. Горло Белого моря

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VI.  Первичное усвоение новых знаний.

  1. Задание №5. «Держать на румбе 24».

В какую точку мы попадаем? Что это за географический объект? (Слайд 10)

Выберите верное утверждение:

  1. Самое большое озеро области – Имандра
  2. Озеро вытянуто  с запада на восток
  3. Воды Имандры отличаются большой прозрачностью – до 11 м
  4. Озеро Имандра – бессточное  озеро
  5. В озеро впадают многочисленные реки, ручьи и ручейки, но из озера вытекает одна река Нива, несущая воды в Кандалакшский залив

Ответ: 1, 3, 5

Задание №6. «Держать на румбе 28» (Слайд 11)

 Вариант 1.

«Собери определение»: Водохранилища –это искусственные озёра, создаются на реках для накопления воды и дальнейшего использования на предприятиях, в сельском хозяйстве и водоснабжения населения.

Вариант 2. HTM.  Авторский кроссворд. На компьютерах.


Определяют  точку  «Н». Озеро Имандра.

Выполняют задание





















Определяют  точку  «И». Верхнетуломское водохранилище.

Выполняют задание

VII.  Первичное закрепление.

        «Держать на румбе 4»

В какую точку мы попадём?

Давайте ещё раз пройдёмся по нашему маршруту. Какое слово у нас получилось?

Что такое родник? Если в Минькино родник?

Какую роль играет родник в жизни местного населения?


Определяют  точку  «К».




Отвечают – РОДНИК

 

Отвечают на вопросы

VIII. Подведение итогов урока.

-Какую цель мы ставили на уроке?

-Удалось ли нам решить  поставленные  задачи?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу.

Выставление отметок в оценочные листы.(Слайд 12)


Отвечают на поставленные вопросы.




IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  (Слайд 13)

Д.З:

  1. Стр.196 (в учебнике);Вопросы №1-3 – стандартный.
  2. Вопрос №4 (письменно) – повышенный
  3. Подготовить сообщение об озере Могильном – творческий

 

Учащиеся внимательно слушают.

X.Рефлексия.

Сравнить отметки поставленные в начале урока и в конце.

Какую тему необходимо повторить для дальнейшего изучения своего края.

Спасибо за работу на уроке!   (Слайд 14)

Работа с оценочными листами. Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.

Материалы к уроку.

http://www.belmortour.ru (рисунок компаса)

Слайды № 9,6 – презентация. УМК 6 класс. Автор: Возница В.М.

Учебное пособие для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области. Автор: В.М. Возница. Мурманск 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОБОУ МСКОШИ Тема урока: Внутренние воды Мурманской области класс-6 «а» Учитель географии – Гапенкова Л.П. с. Минькино. 2013 г

Слайд 2

"Вода ты просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... ты величайшее в мире богатство". Сент-Экзюпери Цель урока: Изучить особенности внутренних вод Мурманской области Задачи: 1. Совершить заочное путешествие по Кольскому полуострову 2. Познакомиться с внутренними водами

Слайд 3

Ветромёт (от поморского выражения «метать ветер», т. е. определять направление) Шкала старинных поморских компасов была разделена на 32 основных и промежуточных направления – румба. Румбы имели номера от 0 (на север) до 31 (север-северо-запад и еще 10 градусов к северу).

Слайд 4

Задание №1 Проверь себя! Если все стороны подписаны верно, то отметка «5». В оценочном листе можно поставить «5». Молодец!

Слайд 5

Задание №2. «Держать на румбе 12» 1. Исток А. Река вместе со всеми притоками 2. Речная система Б. Начало реки 3. Устье В. Изменение реки в течение года 4. Режим реки Г. Окончание реки 5. Питание реки Д. Поступление воды в реку Ответ: 1-Б; 2- А; 3-Г; 4-В; 5-Д Если 5 ответов правильных, то отметка «5» 4 – «4»; 3 – «3», 2 – «2».

Слайд 6

Самая большая река области - Поной (426 км).

Слайд 7

Задание №3 «Держать на румбе 12» Проверь себя! Найди ошибки: 1. Твёрдые породы перегораживают русло реки – образуются водопады. 2. Твёрдые породы выходят в виде крутого уступа реки, с которого вода падает вниз – образуются пороги. 3. Для нашей области характерны небольшие реки, отличающиеся обилием порогов и водопадов. 4. Поморы называли водопады – падунами. 5. На реках Кольского полуострова нет водопадов и порогов. Ответ: 1, 2, 5 Если 3 ответа правильных, то отметка «5». 2 – «4»; 1 – «3», 0 – «2»

Слайд 8

Задание №4 «Держать на румбе 28» Мурманская область является крупнейшим озёрным регионом в стране. После освобождения от ледника на территории Кольского полуострова создались условия, благоприятные для возникновения крупных озёр : обширные впадины, разломы, провалы, обилие талых ледниковых вод, прохладный умеренно дождливый климат . Так в нашей области появились пресные озёра ледниково-тектонического происхождения. Вода в озёрах отличается большой прозрачностью . Самым глубоким и вторым по величине озером нашей области является Умбозеро, его максимальная глубина достигает 115 м.

Слайд 9

Умбозеро – самое глубокое на Кольском полуострове озеро (до 115 м), а по размерам второе ( 419,4 кв.км)

Слайд 10

Задание №5. «Держать на румбе 24» Выберите верное утверждение: 1. Самое большое озеро области – Имандра 2. Озеро вытянуто с запада на восток 3 . Воды Имандры отличаются большой прозрачностью – до 11 м 4. Озеро Имандра – бессточное озеро 5. В озеро впадают многочисленные реки, ручьи и ручейки, но из озера вытекает одна река Нива, несущая воды в Кандалакшский залив Проверь себя! Правильные ответы: 1, 3, 5 Если 3 ответа правильных, то отметка «5» 2 – «4»; 1 – «3», 0- «2»

Слайд 11

Задание №6. «Держать на румбе 28» Проверь себя! Водохранилища –это искусственные озёра, создаются на реках для накопления воды и дальнейшего использования на предприятиях, в сельском хозяйстве и водоснабжения населения. 1, 6, 2, 3, 5, 8, 7, 4. Если всё верно, то отметка «5»

Слайд 12

«Держать на румбе 4» Отметка Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6 5 Отличная работа! 4 Хорошая работа! 3 Можно повторить! 2 Надо повторить! Отметка за урок__________

Слайд 13

Домашнее задание (в учебнике, стр. 196) 1. Прочитать текст стр.196; вопросы №1-3 – «3» 2. Вопрос №4 (письменно) – «4» 3. Подготовить сообщение об озере Могильном – «5»

Слайд 14

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

  Дидактические материалы к уроку: 

«Внутренние воды Мурманской области». 6 класс

Задание №1. Стороны горизонта (соответствие румбам)

Задание №2.  Найди соответствие:

1. Исток

А. Река вместе со всеми притоками

2. Речная система

Б. Начало реки

3. Устье

В. Изменение реки в течение года

4. Режим реки

Г. Окончание реки

5. Питание реки

Д. Поступление воды в реку

Ответ:  1Б, 2А, 3Г, 4В, 5Д.

Если 5 ответов правильных, то отметка «5»

4 – «4»;  3 – «3», 2 – «2».

Задание №3

Найди  ошибки:

  1. Твёрдые породы перегораживают русло реки – образуются водопады
  2. Твёрдые породы выходят в виде крутого уступа реки, с которого вода падает вниз – образуются пороги.
  3. Для нашей области характерны небольшие реки, отличающиеся обилием порогов и водопадов.
  4. Поморы называли водопады – падунами.
  5. На реках Кольского полуострова нет водопадов и порогов.

Ответ:1, 2, 5

Если 3 ответа правильных, то отметка «5»

2 – «4»;  1 – «3», 0- «2»

Задание №4

Дополните предложения, выбрав необходимые слова (озёрным,115, Умбозеро, ледника, прозрачностью, Кольского полуострова, ледниково-тектонического, озёр, климат , пресные).

Мурманская область является крупнейшим ….............. регионом в стране.  После освобождения от …................ на территории ….......................................... создались условия, благоприятные для возникновения крупных …...........: обширные впадины, разломы, провалы, обилие талых ледниковых вод, прохладный умеренно дождливый ….......... Так в нашей области появились …..................... озёра …........................ происхождения.  Вода в озёрах отличается большой............................ Самым глубоким и вторым по величине озером нашей области является …...................., его максимальная глубина достигает …........... м.

Мурманская область является крупнейшим озёрным регионом в стране.  После освобождения от ледника на территории Кольского полуострова создались условия, благоприятные для возникновения крупных озёр: обширные впадины, разломы, провалы, обилие талых ледниковых вод, прохладный умеренно дождливый климат. Так в нашей области появились пресные озёра ледниково-тектонического происхождения.  Вода в озёрах отличается большой прозрачностью. Самым глубоким и вторым по величине озером нашей области является Умбозеро, его максимальная глубина достигает 115 м.

Задание №5

Выберите верное утверждение:

  1. Самое большое озеро области – Имандра
  2. Озеро вытянуто  с запада на восток
  3. Воды Имандры отличаются большой прозрачностью – до 11 м
  4. Озеро Имандра – бессточное  озеро
  5. В озеро впадают многочисленные реки, ручьи и ручейки, но из озера вытекает одна река Нива, несущая воды в Кандалакшский залив

Ответ: 1, 3, 5

Задание №6

 Вариант 1.

«Собери определение»:

Водохранилища –это искусственные озёра, создаются на реках для накопления воды и дальнейшего использования на предприятиях, в сельском хозяйстве и водоснабжения населения.

Проверка: 1, 6, 2, 3, 5, 8, 7, 4.

Вариант 2.

«Кроссворд» на комп. htm

Оценочный лист

Фамилия. Имя_____________________________________________

Я знаю эту тему на отметку «____»

Отметка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6


5

Отличная работа!


4

Хорошая работа!


3

Можно повторить!


2

Надо повторить!

Отметка за урок:_________________________

Карта воображаемого путешествия

Фамилия. Имя__________________________________________

Буква

Географический объект

Минькино

К

Р

О

Д

Н

И

1.Водохранилища

6.это искусственные озёра,

2. создаются на реках

3.для накопления воды

5. и дальнейшего

8. использования на предприятиях,

7. в сельском хозяйстве

4. и водоснабжения населения.



Предварительный просмотр:

                                              Журнал путешественника                                 Фамилия. Имя____________________________

Тема урока______________________________________________________________________

Я знаю эту тему на отметку «____»

Румбы

(Задания)

Задания

Результат

(ответы)

 Задание №1

 Подпишите стороны горизонта




Если все стороны подписаны верно, то отметка «5». В оценочном листе можно поставить «5». Молодец!






Моя отметка____

Задание №2. «Держать на румбе 12».  

Найди соответствие:

1. Исток

А.   Река вместе со всеми притоками

2. Речная система

Б. Начало реки

3. Устье

В. Изменение реки в течение года

4. Режим реки

Г. Окончание реки

5. Питание реки

Д. Поступление воды в реку

Ответ:  1-

               2-

               3-

               4-

               5-




Если 5 ответов правильных, то отметка «5»

4 – «4»;  3 – «3», 2 – «2».

Отметка:___

Задание №3. «Держать на румбе 12»

Найди ошибки:

  1. Твёрдые породы перегораживают русло реки – образуются водопады.
  2. Твёрдые породы выходят в виде крутого уступа реки, с которого вода падает вниз – образуются пороги.
  3. Для нашей области характерны небольшие реки, отличающиеся обилием порогов и водопадов.
  4. Поморы называли водопады – падунами.
  5. На реках Кольского полуострова нет водопадов и порогов.

Ответ:


Отметка____




Если 3 ответа правильных, то отметка «5»

2 – «4»;  1 – «3», 0- «2»

Задание №4.

 «Держать на румбе 28»

           Дополните предложения, выбрав необходимые слова


(озёрным,  115,  Умбозеро,  ледника,  прозрачностью,  Кольского полуострова,  ледниково-тектонического,  озёр,  климат , пресные).


Мурманская область является крупнейшим ….............. регионом в стране.  После освобождения от …................ на территории ….......................................... создались условия, благоприятные для возникновения крупных …...........: обширные впадины, разломы, провалы, обилие талых ледниковых вод, прохладный умеренно дождливый ….......... Так в нашей области появились …..................... озёра …........................ происхождения.  Вода в озёрах отличается большой............................ Самым глубоким и вторым по величине озером нашей области является …...................., его максимальная глубина достигает …........... м.

Проверь себя!


Если 10-9 правильных ответов (слов), то отметка «5»

          8-7 ответов, то  «4»

          6-4--------------- «3»

          3-0--------------- «2»



Отметка___

Задание №5. «Держать на румбе 24»

Выберите верное утверждение:

  1. Самое большое озеро области – Имандра
  2. Озеро вытянуто  с запада на восток
  3. Воды Имандры отличаются большой прозрачностью – до 11 м
  4. Озеро Имандра – бессточное  озеро
  5. В озеро впадают многочисленные реки, ручьи и ручейки, но из озера вытекает одна река Нива, несущая воды в Кандалакшский залив

Ответ:


Отметка____


Если 3 ответа правильных, то отметка «5»

2 – «4»;  1 – «3», 0- «2»

Задание №6. «Держать на румбе 28»

«Собери определение»:








Ответ_________________

Если всё верно, то отметка «5»






Отметка____

Задание №7. «Держать на румбе 4»

Выпишите все свои отметки в оценочный лист. Можно поставить точки, а затем соединить их. У вас получится график.

Оценочный лист


Отметка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6



5







Отличная работа!


4







Хорошая работа!


3







Можно повторить!


2







Надо повторить!


Отметка за урок:_________________________

Водохранилища

–это искусственные озёра,

создаются на реках

для накопления воды

и дальнейшего

использования на предприятиях,

в сельском хозяйстве

и водоснабжения населения.

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

Конспект урока географии в 7 классе тема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»

Конспект урока географии в 7 классетема: « Внутренние воды. Природные зоны Австралии.»...

Итоговый урок-соревнование по теме "Внутренние воды Росии"

Цели: 1.  Проверить знание основных терминов, понятий и определений по разделу.2.Определить уровень знания:- главных особенностей внутренних вод России;-особенности размещения по территории...

Урок-презентация по теме Внутренние Воды Африки.Реки.

Урок-презентация позволяет наглядно увидеть необыкновенную красоту Африки....

Мультимедийная разработка урока географии на тему: «Внутренние воды Австралии».

Данная разработка составлена с использование технологии развития критического мышления. Предложены разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на разных стадиях урока....