Коллективная работа на уроке.
статья по географии по теме

Измайлова Тамара Евгеньевна

Невозможно обесценить опыт коллективной работы для детей. Почему? Ответ прост: умение сотрудничать и достигать результата путём совместной деятельности особенно пригодится им в будущем. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективная работа на уроке.

Многим педагогам знакомы слова советского учёного В.А.Сухомлинского, который писал: “Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере-мысли, т.е. на уроке”.

Мало кто захочет поспорить с этим высказыванием. Обязанность учителя на каждом уроке организовать деятельность ученика, создать условия для его развития. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Один из таких подходов это групповая форма работы.

География, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями в применении групповых форм обучения. Этому способствует интересное содержание предмета, возможность изучать его в разном темпе и с применением современных средств обучения (в том числе ИКТ). Это заставляет перейти к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Объектом настоящего исследования является групповая форма работы как педагогическая технология. Предметом исследования - особенности групповой работы на уроках географии, а задачи работы - исследовать понятие и сущность групповой работы; - изучить особенности групповой работы как педагогической технологии; - определить функции педагога при использовании групповых форм работы на уроках;  - разработать рекомендации учителю по использованию групповой формы работы в основной школе.

Невозможно обесценить опыт коллективной работы для детей. Почему? Ответ прост: умение сотрудничать и достигать результата путём совместной деятельности особенно пригодится им в будущем. Коллективное творчество школьников обязаны поощрять педагоги и как можно чаще следует давать ребятам возможность созидать вместе. «Мы стали дружнее» - Именно так наверняка скажут ребята, если уроки коллективного творчества время от времени будут проходить в вашем классе. Они научатся взаимодействовать друг с другом в труде, научатся распределять обязанности и помогать, научатся видеть частное в целом и целое в частном. Такие уроки развивают творческое мышление, фантазию ребёнка, мотивируют его на совершенствование своих умений. Вы скоро увидите, что перед вами настоящий коллектив. Если в начальной школе класс стал дружным, скорее всего, он останется таким до самого финала.

 Конечно, в вас должен говорить психолог. Кто-то из ребят часто пытается «тянуть одеяло на себя», тяготеет к командованию коллективом и ведёт себя демонстративно. Не идите на поводу у маленького манипулятора, равноправие – один из залогов успешности коллективной работы. Лучше в самом начале установить чёткие правила сотрудничества, это будет напоминать детям игру, что вам только на руку. Поддерживайте свой авторитет: ваши решения не должны оспариваться. Не выделяйте никого из ребят, старайтесь похвалить каждого, но и стимулируйте их творческую активность. А если дети уже подросли? Конечно, формирование коллектива идёт  в  начальной школе, но уроки коллективного творчества продолжаются и в среднем, и в старшем звене.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу  позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Современная педагогика  понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.

В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

  1. Я узнал...
  2. Я научился...
  3. Я понял, что могу...
  4. Мне понравилось...
  5. Для меня стало новым...
  6. Меня удивило...
  7. У меня получилось...
  8. Я приобрёл...
  9. Мне захотелось...
  10. Меня воодушевило...

Или проводя самоанализ собственного состояния, старшеклассники поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

 Но мы помним, что ученик на уроке может оценивать  не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, провожу рефлексию. Прошу учеников  оценить эффективность коллективной работы. Если я опасаюсь, что ребята не будут откровенны, рефлексия может проходить по аналогии с анкетированием. Называю варианты ответов на вопросы, ребята же ставят нужную цифру. К примеру:

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

  1. работа стала более эффективной;
  2. это тормозило процесс;
  3. в работе мы допускали неточности;
  4. не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Учитель затем может быстро проанализировать результат и подкорректировать особенности работы на следующих этапах урока, когда вновь прибегнет к групповым методам. Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. В этом случае управление учебным процессом требует высокого мастерства учителя. Ему нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их учебной деятельностью. Групповая форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя.

Можно выделить несколько признаками группового способа обучения:

Во-первых, цель ставится перед учащимися определенной группы как общая для данной группы.

Во-вторых, задания могут быть как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы. При этом задания должны удовлетворять следующим требованиям:


основу таких заданий должны составлять как обучающие, так и поисковые, проблемные задачи;

  1. для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке все типы самостоятельных работ;
  2. задание должно предусматривать полное или, в некоторых случаях, частичное его выполнение каждым учащимся группы;
  3. задание считается выполненным, если каждый учащийся группы понял, как оно выполнено и сам бы мог выполнить его и аналогичные задания самостоятельно.

В-третьих, групповая форма деятельности реализует отношение «учитель - группа - ученик».

В-четвёртых, отдельным группам оказывается дополнительная помощь со стороны учителя, которая может включать в себя: план (порядок) выполнения задания, образец выполнения задания, указание на способ решения, ответ к задаче и другие.

В-пятых, степень самостоятельности учащихся возрастает. Учитель следит за работой групп, помогает звеньевым или консультантам осуществить руководство работой в группе.

В-шестых, группы отчитываются на уроке не только перед учителем, но и перед всем классом. Формы отчета разнообразны.

Позитивная роль групповой работы, несомненна, так как:

  1. Она активизирует учеников в значительно большей степени, чем это может сделать индивидуальная работа.
  2.  Одновременно она помогает формировать положительную мотивацию, превращая потребность учения в общественную потребность.
  3. И наконец, групповая работа  выполняет важную и незаменимую роль в преобразовании учащихся из объекта в субъект воспитания, причем таким субъектом становится  не индивид, а объединение, группа.

Если в процессе выполнения заданий учителя учащиеся взаимодействуют (в той или иной форме) между собой, то мы имеем дело с каким-либо видом коллективной работы. В чем преимущества коллективной формы организации учебной деятельности? Именно коллективное изучение основ наук создает благотворную для занятий атмосферу творческих поисков, споров, дискуссий, приучает учащихся следить за основаниями своих рассуждений, помогает развивать правильную логическую речь. А развитие смысловой стороны речи оказывается основным и решающим процессом в развитии мышления и речи ребенка (Л. С. Выготский).

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

  1. по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
  2. содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения.

Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

     Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже из слабых учеников. Решение многих  задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин советует: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». В том случае, когда перед учителем стоит задача научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы». Этот же способ комплектования групп можно использовать в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае учитель должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, могу утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Работа группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной. Групповая форма работы на уроке даёт педагогу целый ряд преимуществ перед другими формами:

  1. грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  2. формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  3. в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  4. учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  5. у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  6. для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  7. какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  8. улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  9. не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  10. вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  11. совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам. Опыт организации групповой формы деятельности универсален для всех предметов, любого цикла, в различных возрастных коллективах, (при условии учета возможностей и потребностей конкретных учащихся), а творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей  важную основу для развития личности через общение, сотрудничество. Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.

Литература

  1. Овчарова  Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2002 г.
  2. Краткий психологический словарь: редактор-составитель Карпенко Л.А. / под общей редакцией  Петровского А.В. и ЯрошевскогоМ.Ч.  – Ростов-на Дону, 1998 г.
  3.  Пивоварова Г.П. Занимательная география: Книга для учащихся / Г.П. Пивоварова. – М.: Просвещение, 1998 г.
  4. Крылова О.В. «Уроки географии. 7 класс».- М. «Просвещение», 1990 г., Казакова В.Н., Казаков Ю.А. Увлекательная география: учебное пособие/  – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004 г.
  5. Кулинич  Г. Г. « Учить, играя»  – М.: ВАКО, 2009г.
  6. Якиманская  И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / Якиманская И.С. – М.: Сентябрь, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"

В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с...

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Урок ИЗО в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.Тема:"Кормушка со снегирями. Коллективная работа"

Коллективная работа на уроках ИЗО-один из самых сложных видов деятельности и для учителя и для учеников. Показ такого урока всегда несет определенный риск, ведь каждый ребенок выполняет на этом уроке ...

Конспект урока по труду (картонажное дело) "Птицы в кормушке" Коллективная работа

Данный конспект разработан для учащихся с глубокой умственной отсталостью.Содержание урока позволяет закрепить и конкретизировать представления учащихся, полученных на уроках развития речи, развивать ...

Групповая работа как одна из форм коллективной деятельности на уроках математики

Статья рассказывает о групповой форме работы на уроках математики...

Коллективная и командная работа на уроках.

Коллективная и командная  работа на уроках.  Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с кажды...