Урок географии на тему "Полупустыни и пустыни Казахстана", 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Разработка урока по географии Казахстана на тему "Полупустыни и пустыни Казахстана", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pustyni.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Разработку урока подготовила Кучма Татьяна Николаевна, 1 категория, учитель географии, СШ №6 г. Атбасара, Казахстан.

Тема: Полупустыни и пустыни Казахстана.

Цель: 1. познакомиться с особенностями компонентов природы полупустынных и пустынных зон Казахстана. Установить причинно-следственные связи.

2. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

3. Осуществлять нравственное воспитание.

Оборудование: учебники, атласы, контурные карты, физическая карта и карта ПЗ Казахстана, электронный учебник, слайды, топонимический словарь, выставка книг, карточки.

Эпиграф к уроку:

        «Каждая природная зона-это закономерное сочетание ландшафтов»

                                                                                        Л. С. Берг

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение: 1. географическая разминка «Кто это? Что это?» (слайд)

* +19ºС            * гумус                                         * широтная зональность

* -19ºС             * такыры                                        * высотная поясность

* -1,5ºС            * В.В. Докучаев                                * 2,5 %

* +28+30ºС      * эфемеры                                * 29 %

* К=0/Н           * колки                                        * богарное земледелие

* К=0,3            * соотношение тепла и влаги

2. Закончить логическую цепочку:

Лесостепь, степь…  

  1. Изучение новой темы.
  1. Вступительное слово учителя:

«Бури без дождя, облака из которых идёт дождь, но который не смачивает земной поверхности; источники не дающие начала ручьям; реки без устья; озёра без определённых берегов; исчезающие по прошествии нескольких лет или меняющие с течением времени своё местоположение; озёра с высоким содержанием солей, благодаря чему они не замерзают даже в самые суровые зимы; безводные русла; растения без листьев…»

Всё это ландшафты полупустынь и пустынь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Электронный учебник: карта ПЗ.

  1. Чем отличаются ПЗ?
  2. Назовите переходные ПЗ Казахстана?
  1. Ответьте, какие основные факторы формируют ПЗ, внутренние или внешние? Назовите их.
  1. Характеристика полупустынь.

Работа с тестом учебника стр.161 (заполнить таблицу)

ПЗ

ГП

ПЗ

Климат

Ср.t янв.

Ср.t июля  

с/г кол-во осадков

Почвы

Растительный

мир

Животный мир

Хозяйственное использование

- На какое время года выпадает наибольшее количество осадков и почему?

* Лето здесь теплое, а следовательно, испарение с поверхности почвы вызывает перемещение в верхние горизонты солей и приводит к засолению почвы.

- Чем отличается светло-каштановые почвы от тёмно-каштановых?

* Летом в полупустынной зоне многие реки пересыхают и образуют сухие русла рек-баканасы.

  4. Характеристика пустынной зоны.

Работа с текстом учебника стр.162.

  1. Электронный учебник (видеосюжеты о пустынной зоне).

- Какие ассоциации у вас возникают со словом пустыня? Пустыня это…

  1. Работа с таблицей.

   Учащиеся дают характеристику пустынной зоны. Данные заносят в таблицу. Учитель дополняет ответы учащихся.

 - Летом в пустынных районных Казахстана иногда собираются дождевые облака. Гремит гром, идёт дождь. Но на землю не падает ни одной капли. Они испаряются в воздухе. Это и есть «сухой» дождь.

- …Всё это приводит к большой испаряемости. Вот в такой естественной «духовке» можно испечь яйцо. Для этого достаточно положить его на песок, слегка вдавить и присыпать тонким слоем песка сверху. Ведь песок в пустыне летом накаляется на солнце до +70ºС +80ºС, а белковые вещества начинают свёртываться при +50ºС.

5. Работа с текстом учебника стр. 164.

 Карточки, интерактивная доска (слайд с правильным ответом).

 Внимание, ошибка!

Пустынная зона РК

 

Северная часть

Весь Устирт, северная часть    

Тургайской низменности, пустыня Бетпакдала,

Прибалхашье

Бурые почвы развитые на лёгких суглинках (2,5% гумуса)

Южная часть

Южная часть Тургайской низменности, пески Кызылкум, Мойынкум

Серо-бурые, подзолистые почвы. Они богаты минеральными веществами, при орошении можно получить высокие урожаи хлопка, пшеницы, садовых и бахчевых культур.

6. Опережающее задание «Репортаж».

Репортаж о растительном мире пустынь. Во время репортажа идёт показ слайдов.

Вступительное слово учителя.

 - На щите, установленном в центре когда-то процветающего, а впоследствии занесённго песком города Вардази в Кызылкумах, можно прочитать такие стихи:

Здесь были дворцы и базары, сады и селенья.

Но всё поглотило песков ненасытных движенье.

Жилища и нивы тонули в их страшных объятиях.

7. ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Работа с текстом учебника. Учитель зачитывает текст о глинистых пустынях стр. 165.

Задание рядам, выбрать…

1-й ряд: примеры крупных глинистых пустынь.

2-й ряд: типы почв.

3-й ряд: растительный мир.

8. Обучающая игра «Суть» («Выбери главное»). Работа с текстом «Каменистые или щебнистые пустыни». Нужно карандашом подчеркнуть те строки, в которых содержится смысл текста. Время 1мин..

9. Сообщение о животном мире пустынь (опережающее задание). Показ слайдов.

10. Заповедники пустынной зоны.

  Учитель знакомит учащихся с заповедниками пустынной зоны (карта форзаца учебника).

Видеосюжет об Устирстком заповеднике (электронный учебник).

  1. Закрепление.
  1. Работа с контурной картой (карточки, интерактивная доска).

 

Песчаные 1/3

Глинистые

- - - - - - - - -

Каменистые или

щебнистые

Кызылкум,

Приаральские

Каракумы,

Мойынкум,

Сарыесик-Атырау,

Таукум

Устирт,

- - - - - -

Бетпакдала,

- - - - - - - - -

Правобережье реки

Сырдарьи

- - - - - - - -

На юге Сарыарки,

На востоке Бетпакдалы

- Нанести на контурную карту указанные пустыни и подчеркнуть.

- Показать указанные пустыни на физической карте Казахстана у доски.

2. Верно ли утверждение. «Да» или «Нет»

Если «нет» дайте правильный ответ.

  1. Типичным растением пустыни является верблюжья колючка. ДА
  2. Типичные почвы пустынь и полупустынь-чернозёмы. НЕТ (бурые, серо-бурые, светло-каштановые)
  3. Как правило, полупустыни используются под пастбища для овец и верблюдов. ДА
  4. Опасное явление пустыни, песчаная буря «Карабас», что в переводе с казахского означает «черная голова». Иногда скорость воздушного потока достигает 35 м/с.ДА
  5. Наибольшее количество осадков в пустыне выпадает летом. НЕТ (весной)
  6. Такыры-это тип почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое. НЕТ (это глинистые участки лишённые растительности)
  7. Густые заросли кустарников, состоящие из разнообразных видов растений называются - тугаями. ДА
  8. В результате из-за соотношения тепла и влаги формируются ПЗ. ДА
  9. Климат пустынь очень сухой. ДА
  10. Полупустыни Казахстана охватывают 44% территории. НЕТ (14% полупустыни, а 44% пустыни)
  11. С севера на юг количество солнечного тепла уменьшается, а количество осадков увеличивается. НЕТ (наоборот…)

3. Дискуссия.

- Почему жители полупустынь и сухих степей кочуют?

V. Домашнее задание. Подведение итогов урока.  

                                                                                                                               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс

Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

Урок географии по теме "Европейский Север" 9 класс

Показаны разные формы работы учащихся...

Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс

В презентации  дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....

Урок географии на тему "Почва" 5-6 класс + презентация к уроку

Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.  Технологическая карта урока + доп. материалы....

Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе

Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...