Интегрированный урок география, биология и математика
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Урок можно использовать для обобщения материала в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx193.21 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии, биологии  и математике в 8в классе. 

Тема урока: "Путешествие по озеру Байкал".

Обобщение по теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами".

Учитель математики:  Томина  Т.В.

Учитель биологии и географии : Круподерова Л.А.

Цели и задачи урока:

География:

  1. Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России.
  2. Знакомство с новыми терминами и понятиями.
  3. Формирование образного представления об уникальной природной жемчужине России и всей планеты - озере Байкал; расширить и углубить знания учащихся об основных компонентах природы Байкала.
  4. Разобрать с учащимися закономерности взаимосвязи компонентов природы и их распределение на примере Байкала.
  5. Дать учащимся представление о значении озера Байкал и возможностях его использования человеком.
  6. Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
  7. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации и составления опорного конспекта.

Математика:

  1. Обобщить знание об арифметическом квадратном корне.
  2. Продолжить формировать алгоритм решения квадратных уравнений, решения дробных уравнений.
  3. Развивать вычислительные способности учащихся через решение экологических проблем озера Байкал с применением знаний, умений, навыков учащихся о пропорциях, процентах.
  4. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.

Оборудование: презентация, мультемедийная  установка.

Ход урока.  

1.Организационный момент. Постановка целей и задач.

2.Путешествие по озеру Байкал.

 Учитель географии: В горах Южной Сибири довольно много озер, но самым замечательным озером, "Чудом природы во всех отношениях" является Байкал. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой, как великое сибирское озеро Байкал! - Скажите мне, пожалуйста, что вы знаете об озере Байкал?.

Озеро Байкал самое большое пресное озеро в мире. Объем воды составляет 23 000 км3 . Его в Сибири называют "морем". Воды в нем больше, чем в Балтийском море.

Учитель математики: Много экспедиции до сих пор изучают Байкал, настолько он таинственен и загадочен. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным озером и одновременно повторим правила действий с рациональными числами, пропорции и проценты.

Учитель географии: В Сибири говорят: "Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал". Только увидев это озеро своими глазами, вы прочувствуете его красоту и уникальность.

Байкал богат своими достопримечательностями. Одна из них - острова. Сколько островов на Байкале? Ян Черский более 100 лет назад говорил, что их 22, и только в 1976 году, после тщательных подсчетов окончательно установили их количество.

Учитель математики: Сколько же островов на Байкале? Ответ на этот вопрос Вы узнаете, решив квадратное уравнение.

Задание №1.

х2 – 60х+900 = 0        Ответ: 30.

Учитель географии: Громадная масса воды оказывает влияние на климат прибрежных районов, приближая его к морскому. Температура января -17 С, июля +16 С, А=31 . Резкие различия в температурах и давлении воздуха над Байкалом и прилежащими к нему хребтами вызывают возникновения ветров исключительной силы. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному:  верховик, баргузин, култук. Эти ветры продувают озеро из конца в конец.

Учитель математики: Но есть еще один ветер, название которого вы сейчас узнаете, если правильно выполните вычисления. Задание №2. Каждая буква этого названия "спрятана" под ответом, который Вы должны найти, решив примеры.

       

Учитель географии: Да, этот ветер называется сарма. Он образуется в Сарминском ущелье в районе поселка Сарма. Его скорость достигает 40 м/с. Это ураганный ветер. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал.

На следующей остановке нашего путешествия мы поговорим о реках. Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. А вы знаете сколько рек впадает в озеро? Более 100 лет назад, в 1886 году, Ян Черский привел число 336. Однако постоянно работающими экспедициями это число было уточнено и оказалось, что их не 336, а гораздо больше!

Учитель математики: Сколько рек впадает в озеро Байкал мы узнаем, решив дробно- рациональное уравнение. Задание 3.

Ответ: 544.

Учитель географии: Это число назвал Бояркин в 1964 году. Из них:

6 рек крупных:

117 - свыше 10 км;        132 - до 4 км;

40 - до 8 км;        142 - до 2 км.

84 - до 6 км;

Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 руки, с западного - 220 рек.

Очень интересен и своеобразен органический мир Байкала.

Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале - осетр.

Учитель математики: В 1823 году улов осетра составлял 1000 пудов. Вычислите сколько килограммов в 1000 пудах.  

Ответ: 16000 кг.

В 1911 году в г. Иркутск привезли осетра весом 12 пудов. Сколько это килограммов?

Ответ: 192 кг.

Задание №4.

Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 1,75 - 2р. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4р. за пуд. Какой процент прибыли получал промышленник?

                                                     

Задание №5.

Но как удавалось (с помощью какого приспособления) в свежем виде доставлять осетров в Иркутск? Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив следующую задачу:

√5

                               √20                      √125        4√5         5 √8            √5

                                        У           А            К                Н                   К

Число √5 умножить на заданные числа. Расположите результаты в порядке возрастания и Вы получите искомое слово.

Ответ: кукан.

      Учитель географии: Специально свитую пеньковую веревку длиной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок - петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока ее не набиралось определенное количество. Затем на подводу стелили, обливали его водой, укладывали рыбу, сверху опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду,  привязывая за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу за куканы привязывали к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя живой.

Но уже в 1918 г. запас осетров в озере сократился и в 1919 г. принимается решение об искусственном разведении осетровых рыб, что приводит к резкому увеличению количества этой рыбы и в 1924 г. добывали уже 228 пудов осетра.

В 1930г. было принято решение о запрете лова осетровых, стали создаваться заказники. В 1935г. был разрешен лов осетра с 1 августа по 1 мая.

В годы войны был разрешен лов сетями, что нанесло большой урон осетровым, так как в сети попадала молодь. Потребовалось много лет и усилий, чтобы возобновить разведение осетровых. То же самое произошло с деликатесной рыбой омулем. 

Учитель географии:

      В тайге прибайкальских хребтов, как и в Забайкалье, ведутся лесозаготовки, объем которых увеличивается в связи со строительством на Байкале целлюлозно-бумажных комбинатов. Освоение природных ресурсов бассейна Байкала привело к ухудшению качества воды этого уникального озера.

30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат БЦБК. Это самый большой загрязнитель озера. Из 41 предприятия в бассейне Байкала он дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба экологов города Иркутска с различными министерствами и ведомствами о закрытии этого комбината или его перепрофилировании в экологически чистое предприятие. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадают такие отравляющие вещества, как сульфаты - 5870 т, хлориды - 3320 т, фенолы - 0,32 т, азот аммонийный - 62,3т, ртуть - 6 кг, алюминий - 3,3 т и многое другое.          

       Учитель математики: Задание №7. В 1997 году в Байкал было сброшено 46,6 млн.м3 сточных вод, содержащих 10 053 т загрязняющих веществ. Но это на 3600 т меньше, чем в 1996 году. Сколько это процентов?

                                 

Учитель географии: Как видите, появились хоть какие-то результаты уменьшения загрязнения. Даже за рубежом знают о бедственном положении Байкала, о том вреде, который наносит БЦБК. Проблемами Байкала занимается всемирная экологическая организация "Гринпис". У нас в стране тоже пытаются решить эти проблемы

Будущее Байкала в ваших руках. Именно ваше поколение будет создавать новые безотходные технологии, которые не будут наносить вред природе и человеку. Будем надеяться, что еще многие поколения будут любоваться этим чудом природы - озером Байкал.

3. Обобщение. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии, биологии.

Формирование знаний о развитии сельского хозяйства в России; систематизация представлений учащихся  о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы с ...

Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий

Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...

"Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания" интегрированный урок география - биология

Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитанияПродолжительность урока:  1 урок (45 минут)Класс: 9 классЦели урока: Выяснить, как изменяются живые организмы в зависим...

Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"

Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...

Интегрированный урок география-биология

Интегрированный урок география - биология "Значение воды в жизни Земли" с презентацией. Урок разработали Чушева С.Н. - учитель георафии, Дроздова Л.А., учитель биологии....

Интегрированный урок географии, биологии, русского и литературы

"Мировой океан или 20000 лье под водой" 6 класс...

Бинарный интегрированный урок география+биология по теме "Байкал - бесценный дар природы"

Бинарный урок разработан в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта. Для проведения урока необходим мобильный или компьютерный класс, урок проводится с использованием инте...