Интегрированный урок география-биология
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Чушева Светлана Николаевна

Интегрированный урок география - биология "Значение воды в жизни Земли" с презентацией. Урок разработали Чушева С.Н. - учитель георафии, Дроздова Л.А., учитель биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_geografiya-biologiya_rabota_vody.docx470.4 КБ

Предварительный просмотр:

Значение воды в жизни Земли.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, физическая карта мира.

Цель: Создать условия для развития таких компетентностей как умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, сотрудничать.

Задачи:

1. Развивать

       личностные УУД:

- умение работать в группе;

- уважать мнение других учеников;

         регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи;

-рефлексии;

-адексатной самооценки,

-составление плана действий,

          познавательные УУД:

- формулировать проблемы и решать их;

-владеть способами решения проблем;

-строить логическую цепь размышлений;

 -структурировать найденную информацию в нужной форме;

 -  анализировать и синтезировать.

         коммуникативные УУД:

-вести диалог;

-работать в группе;

-  сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

-уметь слушать и слышать, принимать чужое мнение;

 - выражать свои мысли, строить высказывания.

2. Использовать новые образовательные технологии.

Ведет учитель географии.

Ребята, я хочу вам прочитать один загадочный рассказ. После его прочтения я сумела ответить на вопрос о чем идет речь. Попробуйте и вы. Это самый удивительный минерал на Земле. Он появился из недр Земли, состоит из газов, он может разрушать и созидать, он накапливает солнечное тепло и отдает его, согревая нашу планету, он входит в состав всего живого. Живые организмы приспособились жить в разных условиях, но только без него их существование невозможно.

О каком минерале  идет речь?

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Проверим? Слайд 1  

Значит,  на уроке мы будем изучать воду. А мы разве о ней мы  с вами мало знаем?

             Называют все, что знают о воде.

А теперь давайте посмотрим на следующий слайд и ответить на поставленный вопрос.

Вода – самое привычное для нас вещество на Земле. Но в природе никогда и ничего не бывает просто так. Все, что природой создано -  создано для чего-то.  Для того, чтобы что-то изменить, нужно приложить усилия. А как такие усилия называют. Все процессы, все изменения в природе происходят под воздействием какой-то силы. Как мы назовет эту силу? Подберите слово.

Все это можно назвать работой. А что такое работа? Кто может сказать?

Слайд 2

Работа – это нахождение в действии. Что вы делаете на уроке?

Ответ учеников - Работаем.

 Что я делаю на уроке?

Ответ учеников:  Работаете.

Что является продуктом? Ваши знания.

А можно ли применить  слово « работа»  к воде?

Так о чем мы будем говорить сегодня с вами?

Правильно о работе воды.

А какие 2 вида работы может выполнять вода?

Разрушать, созидать

Тогда подумайте  и скажите, где равенство неверное?

Слайд 4

Докажите. Дети доказывают. (Говорят о том, что разрушение и созидание это два разных понятия, с точки зрения русского языка, поэтому знак «=» между ними ставить нельзя)

Вам сегодня повезло. Мы сможем рассмотреть эти понятия с точки зрения двух наук: географии и биологии. И мы разгадаем тайну созидательной и разрушительной работы воды. А что для этого нужно сделать?

 Слайд 5

  1. Выяснить, в чем заключается разрушительная работа  воды.
  2. Выяснить, в чем заключается созидательная работа воды.
  3. Рассмотреть точки зрения двух наук: географии и биологии.
  4. Сделать вывод.  Какой?     О чем?            Каково значение воды в жизни планеты.

Рассмотрите фотографии на слайде. Что мы с вами видим?

Слайд 6

Что видим?

Какая связь между этими двумя рисунками? (подсказка – машина)

Какое слово можно сюда вставить, что бы назвать еще одно значение воды? Перенос

Представить мощную работу воды на Слайде 7

Гранд-Каньон – река Колорадо

Слайд 8

Найдите связь между этими фотографиями. (Обязательно назвать все объекты, которые находятся на фотографиях)

Мраморные пещеры – Крым (показать на карте)

Кислое озеро – Дальний Восток вулкан  Малый Семячик (показать на карте)

Минеральная вода

Какое слово можно сюда вставить. Что бы показать еще одну очень важную роль воды?

Слайд 9

Найдите связь между этими фотографиями

Какое мы слово здесь вставим

Слайд 10

Возвращаемся к нашим равенствам. Какой теперь знак с точки зрения географии мы можем поставить между этими словами и почему? А почему равно? Какую информацию несет в себе этот знак?

А зачем нам нужно все это знать? Разве знания о силе воды  нужны человеку?

  Слайд 11   Объясняют пример использования силы воды.

С точки зрения географии – это два уравновешивающих себя понятия. А как вы думаете, что об этом может сказать биология.

Ведет учитель биологии

Слайд 12

С точки зрения географии созидание и разрушение – это два уравновешивающих себя понятия . А как вы думаете с точки зрения биологии это равенство правомерно по отношению к роли воды?

Хотите разобраться и понять?

Вода как созидатель:

Почти все обитатели планеты используют для дыхания кислород. А откуда же он берется в атмосфере? ( выделяют растения в процессе фотосинтеза).

Схема процесса фотосинтеза: 1 — хлорофилл; 2 — вода; 3 — кислород; 4 — водород; 5 — углекислый газ; 6 — вещество, заряженное энергией; 7, 8 — углеводы (сахара)

Используя рисунок,  выясните  какова роль воды в процессе фотосинтеза.  Проследим превращения воды в листе растения.  Слайд 13

Примерный ответ учеников:

Свет активирует хлорофилл. Активированный хлорофилл разлагает (разрушает) молекулу воды. Вода при этом распадается на водород и кислород, который выделяется в воздух . Это первый этап фотосинтеза. Затем лист, поглощая  углекислый газ, используя водород и вещество, содержащее энергию  образует сахар, из которого в дальнейшем синтезируются различные углеводы, богатые энергией.

Посмотрите, какое интересное вещество – вода. Разрушаясь сама, она создает новые вещества, без которых невозможна жизнь на нашей планете: кислорода и органических веществ.

Вода – растворитель:

Растениям кроме воды нужны еще минеральные вещества. Слайд 14

Твердые минералы: кальцит, калийная соль, фосфаты, нитраты . Они находятся в почве и очень   нужны растению. Но вот проблема! А каким образом твердые минеральные вещества могут попасть в растение?( они растворяются). И только так могут проникнуть в растение. И на рисунке мы видим потоки переноса веществ в растении. Что это за потоки? (восходящие и нисходящие) Слайд 15. 

Какую роль здесь выполняет вода: созидающую или разрушительную?

Но есть еще одна  проблема:

Мы видим на рисунке, что вода из корня поднимается вверх ко всем частям растения и переносит с собой минеральные вещества. Этот процесс идет бесконечно, непрерывно в течение всей жизни растения. Куда же исчезает вода? Почему вода не переполняет растение? (испаряется). Таким образом, кто же дает силу этому движению? Мы видим, что именно вода является «виновницей» этого движения и переноса веществ.

Но значение испарения не только в этом. Вспомните себя в жаркий день. Как реагирует организм на жару? Сравните этот процесс с испарением. Да, вода охлаждает растение. Слайд 16

Итак, вернемся к нашему вопросу. Какой же знак вы поставите между словами «созидание и разрушение» с точки зрения биологии. Слайд 17. 

Конечно, биологи точно вам подтвердят. Что вода это больше созидатель, чем разрушитель.

А сейчас давайте подведем итог нашему уроку. Закончите начатые фразы. Рефлексия, самооценка. Слайд 18

Мы затронули в этом уроке лишь некоторые аспекты роли воды на нашей планете. Этот разговор может быть продолжен как на уроках биологии, так и на уроках географии, химии, физики и других наук.

Слайд 19.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

Самоанализ

 интегрированного урока «Значение воды в жизни Земли».

  1.    Замыслом учебного занятия был интегрированный урок по географии и биологии по теме, которая встречается в курсе физической географии, а так же и экономической в разделе «Глобальные проблемы человечества»
  2. Данный урок был выбран потому, что одни и те же понятия в разных предметах имеют часто разный смысл. Например, с точки зрения русского языка – это конечно понятия не равнозначные, а вот если рассматривать с точки зрения географии –это такие процессы в природе, которые уравновешивают друг друга, это абсолютно противоположные силы Земли, что может у любого человека вызывать только однозначные представления. Почему выбран предмет биология, потому что растительный и животный мир –это компонент природы, как и все то, что изучает география.
  3. Тема  «Гидросфера»  уже изучается, а данный урок готовит к более сложному материалу тем в курсе географии материков, физической географии России.
  4. Так же при подготовке к уроку была учтена основная образовательная стратегия нашей школы – системно-деятельностный подход, как способ повышения качества образования. Помимо этого, со следующего года средняя школа переходит на ФГОС второго поколения и нужно быть готовым к предъявляемым требованиям к уроку.
  5. Специфика данного урока заключается в том, что дети учатся самостоятельно добывать знания, через проблемные ситуации, а учитель выполняет только организующую деятельность детей, развивая такие УУД, как логические, коммуникативные и, конечно, здесь не обошлось и без традиционной подачи материала, к тому же ко всему была связь с другими предметами, что обязательно должно присутствовать в каждом уроке.
  6. Главные задачи, которые решались на уроке – создание условий для самостоятельной деятельности учащихся, которые должны были не только обсудить  полученную информацию, но и сделать вывод. Найти правильное решение поставленной перед учениками проблемы «Доказать».
  7. Использовались на уроке разные виды деятельности, ученики взаимодействовали не только с учителем, но  и друг с другом, использовались технические средства обучения, что вызывает интерес у детей.
  8. Изменения и отклонения. Изменения и отклонения всегда бывают. Для того, чтобы ход урока не был нарушен и замысел  учителя осуществился, необходимо продумать презентацию с подсказками, подготовить наводящие вопросы, предвидеть, где у детей могут возникнуть трудности.
  9. Считаю, что на уроке мне удалось решить поставленные задачи: ученики рассуждали, логически мыслили, делали выводы.
  10. Планирую продолжать уроки с применением системно-деятельностного подхода, т.к. они активизируют деятельность учащихся, что важно для каждого учителя. Проблемно-интегративные технологии, на мой взгляд, решают одну из важных задач ФГОС – межпредметные связи.
  11. Однако могу сказать и о недостатках.  Не все и не всегда удается, т.к. ученики больше желают пассивного восприятия материала, любят интересные рассказы, очень разные по уровню подготовки ученики и все это конечно-же затрудняет работу. Среди уроков, которые я провожу есть и традиционные, от чего я не могу отказаться, т.к. некоторые темы требуют именно объяснения учителя, особенно те, которые имеют математическую основу, а так же практические работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии, биологии.

Формирование знаний о развитии сельского хозяйства в России; систематизация представлений учащихся  о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы с ...

Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий

Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...

"Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания" интегрированный урок география - биология

Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитанияПродолжительность урока:  1 урок (45 минут)Класс: 9 классЦели урока: Выяснить, как изменяются живые организмы в зависим...

Интегрированный урок география, биология и математика

Урок можно использовать для обобщения материала в 8 классе...

Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"

Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...

Интегрированный урок географии, биологии, русского и литературы

"Мировой океан или 20000 лье под водой" 6 класс...

Бинарный интегрированный урок география+биология по теме "Байкал - бесценный дар природы"

Бинарный урок разработан в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта. Для проведения урока необходим мобильный или компьютерный класс, урок проводится с использованием инте...