Литература, ИЗО, музыка на уроках географии
методическая разработка по географии по теме

Куратова Ирина Владимировна

Методические рекомендации.

научите школьника понимать пректрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве - одна из важнейших задач учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_izo_muzyka_na_urokah_geografii.doc29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литература, ИЗО, музыка на уроках географии

Научить школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве – одна из важнейших задач учителя. Для этого на уроках географии можно использовать произведения изобразительного искусства, различные музыкальные произведения, стихи и прозу русских поэтов и писателей.

Например, в 6 классе при изучении темы «Ветер»  использую стихи И.Ф. Анненского и А.С. Пушкина

Люблю его, когда сердит,

Он поле ржи задернет флером,

Иль нежным летом бороздит

Волну по розовым озерам.

                                И.Ф. Анненский

Вот севр, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

                                А.С. Пушкин

        Учащиеся рассматривают репродукции картин И. Левитана  «Осень» И. Грабаря «Зима», иллюстрации к картинам Б.В.Щербакова «Времена года»., репродукцию картины «Девятый вал» И.К. Айвазовского, на которой видят шторм, вызванный огромной силы ветром-ураганом.

Подбирая для уроков художественно-географические описания, надо иметь ввиду, что во многих художественных произведениях описание природы дано через призму настроения автора или героя произведения. Всем известно, что А.П. Чехов родился на Волге, а вот как он дает описание далекой сибирской реки – Енисей. «Я не видел реки великолепнее Енисея, Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а закончил стоном, который зовется песнью… На Енисее жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась». В этом описании не только показаны характерные особенности великой сибирской реки – ее величина, скорость течения, но все оно проникнуто верой в человека, в его светлое будущее.

Очень ярко творчество М.Ю. Лермонтова, которое является неиссякаемым источником для географов. Вся жизнь  Лермонтова была связана с путешествиями (часто невольными). Большую роль в творчестве поэта сыграли путешествия по Кавказу. Его творчество можно использовать в разных классах при прохождении разнообразных тем:

6 класс «Реки»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид.

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

6 класс «Горя суши»:

Горные вершины

Спят во мгле ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой…

И т.д.

Поэтом-  географом называют Николая Гумилева. Он оставил нам большое количество стихов, оригинальных по манере написания, интересных по смыслу. Его всегда тянуло в разные страны, ему хотелось увидеть все, испытывая новые чувства, а затем оформить свои впечатления в стихи.

Швеция:

Страна живительной прохлады,

Лесов и гор гудящих, где

Всклокоченные водопады

Ревут, как будто быть беде…

Китай:

Только не думать! Будет счастье

В самом крикливом  какаду.

Душу исполнит нам жгучей страстью

Смуглый ребенок в чайном саду…

Сахара

Все пустыни друг другу от века родны,

Но Аравия, Сирия, Гоби –

Это лишь затиханье сахарской волны,

В сатанинской воспрянувшей злобе…

Потому что пустынные ветры горды

И не знают преград своевольно,

Рушат стены, сады засыпают, пруды

Отравляют белеющей солью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"

  Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "С...

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл...

Литература, музыка и изобразительное искусство на уроках географии

Имея диплом  музыкального работника использую на уроках географии литературу, музыку и изобразительное искусство. Это учит  школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, и...