Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "Сюиты в старинном стиле" Шнитке, затем - трио, "Трио "Памяти великого артиста" Чайковского. И только потом обращались к музыке Бородина.   Два года назад мы (вместе с литератором Любовью Юрьевной Ворониной) создали  и провели интегрированный урок по этой теме. Он прошел успешно, но работать вдвоем на одном уроке не всегда удобно.

    К уроку, который здесь представлен, надо подготовиться заранее. Силами нескольких учеников (пятиклассниками или старшеклассниками) готовится театрализованная постановка мини-оперы Олега Оскаровича Юргенштейна, моего учителя по дирижированию. Она называется "Басни Крылова" и очень хорошо вписывается в тему урока. В мини-опере - 3 басни: "Мышь и Крыса", "Ворона и лисица" и "Стрекоза и Муравей". Есть вступление и заключение. Иван Андреевич Крылов - вместе со своими героями. Как на памятнике в Летнем саду. Между первыми двумя баснями можно поставить танец "Мыши с сыром". По сюжету Ворона находит сыр, который обронили мыши. Участвует в постановке весь класс, он исполняет все хорвые партии. Герои - в костюмах. Для детей  - это настоящий праздник. 

     Для этого урока была создана презентация и подобран видеоролик с исполнением "Ноктюрна" из "Струнного квартета".

 

  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Средства создания образа в музыке и литературе».

5 класс.

Цель: углубление знаний о творчестве Крылова И.А. и Бородина А.П..

Задачи предметные:

- ввод в лексикон новых терминов и слов («образ», «квартет», «мораль», «басня», «ноктюрн», «аллегория»)

- продолжить формирование навыков слушания, анализа, исполнения.

Задачи метапредметные:

- способствовать овладению учащимися навыками сравнения и сопоставления художественных и музыкальных образов,  способствовать развитию творческого воображения.

Воспитательные задачи:

- продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к духовным ценностям русской культуры средствами музыки и литературы;

- продолжить воспитание уважения к классической музыке и литературе.

Оборудование: интерактивная доска,  музыкальный центр, CD –диски, плакат с музыкальными инструментами симфонического оркестра, рабочие листы.

Ход урока. У нас сегодня необычный урок. Тема нашего урока – «Средства создания образов в музыке и литературе».  (Презентация). Мы рассмотрим эту тему на примере произведений Крылова и Бородина. Приготовьте, пожалуйста, рабочие листы.

- Что же такое образ?  (Читаем определение). Образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях или словах. Рождение музыкального образа зависит от того, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой.

Крылов И.А. родился в Москве, в небогатой семье. Отец умер очень рано, Иван начал работу с 11 лет, переписывая бумаги в канцелярии.

1

 Он стал старшим мужчиной в семье, младший брат называл его «тятей».

Затем Крыловы переехали в Петербург. Всю сознательную жизнь Иван Андреевич прослужил в Публичной библиотеке. Там же и жил, так как был человеком небогатым и человеком трудной судьбы. Басни начал писать довольно поздно, лет в 40. За всю жизнь было написано около 200 басен, а изданы они были в последние годы жизни. В Летнем саду благодарные потомки поставили баснописцу памятник, где он сидит в окружении своих героев.

- Каких героев?

-  Слон, Волк, Лев, Ягненок, Медведь, Пчелы…

 -  А какие басни вы знаете?

- «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух», …

- Чтение басен не только ваше любимое занятие… Вдохновлялись Крыловым яркие  музыканты и художники. Ребята нашего класса покажут свое выступление. Это мини-опера под названием «Басни Крылова». Музыка была написана моим учителем по дирижированию, очень талантливым композитором Олегом Оскаровичем Юргенштейном.

Театрализованная постановка.  «Мышь и Крыса». «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей». Заключение.

- Какие герои участвуют в опере?

 - Крылов, Крыса, Мышь, Ворона, Лисица, Стрекоза, Муравей, Сырный дух. Хор тоже участвует в исполнении.

- Можно ли назвать басни музыкальными? В каких фразах «живет» музыка?

- «Ты все пела? Это дело: так поди же. Попляши!»; «Что. ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица»; «И, верно, ангельский был должен голосок, спой, светик, не стыдись».

-Но есть одна замечательная басня, очень известная, музыкальная

- «Квартет».

2

- Мы послушаем эту басню в необычном исполнении.

Звучит басня «Квартет» с «музыкальным « сопровождением.(текст по учебнику).

- Понравилась басня?

- (ответы  учеников).

- Обычно басня состоит из двух частей: сюжета и морали. В любой басне действуют животные, но мы прекрасно понимаем, что за этими образами «скрываются» люди с их характерами. Такое художественное изображение называется «аллегорией». Найдите мораль.

- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»

- Кто является выразителем морали?

 - Соловей.

- Почему именно этот герой?

- Соловей – замечательный певец, он может осуждать героев. Он хорошо чувствует музыку.

- Почему герои басни не годятся в музыканты?

- Они разные, не умеют играть, не разбираются в музыкальной грамоте.

Ученики выполняют задание № 1 в рабочем листке. Опишите героев басни, используя однородные определения.

Медведь – неуклюжий, тугоухий… ( поговорка «Медведь на ухо наступил»),

неповоротливый, грубый, резкий.

Мартышка – легкомысленная. Неусидчивая, непоседливая, суетливая.

Осел – упрямый, немногословный.

Козел – неумный, не чувствующий музыку. Бестолковый.

- Почему у  героев басни не получилось сыграть квартет?

- Герои – не музыканты, у них нет музыкального таланта, не умеют

3

договариваться, не могут слушать друг друга.

- Опишите, пожалуйста, музыку, которую исполняют горе-музыканты, используя однородные определения. Это задание № 2.

- Грубая, резкая, громкая, неблагозвучная, визгливая, невыразительная.

- Слышали ли вы мелодию в этом «произведении»?

- Нет.

- А хотите услышать квартет? Кстати, что же такое «квартет»?

- Это ансамбль, состоящий из четырех исполнителей.

- Обратимся к тексту, какие это будут инструменты?

- Альт, бас, две скрипки. (Показ на плакате).

- Что такое «бас»? Такого инструмента на плакате нет.

- Контрабас.

- Во времена Крылова так называли виолончель.

Выполнение задания № 3, 4.

- А теперь мы все-таки послушаем настоящий квартет.

Звучит «Ноктюрн» из «Струнного квартета» Бородина (видео).

- Понравилась ли вам музыка? Похожа она на музыку, которую пытались исполнить музыканты Крылова? Какой характер?

Задание 5.

- Давайте проверим.

-  Лирический, мягкий, спокойный, плавный, задушевный…

- Это произведение называется «Ноктюрн». Это слово в переводе означает «ночной».  Свое произведение русский композитор Бородин Александр Порфирьевич посвятил своей жене Екатерине Сергеевне. Как же он относился к Екатерине Сергеевне.

4

- С уважением, с любовью.

Далее - рассказ с презентацией.

Жил в нашем городе удивительный человек – Александр Порфирьевич Бородин. Еще в юности он заинтересовался химией, превратившейся в главное дело жизни. Он стал настоящим ученым, академиком. А музыка, которой он  тоже увлекся в детстве, существовала в его жизни на правах забавы. Он сам подбирал музыку на фортепиано, мама пригласила для него учителя для игры на флейте, а затем – на фортепиано. Самостоятельно научился  играть на виолончели. Он обладал феноменальной памятью, еще в юношеские годы знал наизусть симфонии Бетховена и Гайдна. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет, так и не успел ее дописать. Изобретение. Его часто называли «воскресным музыкантом».

Вывод. Слушая произведение Бородина, читая басни Крылова, мы получили представление о действительности или образе. Что помогает композитору и литератору  создавать образ в музыке и литературе?

Вывод записываем на листке. Звуки и слова.

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деталь как средство создания образов

Открытый урок литературы в 9-ом классе на тему: "Деталь как средство создания образов"....

Исследовательская работа на тему: «Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа». Часть 1.

Большая исследовательская работа охватывает ряд крупных произведений классической литературы. В 1 части рассказывается о говорящих именах и фамилиях в 3 произведениях: "Недоросль", "Горе от ума", "Мер...

«Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей». Часть 2

Во второй части исследовательской работы говорится об именах в произведениях А.С.Пушкина, в сказках, в балладе В. Жуковского "Светлана", в повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина, в рассказе Н.Гоголя "Шине...

Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей. Часть 3.

В 3 части исследовательской работы говорится об именах героев пьесы Н.Гоголя "Ревизор", рассказов М.Булгакова "Собачье сердце", И. Тургенева "Муму", И.Бунина "Лапти", А Платонова "Юшка"...

урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки

Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...

Интерактивный тест " Литература и музыка" 8 класс.

Интерактивный тест "Литература и музыка " является обобщающим итогом знаний музыкальных и литературных произведений ....

Средства создания образа в рассказе И. Тургенева "Бирюк"

Конспект урока содержит работу над выявлением средств, с помощью которых создается портрет главного героя рассказа...