Деталь как средство создания образов
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Открытый урок литературы в 9-ом классе на тему: "Деталь как средство создания образов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detal_kak_sredstvo_sozdania_obrazov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с. Шклово Калининского района Саратовской области»

Открытый урок

 по литературе в 9-ом классе

на тему:

«Деталь как средство создания образов».

Учитель русского языка и литературы Пугачёва Ирина Петровна.

2011 – 2012 уч. г.

Открытый урок по литературе в 9-ом классе

Тема: Деталь в художественном произведении.

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с теоретическим понятием   «художественная деталь».
  2. Раскрыть основные функции детали в художественном произведении.
  3. Подвести 9-ов к пониманию того, какую роль выполняет приём  детализации в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
  4. Развивать устную и письменную речь обучающихся.
  5. Воспитывать интерес к русской литературе 19-го века.

Тип урока: урок – исследование.

Словарная работа: художественная деталь, интерьер.

 Эпиграф:   

Какой огромный, какой оригинальный сюжет!

Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!

Н.В. Гоголь

Ход урока:

  1. Организация класса.

(Раздаются листы самооценки работы обучающихся на уроке).

  1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Мобилизующее начало урока:
  1. вступительное слово учителя;
  2. беседа, подводящая к теме урока.

  1. Работа с термином «художественная деталь»:

Деталь (от франц.- часть, подробность) - значимая подробность,      частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.

( Понятие проецируется на экране и записывается в тетради).

  1. Исследовательская работа.
  1. Самостоятельная работа по содержанию 2 главы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (Чичиков у Манилова).
  2. Индивидуальные задания: найти в тексте основные характеристики образа Манилова:
  1. Внешность;
  2. Интерьер (обстановка в доме);
  3. Кабинет;
  4. Поведение при Чичикове;
  5. Реакция Манилова на прошение Чичикова.

  1. Задание всему классу:  

А погода может являться средством характеристики героя?

(Отрывок из главы – на экране).

               

Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислуживалась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.

  1. Обсуждение заданий, вывод  обучающихся: Все характеристики Манилова-это детали, создающие образ героя.

     

Вопрос (после обсуждения): Какую характеристику дает персонажу автор: положительную  или отрицательную?  

   

Вывод:  Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, поступки, поведение героя говорят о том, что Манилов – человек «так себе,                     ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

                   

  1. Проведение эксперимента.

Во время индивидуальной работы 2-е обучающихся готовят выразительное чтение небольшого фрагмента текста (один - текст Гоголя, второй переработанный, лишённый гоголевских деталей).

Отрывок из 2-ой главы  «Деревня Маниловка и её хозяин»

Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты, встретили поворот на просёлочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать.

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

Отрывок из 2-ой главы  «Деревня Маниловка и её хозяин» (переработанный текст без деталей).

Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты, встретили поворот на просёлочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать.

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

  1. Вывод о роли художественной детали в тексте поэмы (на экране),

 

Запись в тетради:

                Принципы отбора деталей и их функции:

  1. Деталь как средство индивидуализации (портрет, речь, дом, кабинет).
  2. Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).

     

  1.  Гоголь – мастер художественных описаний (на экране).

  1. Гоголь - общепризнанный мастер художественных описаний: в его прозе обилие предметно-бытовых деталей.
  2. Детализация - важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  3. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
  4. От манеры письма Гоголя пошла традиция, связанная с юмором 20 века.

  1. Заключительное слово учителя.

Новая (более точная) формулировка темы урока: «Деталь как средство создания образов».

Деталь – (от франц.- часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.

Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(Сдаются листы самооценки обучающихся учителю).

Условные «отметки» за свои ответы:

  1. «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
  2. «W» - ответил по просьбе учителя, но ответ правильный;
  3. «-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
  4. «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
  5. «0» - не ответил.

  1. Домашнее задание: Сочинение на тему: «Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина».

                                                                                       

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"

  Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "С...

Исследовательская работа на тему: «Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа». Часть 1.

Большая исследовательская работа охватывает ряд крупных произведений классической литературы. В 1 части рассказывается о говорящих именах и фамилиях в 3 произведениях: "Недоросль", "Горе от ума", "Мер...

«Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей». Часть 2

Во второй части исследовательской работы говорится об именах в произведениях А.С.Пушкина, в сказках, в балладе В. Жуковского "Светлана", в повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина, в рассказе Н.Гоголя "Шине...

Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей. Часть 3.

В 3 части исследовательской работы говорится об именах героев пьесы Н.Гоголя "Ревизор", рассказов М.Булгакова "Собачье сердце", И. Тургенева "Муму", И.Бунина "Лапти", А Платонова "Юшка"...

Методическая разработка «Использование троп для создания образов богатырей как средство развития нравственных качеств учащихся»

Проблема нравственного воспитания учащихся на уроках литературы – одно  из главных направлений изучения  литературы в школе. На примере якутского олонхо и русской былины, на мой взгляд, можн...

слово как средство создания художественного образа

слово как средство создания художественного образа...