Методическая разработка «Использование троп для создания образов богатырей как средство развития нравственных качеств учащихся»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Бубякина Елена Корнильевна

Проблема нравственного воспитания учащихся на уроках литературы – одно  из главных направлений изучения  литературы в школе. На примере якутского олонхо и русской былины, на мой взгляд, можно попытаться найти один из способов этого решения, так как          они наиболее ярко и точно через образы раскрывают такие нравственные качества как героизм и доблесть богатырей как якутских, так и русских. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РС(Я).

 Вилюйское улусное управление образованием.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «1 Кюлетская средняя общеобразовательная школа».

Методическая разработка

«Использование троп для создания образов богатырей

как средство развития нравственных качеств учащихся»

(на примере сопоставления  образов  богатырей

русской  былины и  якутского героического эпоса олонхо)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Бубякина Елена Корнильевна.

Вилюйск, 2016 г.

Введение

Былины у русских и героический эпос олонхо для якутов являются символами силы и свободы, веры и надежды. Благодаря таким героям, как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, русской народ славится силой, могуществом и единством. Такими героями у нас являются наши  якутские богатыри Ньургун Боотур, Эрчимэн Бэргэн, Кулун Куллурустуур. Чтобы показать невероятную мощь богатырей, каждый народ дополняет  образы своих героев средствами поэтической образности.                                                                                        Перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются помешать кому – то, совершая зло. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо - богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений русских былин и якутского эпоса олонхо. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку.                                        Проблема нравственного воспитания учащихся на уроках литературы – одно  из главных направлений изучения  литературы в школе. На примере якутского олонхо и русской былины, на мой взгляд, можно попытаться найти один из способов этого решения, так как         они наиболее ярко и точно через образы раскрывают такие нравственные качества как героизм и доблесть богатырей как якутских, так и русских. Поэтому целью работы будет на примере сопоставления показать, насколько совпадают образы богатырей в русской и якутской литературе. Данная цель определяет актуальность темы: метапредметные УУД по ФГОС предполагают  взаимодействие двух литератур, поэтому на уроках литературы уместно сопоставление произведений разных народов, в данном случае русских былин и якутского эпоса олонхо.                                                                                        Исходя из сопоставления,  у учащихся могут возникнуть вопросы: насколько похожи герои – богатыри у двух народов? Может кто – то сильнее? Кто – то могущественнее? Кто – то умнее? Кто – то ловчее? Поэтому содержание работы составляет сопоставительная характеристика образов и действий богатырей былины и олонхо в виде таблиц.

Образы главных героев-богатырей

у якутского и русского народов.

Образ якутского героического эпоса – олонхо Ньургун Боотура

В олонхо богатырь описывается так: «Если снизу вверх поглядеть на этого богатыря – огромен он, как утес, грозен лик у него, выпуклый лоб его крут и упрям; толстые жилы его выступают по телу всему; бьются, вздуваются жилы его – это кровь по жилам бежит. Впалые у него виски, чутко вздрагивают нервы его под кожею золотой. Но его продолговат, нрав у него крутой. Выпрямился его стан, будто еще негодует он, вспоминая недавний плен; кровь у него горяча, щеки впалые у него, скулы круты, губы остры. Глаза у него горят, как два блестящих луча. Вот каким он стал – богатырь, защитник людей уранхай - саха».

Образ главного героя русских былин Ильи Муромца.

По мнению ученых старой мифологической школы, в основе образа Ильи лежит миф о светлом божестве. Вместе с тем, Илья Муромец - воплощение духа русского народа, в частности - крестьянства, его общинности.                                                                                         С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина - защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. А богатырь выходит сам против «силушки великой» и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою.                                                                        Чтобы показать необыкновенную силу и мощь богатырей при создании их образа, в произведениях используются такие средства художественной - выразительности, как гипербола и сравнение. Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему.

  1. Гипербола.
  • Гипербола – преувеличения, помогающие ярче показать богатырей и их подвиги.
  • Гипербола – главный художественный прием в былине, а так же в олонхо.
  • Гиперболы использовались для изображения силы богатыря, необычайной битвы.

Богатыри в русских былинах

Якутские богатыри

Да схватил татарина за ноги,

Так стал татарином помахивать, Стал он бить татар татарином …

Был он лучше среди людей,

Красивейшим среди людей…

левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые…

Вскинул в воздух (кыыс Ньургуна )

И об земь ударил ее…

Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком

 Так скакал Ньургун Боотур,…

Что девять ревущих вихрей взвились,

Что вскипели тучи следом…

одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов.

 Поскакал Ньургун Боотур, …

Над тучами перелетел…

Вот как гипребола помогает создать образ точнее, чтобы читатель мог понять насколько сильными были богатыри и у русских, и у якутов.

  1. Сравнение.

                Сравнение – важное художественно – выразительное средство в былине, они делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми

Богатыри в русских былинах

Якутские богатыри

Легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов

 (это около 1440 кг)

Строен станом, как копье,

Стремителен, как стрела…

Ньургун  Боотур удалой, …

К Верхнему миру направил коня,

Как пушинку, сдунул его

А у оратая кудри качаются —

 Как скатен жемчуг рассыпаются;

 У оратая глаза да ясна сокола,

 А брови у него да черна соболя...

(Микула Селянинович )

Суставы пальцев богатыря…

Затрещали, как боевой барабан…

Мы видим, что и сравнений в создании образов немало. Но можно сказать, что это не предел.

Итак, мы узнали, что:

  • Богатыри и в русских былинах, и в якутском олонхо одинаково представляют образ богатыря, защищающего родную землю, народ от злых сил.
  • Деяние богатырей определяют их статус и положение в обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
  • Как у  русского народа, так и у якутского народа герои – богатыри одинаково сильны, мощны, т. е обладают одинаковыми физическими данными и чертами характера (целеустремленностью, стойкостью, справедливостью). Как и должно быть, у них честь и долг на первом месте.                        

На примере этих таблиц, можно дать задание, чтобы учащиеся составили таблицу средствами выразительности (эпитет, метафора), также, возможно, смогут в дальнейшем самостоятельно составить сравнение образов других богатырей.

Заключение.

 Таким образом, сопоставительная работа образов богатырей русских былин и якутского олонхо может позволить помочь учащимся научиться правильно оценить поступки других людей, уметь защищать, когда это нужно, быть благородным и достойным человеком. Одним словом, такая работа может помочь развитию духовно – нравственных качеств учащихся.        Чтобы углубить интерес учащихся,  можно дополнить работу, включив образы  героев из киргизского героического эпоса «Манас».                 Такая интеграция двух литератур направлена на формирование и развитие метапредметных универсальных учебных действий, благодаря этому, уроки литературы  могут проводиться не только интересно и познавательно, но и носить воспитательный характер.

Использованная литература:

1. Ойунский П. А. Якутский героический эпос олонхо «Ньуругн Боотур Стремительный».-М.: ИПЦ «ДИК», 2007.-400с., ил. (Перевод  В. В. Державина).

2. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.1/Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2010

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка «Использование троп для создания образов богатырей как средство развития нравственных качеств учащихся» (на примере сопоставления образов богатырей русских былин и якутского олонхо ) Выполнила: Учитель русского языка и литературы МБОУ «1Кюлетская СОШ» Вилюйского улуса Бубякина Елена Корнильевна

Слайд 3

Проблема: нравственного воспитания учащихся на уроках литературы Цель: на примере сопоставления показать, насколько совпадают образы богатырей в русской и якутской литературе

Слайд 4

Актуальность метапредметные УУД по ФГОС предполагают взаимодействие двух литератур, поэтому на уроках литературы уместно сопоставление произведений разных народов, в данном случае русских былин и якутского эпоса олонхо . Содержание работы составляет сопоставительная характеристика образов и действий богатырей былины и олонхо в виде таблиц.

Слайд 5

При создании образа богатыря в произведениях используются средства художественной - выразительности, в том числе гипербола и сравнение. Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему.

Слайд 6

Богатыри в русских былинах Якутские богатыри Да схватил татарина за ноги, Так стал татарином помахивать, Стал он бить татар татарином … Был он лучше среди людей, Красивейшим среди людей… левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые… Вскинул в воздух ( кыыс Ньургуна ) И об земь ударил ее… Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком Так скакал Ньургун Боотур ,… Что девять ревущих вихрей взвились, Что вскипели тучи следом… одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Поскакал Ньургун Боотур , … Над тучами перелетел…

Слайд 7

Сравнение – важное художественно – выразительное средство в былине, они делают речь выразительной, помогают воспринимать предметы, изображённые в былине более зримыми и весомыми. Также можно увидеть в них такой прием как сравнение:

Слайд 8

Богатыри в русских былинах Якутские богатыри Легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг) Строен станом, как копье, Стремителен, как стрела… Ньургун Боотур удалой, … К Верхнему миру направил коня, Как пушинку, сдунул его А у оратая кудри качаются — Как скатен жемчуг рассыпаются; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя... (Микула Селянинович ) Суставы пальцев богатыря… Затрещали, как боевой барабан…

Слайд 9

Вывод: Богатыри и в русских былинах, и в якутском олонхо одинаково представляют образ богатыря, защищающего родную землю, народ от злых сил. Деяние богатырей определяют их статус и положение в обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.

Слайд 12

Использованная литература: 1. Ойунский П. А. Якутский героический эпос олонхо « Ньуругн Боотур Стремительный».-М.: ИПЦ «ДИК», 2007.-400с., ил. (Перевод В. В. Державина). 2. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч.1/Авт.-сост. Г. С. Меркин . – М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...

методическая разработка на тему:" «Система дополнительной общефизической подготовки для развития физических качеств учащихся»

В работе представлен комплекс упражнений направленный на развитие физических качест внедренных в учебный процесс....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...

Развитие нравственных качеств учащихся с использованием медиапсихологии. Тема: «Преодолеваем лень»

Форма занятия: Поэтапный самоанализ при просмотре видеосюжета (в группе)Видеосюжет: мультфильм «Маша больше не лентяйка», общая продолжительность – 7мин. 10 сек.Цель заняти...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».

Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...