Рабочая программа по географии, 8 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Коровина Наталья Геннадьевна

Рабочая программа по географии составлена к УМК «География России. Природа. Население. 8 класс», авторы В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. В рабочая программа состоит из следующих разделов:

- пояснительная записка;

- содержание курса;

- календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 класс

Составила  Коровина Наталья Геннадьевна,

учитель географии

г. Муром

Пояснительная записка

         Данная рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом,  примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии М: Вентана Граф Составители: Душина И.В., Петунин И. др. 2007г. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Кл

Кол-во часов в неделю

    Реквизиты        программы

             УМК

      обучающихся

 Дополнительные пособия

   8

        2 часа

Федеральный компонент

Программа по курсу: «Природа и население России» для общеобразовательных учреждений 8 класса автор Душина И.В., Пятунин В.Б. и др.

 Для учащихся

- учебник 8 класса

«География России. Природа. Население»

В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя

-   Географический атлас, к/к 8 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС

- Интернет-ресурсы 

 - «География в схемах и таблицах» С-П 2008

- «Тесты по географии»

Дрофа 2008


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю. Данный курс включает 8 часов на изучение географии Владимирской области. Эти часы отведены для изучения особенностей природы своего региона.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1ч)

Что и с какой целью изучают в курсе «география России»

Раздел 1

Географическое положение и формирование государственной территории России (13ч)

Географическое положение России(9ч)

Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспектыгеографического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные оы, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.

Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История населения, освоения и исследования территории России(4ч)

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы полученя,обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел 2

Природа России(35ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(6ч)

 Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земнойкоры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком

Климат и агроклиматические ресурсы(8ч)

Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха изагрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Внутренние воды и водные ресурсы(6ч)

Состав внутреннихвод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Растительный и животный мир, биологические ресурсы(3ч)

Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Почва и почвенные ресурсы(3ч)

Почва как особое природное образование. Плодородие-важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация.

Природные различия на территории России(11ч)

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные Ртк. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения ПТК на территории страны.

Физико-гоеграфическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы. Проявленияширотной зональности и высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С Берга в создании учения о природных зонах. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь субтропиков. Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная детальность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон. Аквальные природные комплексы уберегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного населения на территории России.

Раздел 3

Население России(10ч)

Человеческий потенциал – главное богатство страны

Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.

Народы России

Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов Россию Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий натерритории страны. Межнациональные проблемы и их география.

Особенности урбанизации в России

Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.  Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.

Причины, типы, и направления миграций населения на территории России

Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера.

Трудовые ресурсы

Роль экономически активного населения в развитии и размещение хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения.

Раздел 4

Природный фактор в развитии Росси(4ч)

Влияние природной среды на развитие общества

Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Природные ресурсы, их классификации

Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшиетерриториальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Природные регионы России – Владимирская область

Особенности географического положения, климат, особенности природы. Экологические проблемы. Население.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Коли-

чество часов

Тип урока

Форма 

урока

Форма

контроля

Дом.

задание

Дата

Практические

работы



1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.



1ч

комбинированный

беседа

Фронтальный опрос



Стр.3




Географическое положение и формирование  государственной территории России.


2

Географическое положение и его виды.

1ч

комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

§1

3

Размеры  территории и природно-географическое

Положение России.

1ч

комбинированный

практикум

Индивидуальный опрос

§2

На контурную  карту нанести границы России и сопредельных государств,   отметить крайние точки, моря, омывающие      берега нашей Родины

4

Экономико-географическое

и транспортно-географическое положение России.

1ч

Комбинированный

практикум

Письменная работа

§3

5

Геополитическое,

этнокультурное и эколого-географическое положение России.

1ч

Урок изучения нового материала

беседа

Письменная работа

§4

6

Государственная территория России. Типы российских границ

1ч

Комбинированный 

практикум

тест

§5

7

Сухопутные и морские границы России.

1ч

Комбинированный

Исследование

Письменная работа

§6

8

Различия во времени на территории России.

1ч

Изучение нового

практикум

Решение

задач

§7

9

Государственное устройство и территориальное деление РФ.

1ч

Изучение нового

беседа

Работа с картой

§8

10

Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

тест

11

Заселение и освоение территории России в 9-17 вв.

1ч

комбинированный

презентация

Работа с текстом

§9

12

Заселение и хозяйственное освоение  России в 18-19вв.

1ч

комбинированный

путешествие

§10

13

Географическое исследование территории России   в 18-19вв.

1ч

комбинированный

презентация

Фронтальный опрос

§11

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке.

1ч

комбинированный

диспут

Письменная работа

§12

15

Обобщающий урок.

1ч

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

зачет

тестирование

Природа России.

16

Особенности рельефа России.

1ч

комбинированный

беседа

Письменная работа

§13

17

Развитие земной коры. Основные

тектонические структуры.

1ч

комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

§14

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа, и полезных ископаемых

18

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.

1ч

комбинированный

практикум

Письменная работа

§15

19

Зависимость рельефа от внешних 

геологических процессов.

1ч

комбинированный

практикум

Географический диктант

§16

20

Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

зачет

тест

21

Литосфера. Рельеф. Человек.

1ч

комбинированный

диспут

тест

§17

22

Условия формирования климата.

1ч

комбинированный

практикум

Письменная работа

§18

23

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

1ч

Комбинированный 

практикум

Фронтальный опрос

§19

24

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения.

1ч

Комбинированный

практикум

Письменная работа

§20

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте

25

Климатические пояса и типы климатов.

1ч

Комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

§21

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей

26

Климат и человек.

1ч

Комбинированный

семинар

Письменная работа

§22

27

Обобщающий урок

1 ч

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

тест

28

Состав внутренних вод. Реки их

Зависимость от рельефа.

1ч

Комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

§23

Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона

29

Зависимость речной сети от климата.

1ч

Комбинированный

практикум

§24

30

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники.

1ч

Комбинированный

практикум

§25

31

Многолетняя мерзлота.

Комбинированный

практикум

§26

32

Водные ресурсы. Охрана вод.

1ч

Комбинированный

семинар

тест

§27

33

Обобщающий урок

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

тест

34

Образование почв и их разнообразие.

1ч

Комбинированный

практикум

Письменная работа

§28

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

35

Закономерности

распространения почв.

1ч

Комбинированный

практикум

§29

37

Почвенные ресурсы.

1ч

Комбинированный

практикум

§30

38

Растительный и животный мир России.

1ч

Комбинированный

презентация

Письменная работа

§31

39

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1ч

Комбинированный

диспут

§32

40

Разнообразие ПК России. Природное районирование.

1ч

Комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

§33-34

41

Северные безлесные  природные зоны.

1ч

Комбинированный

практикум

§35

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

42

Лесные зоны.

1ч

Комбинированный

презентация

§36-37

43

Южные  безлесные зоны.

1ч

Комбинированный

путешествие

Фронтальный опрос

§38

44

Высотная поясность.

1ч

Комбинированный

практикум

§39

45

Моря как крупные природные комплексы. Природнохозяйственные

различия морей.

1ч

Комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

§40-41

46

Особо охраняемые природные территории  России.

1ч

Комбинированный

презентация

§42

47

Обобщающий урок.

1ч

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

зачет

тестирование

Население России

48

Численность и воспроизводство населения  России.

1ч

Изучение

нового

материала

практикум

Письменная работа

§43

49

Половой и возрастной 

Состав населения. Средняя продолжительность жизни.

1ч

 Комбинированный

практикум

Письменная работа

§44

50

Этнический и языковой состав населения России.

1ч

Комбинированный

семинар

Письменная работа

§45

51

Культурно-исторические  особенности народов России. География основных религий.

1ч

Комбинированный

семинар

§46

52

Особенности  урбанизации в России. Городское население.

1ч

Комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

§47

53

Сельские поселения. Особенности расселения сельского  населения.

1ч

Комбинированный

практикум

Письменная работа

§48

54

Миграции населения в России.

1ч

Комбинированный

диспут

Фронтальный опрос

§49

55

Размещение населения России.

1ч

Комбинированный

практикум

§50

56

Занятость  населения.

1ч

Комбинированный

лекция

§51

57

Обобщающий урок.

1ч

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

зачет

тестирование

58

Влияние  природы на развитие общества.

1ч

Комбинированный

беседа

§52

59

Природные ресурсы

1ч

Комбинированный

диспут

Фронтальный опрос

§53

60

Природно-ресурсный потенциал России.

1ч

комбинированный

Фронтальный опрос

§54

Владимирская область.

61

Географическое положение и история заселения Владимирской области

1ч

Комбинированный

практикум

записи

62

Рельеф и полезные ископаемые Владимирской области

1ч

Комбинированный

практикум

записи

63

Климат Владимирской области

1ч

Комбинированный

практикум

Фронтальный опрос

записи

64

Внутренние воды Владимирской области

1ч

Комбинированный

практикум

записи

65

Почвы. Растительный мир Владимирской области.

1ч

Комбинированный

практикум

записи

66

Животный мир области

1ч

Комбинированный

презентация

записи

67

Природные комплексы Владимирской области

1ч

Комбинированный

игра

Фронтальный опрос

записи

68

Охрана природы Владимирской области

1ч

Комбинированный

семинар

записи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...