Методическая разработка урока географии "Пространство Поволжья"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Оханцева Людмила Рышардовна

Урок разработан для учителей, работающих по учебно-методическому комплексу "Полярная Звезда" под редакцией А.И. Алексеева. Сопровождается презентацией  и раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povolzhe_konspekt_uroka.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу географии 9 класса «Пространство Поволжья»

               Учителя географии и биологии ГБОУ СОШ №277 г. Санкт-Петербурга  Оханцевой Л.Р.

Цель:  Сформировать образ Поволжья. Изучить особенности ЭГП, природы, ресурсов и населения региона.

             Развивать умения работать в группе, использовать различные источники информации, самостоятельно добывать,  анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

             Ценностный компонент: Значение Волги для России, народов ее населяющих, формирования Поволжского района.    

Ход урока:

Организационный момент.    

Ознакомление с планом урока и активизация внимания.

Мы закончили изучение Северного Кавказа.  Я предлагаю на сегодняшнем уроке повторить главные особенности этого района и приступить к изучению нового – Поволжского района.

Что самого особенного запомнилось, после изучения Северного Кавказа? Попробуйте продолжить фразы: «Только здесь…» или «Самый…..».

Проверка  качества знаний о Северном Кавказе. Индивидуальная работа с карточками (Прил.1). 

Изучение нового материала:

Деятельность учителя

Постановка цели работы перед учениками:  Сегодня мы изучим пространство  Поволжья, узнаем в каких природных условиях живут там люди, чем занимаются, какими ресурсами богата эта земля. Предлагаю к концу урока решить , улучшатся ли условия жизни людей Ленинградской области, если б она оказалась в Поволжском районе.

 Алгоритм изучения известен, поэтому начинаем с ЭГП,

Деятельность учеников

Слушают, записывают  тему в тетрадь.

ЭГП

Заполняет таблицу на доске. Организует фронтальную работу по характеристике ЭГП. Слайд 2.

Перед вами карта,  космический снимок, пограничные районы. Жду ваших идей по характеристике ЭГП Поволжского района. Результаты будем записывать в таблицу, ее нужно перечертить. По ходу работы на контурной карте обозначьте границы района и подпишите названия соседних.

Дают характеристику ЭГП, уточняют ответ других, заполняют таблицу, работают с контурной картой Поволжского района. Формулируют и записывают вывод об особенностях ЭГП.

План ЭГП

Особенности района

Оценка особенностей

Положение по отношению к территории страны и крупным географическим объектам.

Находится на юго-востоке европейской части РФ.

Сильно вытянут с севера на юг (1500 км.) от Волго-Вятского района до Каспийского моря.

Район вытянут вдоль среднего и нижнего течения Волги.

+Благоприятные климатические условия для жизни.

+Многообразие ландшафтов, разные природные условия на севере и юге района.

+Объединяет район как транспортная, торговая и культурная магистраль.

По отношению к другим районам и странам.

На севере и западе экономически развитые: Северный Кавказ, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский. На востоке: Богатые ресурсами Уральский район и Казахстан.

+ Выгодное транзитное положение.

- «Прозрачность» границы с Казахстаном.

- Граница с нестабильными территориями Кавказа.

По отношению к транспортным путям.

Волга-историческая и современная транспортная магистраль. (север-юг). Через северную часть района проходят транспортные пути между Центром и Сибирью.

+ Выгодное транспортное положение.

Вывод:  Район имеет выгодное географически-транспотное  положение.

                Волга –главный районообразующий фактор.

Состав района. Самостоятельная работа на контурной карте. Учитель консультирует и организует беседу по результатам. Подчеркивает объединительную роль Волги. Слайд 3.

 

Беседа по результатам:

•Назовите территории, входящие в состав района, по порядку с юга на север.  Запишите в тетрадь.

 •Есть ли национальные  образования?  О чем это говорит? (Этническое многообразие, многообразие религий и культур. Запишите в тетрадь.

•Есть ли закономерности в расположении территорий и крупных городов?  (Они сменяют друг друга вдоль течения Волги.)

Как вы думаете почему Астрахань, Волгоград, Самара построены именно в этих местах, а не ниже или выше по течению Волги? (крепости, а потом транспортные и торговые узлы, расположенные на ключевых транспортных перекрестках). Понятно, что между городами возникали тесные экономические связи.  Таким образом мы возвращаемся к подтверждению вывода, который сделали, изучая ЭГП. Какому? Волга – главный   районообразующий фактор. Подчеркните его. Это главная особенность района.

Самостоятельно работают на контурной карте. Обдумывают и обсуждают в группе ответ на вопрос. Участвуют в беседе по результатам работы.  Работают в тетрадях.

Природные условия и ресурсы. Ставит задачи перед учащимися, организует групповую работу, консультирует. Слайд 4.

 Наша задача выяснить насколько благоприятны и одинаково ли благоприятны в разных частях района природные условия для проживания людей. Оценить обеспеченность района природными ресурсами, как основы для развития экономики.  О рельефе несколько слов расскажу я,  изучать климат и ресурсы вы будете самостоятельно в группах.

Начнем с рельефа.

Рельеф территории равнинный, но и здесь Волга, является рубежом. На правом берегу –Приволжская возвышенность, а левобережье –низменная равнина.  Такой рельеф благоприятен, кроме того живописен и дает возможность для развития туризма.

Выслушивают задачи по изучению раздела.  

Климат. Слайд 5.  Изучение проводится группой 1. Учитель помогает организовать взаимодействие в группе, консультирует. Организует взаимодействие с  группой 2.

Заслушивается сообщение группы 1 о климате. Группа 2 задает уточняющие вопросы и представляют свои тезисы о природных условиях, группа1 их уточняет и поправляет. Вместе формулируют и записывают в тетрадь вводы.

Температурный режим благоприятен.

Резко падает количество осадков с севера на юг.

Формируются ландшафты от лесных до пустынных.

В лесных и степных районах- плодородные черноземы и каштановые почвы.

Можно развивать поливное растениеводство.

Вывод: Наиболее комфортны северные и центральные районы, где на поливных землях развивается растениеводство.

Работают группе 1 по полученному заданию. (Прил.2). Анализируют карты атласа, заполняют таблицу. Формулируют вывод об особенностях климата и его влиянии на АПК. Выступают с сообщением о климате, природных зонах, почвах. Выступают в роли учителя.

Группа 2 выслушивает материал, дает характеристику природных условий, формулирует вывод.

Слайд 6. Организует взаимодействие учитель- ученик между группами. Рассказ регулировании стока Волги, строительстве ГЭС, экологической проблеме Волги.

Природные ресурсы

Отрасли специализации

Нефть, газ

Энергетика, нефтяная, газовая

Гидроресурсы

Энергетика

Водные

Транспорт

Биологические (Рыба)

Пищевая

Почвенные

Растениеводство

Поваренная соль

Пищевая

Работают группе по полученному заданию. (Прил.3). Анализируют карты атласа, заполняют таблицу. Готовят сообщение и формулируют вывод о природных ресурсах и отраслях  специализации района. Группа 2 выступает в роли учителя. Группа 1 заполняет таблицу под их руководством. Делает ввод об обеспеченности ресурсам и отраслях специализации

Слайд 7. В районе развивается энергетика и нефтедобыча, а будет ли нефтепереработка  , нефтехимия и машиностроение? Какой фактор нужно исследовать? Трудовые ресурсы.

Вывод: Район хорошо обеспечен топливноэнергетическими, агроклиматическими и биологическими ресурсами. Есть предпосылки для развития энергетики, добывающей, АПК.

Население. Слайд 8. Исследовать население района я предлагаю вам самостоятельно с помощью учебника и тех статей которые я раздала. Важно оценить демографическую ситуацию, обеспеченность и качество трудовых ресурсов в районе в целом и в отдельных его частях. Для этого выполните задание, розданное вместе со статьями.

Прежде чем начинать работать давайте обсудим первую графу таблицы. О чем говорят цифры численности и плотности? (об обеспеченности, надо сравнить с другими районами)

Для чего нужно знать процент городского населения? (качество  ресурса т.к. горожане имеют навыки работы в промышленности и услугах, больший доступ к образованию и здравоохранению)

Естественный и миграционный прирост помогает судить об изменениях качестве ресурса, надо понять если в регион едут, то кто и по каким причинам.

Этнический состав позволяет судить о культурных традициях и исторически сложившихся навыках. Начинайте, работа коллективная, спор приветствуются.

Самостоятельно в группах изучают население. Работают с раздаточным материалом, выполняют задание.

Беседа по результатам. Слайд 9.

Как вы оцениваете демографическую ситуацию в районе? ( не очень хороша, особенно на юге (естественный прирост ниже, чем в среднем по стране из за спада производства; миграция из Казахстана и Кавказа)

Что можно сказать об обеспеченности и качестве трудовых ресурсов? (Обеспеченность хорошая, особенно на севере и в центре. Квалификация кадров там тоже выше).

Фронтально дают характеристику населения делают вывод об обеспеченности трудовыми ресурсами и возможностью развивать обрабатывающую промышленность.

Вывод: Район хорошо, особенно в северной части, обеспечен квалифицированными кадрами, поэтому может развиваться машиностроение и нефтепереработка.

Закрепление и обобщение. Слайд 10. Мы закончили изучение природно-ресурсной базы Поволжского района. Назовите отрасли специализации которые должны развиваться в районе, почему?  (Энергетика, нефтехимия, машиностроение, пищевая, АПК) На следующем уроке мы проверим наши прогнозы.

Сейчас, посмотрите свои записи и постарайтесь  самостоятельно выписать главные особенности района.

Проверьте себя (слайд) . Остался последний вопрос, он был поставлен в начале урока: улучшатся ли условия жизни людей Ленинградской области, если б она оказалась в Поволжском районе.

Жду ваших идей. Обсуждение.

Домашнее задание и оценивание.

Молодцы, вы отлично поработали. Дома закрепите свои знания. Для этого изучите §32 и выполните задания 1, 3-6 на стр. 133.

Теперь оценки. Их будет две. 1 – за работу по карточкам. 2- за работу в группе, ее в должны выставить коллективно. Основные критерии: качество усвоения материала и активность в работе группы. Посовещайтесь и список групп с оценками подайте мне.

 Спасибо за урок.

Работают фронтально (ответы на вопросы)

Самостоятельно вписвают особенности района и проверяют себя.

Дискутируют по вопросу о Ленинградской области.

Записывают домашнее задание.

Вставляют друг другу оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...