Рабочая программа по географии, 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Нарожный Иван Николаевич

к учебнику Герасимовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_klass.docx60.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талажанская основная общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______ И.Н. Нарожный

Протокол № ______

 от «____» __________ 2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 

_______ С.А. Аплина

 

«____ » ___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор

______ В.М. Нарожная

Приказ № ___________

от «___»_________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии, 6 класс

Нарожного Ивана Николаевича, без категории

2012 - 2013  учебный год

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

         Рабочая  программа по географии представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

  • пояснительная записка (цели и задачи курса, педагогические принципы, методы, формы, средства обучения, формы промежуточного контроля, место предмета в базисном учебном плане, структура курса);
  • содержание программы учебного курса;
  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематическое планирование;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • критерии к оцениванию деятельности учащихся;
  • перечень учебно-методических средств обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

- Государственный стандарт начального общего образования;

- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 с изменениями, внесенными от 3 июня 2011 г. №1994;

- Примерная программа основного общего образования по географии;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования в 2012-2013 учебном году;

- Учебный план МБОУ Талажанская ООШ на 2012-2013 учебный год

- Положение о структуре и разработке рабочих программ  МБОУ Талажанская ООШ в 2012-2013 учебном году.

Из федерального компонента на преподавания курса география отводится – 1 час в неделю, всего 35 часов. Программа по предмету рассчитана на  35 часов, реализуется в 34 часа за счет резервного урока в связи с тем, что в 2012 – 2013 учебном году 34 учебные недели.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  •  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

        Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Курс «Природа и экология Красноярского края» интегрирован в учебный предмет «География».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ  

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы. 

На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.  

На контурной карте:  Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.  

Раздел I

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ  

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности  

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  Топографический диктант.

Тема 2. Географическая карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы. 

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тема 1. Земная кора  

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 

 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  

Тема 2. Гидросфера  

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта    до    ближайшего     моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.  

Тема 3. Атмосфера  

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.

Тема 4. Биосфера.  

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Практические работы.

Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

Раздел III

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Тема 2. Человек и природа

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Тема 3. Влияние природы на жизнь и здоровье человека

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение. Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Тестирование

Введение

2

1

Виды изображений поверхности Земли

9

1

1

2

Строение Земли. Земные оболочки

20

1

2

3

Население Земли

4

Итого за учебный год

35

2

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Название темы

Кол-во

часов

Вид контроля

Понятия

Дата

Примечание

По плану

Фактич.

Введение 2 часа

1

Что изучает физическая география? История географии

1

текущий

география

2

Земля – планета Солнечной системы

1

текущий

Виды изображений поверхности Земли 9 часов

3

План местности. Условные знаки

1

текущий

топографический план, план местности

4

Масштаб. Виды масштаба Ориентирование. Азимут

1

текущий

масштаб, линейный, численный и именованный масштаб

5

Съемка местности. Виды съемки

1

текущий

полярная, маршрутная съемка, рельеф

6

Изображение неровностей земной поверхности на плане

1

текущий

относительная высота, абсолютная высота, горизонтали.

7

Форма и размеры Земли. Глобус Географическая карта

Градусная сеть на глобусе и картах

1

текущий

глобус, географическая карта, генерализация.

8

Географические координаты. Широта

1

текущий

меридианы, параллели, географическая широта

9

Географические координаты. Долгота

1

текущий

географическая долгота, географические координаты

10

Практическая работа «Определение расстояний направлений и географических координат на карте»

1

практическая работа

11

Изображение неровностей земной поверхности на физических картах.

Тест «План и карта»

1

тест

послойное окрашивание

Строение Земли. Земные оболочки 20 часов

Литосфера  2 часа

12

Литосфера. Внутреннее строение Земли Горные породы и минералы

1

текущий

литосфера, магматические осадочные, метаморфические горные породы

13

Движения земной коры. Землетрясения Вулканы, горячие источники и гейзеры

1

текущий

землетрясение, очаг землетрясения, сейсмические пояса, вулканы, жерло, очаг магмы, лава, гейзер

Формы рельефа земной коры  3 часа

14

Формы рельефа земной коры. Горы

1

текущий

горные долины, горная система

15

Практическая работа «Равнины суши»

1

практическая работа

плоская холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина.

16

Рельеф дна Мирового океана

 Тест по теме «Литосфера»

1

тест

материковая отмель, материковый склон, глубоководный океанический желоб

Гидросфера  6 часов

17

Вода на Земле. Гидросфера

1

текущий

гидросфера, мировой круговорот воды, архипелаг, остров, полуостров, залив пролив.

18

Мировой океан. Части Мирового океана

1

текущий

19

Свойства океанической воды

Волны в океане

Океанические течения

1

текущий

соленость

длина волны, зыбь, цунами

океаническое течение

20

Изучение Мирового океана

Подземные воды

1

текущий

21

Реки. Озера. Ледники. Искусственные водоемы

1

текущий

река, речная долина, устье, исток,  озеро, карст, болот, ледник, снеговая граница, айсберг, канал, водохранилище, пруд

22

Загрязнение гидросферы 

Тест по теме «Гидросфера»

тест

Атмосфера 6 часов

23

Атмосфера: строение, значение, изучение

1

текущий

атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, атмосферное давление

24

Температура воздуха

Годовой ход температуры. Построение графика годового хода температуры

1

текущий

25

Атмосферное давление

Ветер. Роза ветров

1

текущий

ветер, бриз

26

Водяной пар в атмосфере. Облака Атмосферные осадки

1

текущий

27

Погода

Климат

1

текущий

погода, климат, северный, южный тропик, северный и южный полярные круги, пояса

28

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Причины, влияющие на климат

1

текущий

Биосфера   3 часа

29

Разнообразие организмов на Земле Природные зоны мира

1

текущий

биосфера

30

Организмы в Мировом океане Воздействие организмов на земные оболочки

текущий

31

Природный комплекс

текущий

Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека  4 часа

32

Человечество – единый биологический вид

Численность населения Земли. Страны мира

1

текущий

миграция

33

Основные типы населенных пунктов. Путешествие по городам мира

1

текущий

34

Контрольная работа «Начальный курс географии»

1

текущий

35

Резервный урок

1

текущий

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые компетенции

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

1.        Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
  • форму и размеры Земли (длина окружности);
  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
  • части Мирового океана;
  • среднюю соленость вод океана;
  • воды суши подземные и поверхностные;
  • речную систему, речной бассейн;
  • компоненты ПТК;
  • правила поведения в природе;
  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
  • главную причину образования ветра;
  • главную причину образования облаков, осадков;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические координаты своей местности.

2.        Приводить примеры:

  •   характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
  •   связей между элементами погоды;
  •    изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  • меры по охране природы в своей местности;
  • горных пород и минералов, их использования человеком;
  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  • взаимосвязей: река — рельеф;
  • искусственных водоемов;
  • из истории географических исследований и открытий.

3.        Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
  • абсолютные и относительные высоты;
  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
  • по карте географическое положение объектов;
  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;
  • фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение ч
еловеком; давать оценку экологического состояния.

5.        Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

КРИТЕРИИ К ОЦЕНИВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Критерии оценки устного ответа

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Литература

Основная:

1.Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.

2. Сборник нормативных документов. География / сост. С 23 Э. Д. Днепров, А. Г. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 141, (3) с.

3. Примерная программа основного общего образования по географии

Дополнительная:

  1. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.  
  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Перлов Д.Е. Дидактические карточки – задания по географии: 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / Л.Е. Перлов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
  4. Датская Е.В., Синицина Е.В., Синицин М.Г. Контрольные и проверочные работы по географии: 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / Датская Е.В., Синицина Е.В., Синицин М.Г. – 2-е изд. – М.: «Экзамен»», 2004. – 78, (2) с.
  5.  Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.

Дидактический материал

  1. Коллекция "Минералы и горные породы" (20 видов.)
  2. Коллекция "Каменный уголь и продукты его переработки"
  3. Коллекция "Полезные ископаемые"
  4. Коллекция "Почва и ее состав"
  1. Коллекция "Шкала твердости"
  2.  Учебная карта "Карта океанов"
  3.  Учебная карта "Карта полушарий
  4.  Учебная карта "Строение земной коры и полезные ископаемые мира»

Цифровые образовательные ресурсы

ЦОР по предметам  http://school-collection.edu.ru/

Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Открытый класс http://www.openclass.ru/sub/География

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=199563&tmpl=com

Электронная версия журнала «География» Издательского дома «Первое сентября» http://geo.1september.ru/

Оборудование и приборы

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Принтер, ксерокс, сканер
  5. Глобус физический.
  6. Глобус политический.
  7. Модель "Строение Земли"
  8. Модель "Строение земных складок и эволюций рельефа"
  9. Модель вулкана (разборная)
  10. Модель зон разлома (Сдвиги земной коры)
  11. Теллурий (Модель Солнце-Земля-Луна)
  12.  Рулетка 20 м.
  13.  Рулетка 50 м.
  14. Термометр с фиксацией максимального и минимального значений
  15. Флюгер (прибор для определения направления и скорости ветра)
  16. Компас школьный
  17. Курвиметр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...