ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
статья по географии по теме

Основные формы работы в летний период с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marinenkovanv1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

 

В созвездии дней школьного года летние каникулы - самое яркое по эмоциональной окраске время. Каникулы, в своем роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы - всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания, поэтому в нашей школе было принято решение   об организации городского летнего лагеря естественного направления «Эколог». Лагерь этим летом работал четвертый год. В 2012 году основным направлением работы стало    привлечение учащихся к исследовательской деятельности.

Основные  цели работы :

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • совершенствование знаний учащихся в естественно-научном цикле;
  • приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством учителей школы и  педагогов  дополнительного образования;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка исследовательской работы в школе.

Определяя общую направленность организации досуга обучающихся, мы, тем не менее, предоставляли детям широкие возможности для изучения самых разнообразных тем, которые их интересуют. Эти занятия – дополнительный источник реализации творческих возможностей подростков в работе над проектами, реализации их потребности в межличностном общении и создании атмосферы эмоционального комфорта.  

      С содержательной точки зрения это стало возможным благодаря той   местности (участок лиственного леса «Березовая Роща»), которую мы выбирали  для проведения  исследований.  

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело руководителя – создать и поддержать творческую атмосферу. Каждый учащийся по итогам работы   участвует в заключительной мини  научно-практической конференции, где представлял и защищал свою работу. Далее учащиеся продолжают работу по выбранной теме  в течение учебного года под руководством своих учителей – предметников.

В ходе исследовательской деятельности  у обучающихся развиваются следующие компетенции:

-  самостоятельная  исследовательская  деятельность;

- работа с научно-познавательной литературой;

- инициативность и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- умение  работать с различными специалистами;

- самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.

 Летом 2012 года на базе лагеря действовала творческая лаборатория «Эколог», которая осуществляла мониторинг участка лиственного леса «Березовая Роща». Для комплексного изучения местности были созданы секции:

-  физико-географическое положение участка ;

- гидрохимическая характеристика родника;

- флора и фауна;

- эколого-химическая характеристика  почвы;

- природный комплекс лиственного леса;

- антропогенное воздействие.

Каждая секция исследовала  выбранное направление и по результатам представляла  несколько исследовательских работ. Например, в секции «Эколого-химическая характеристика почвы» обучающиеся представляли работы по направлениям: состав почвы под лиственной, хвойной и травянистой   растительностью.  

 Творческие секции осуществляли последовательную и поэтапную работу, опираясь на  комплексную естественно - научную  программу «Зеленый мир», в которой предусмотрено обучение каждого участника  экологического лагеря навыкам исследования объектов с позиции разных предметов (географии, биологии, физики, химии). Исследовательской деятельностью занимались дети, мотивированные в естественно - научном профиле. Темы для  исследования  были предложены учащимися. Были использованы  различные формы организации исследования: групповая, парная или индивидуальная при соответствующей предварительной подготовке.

От организации данной работы педагоги хотели получить следующий результат:

  • продолжение работы над темой в учебном году;
  • защита работ   на школьной учебно-практической  конференции «ПОИСК-2013» и городских конференциях учебно – исследовательских работ «Первые шаги в науки» для обучающихся 9-11 классов и «Галилео» для учащихся 5-8 классы;
  •   создание межпредметных проектов (физика-математика, экология – математика, химия-биология, биология-география );
  • продолжение и углубление работы над темами и на лето 2013 года

 (проведение мониторинга лесного фитоценоза, мониторинг популяций  видов птиц и т.д.).

Если говорить о научном подходе к процессу исследования в педагогической практике, то важно реализовать ряд принципов, выделенных А.С.Обуховым:

  • принцип естественности (проблема должна быть   реальной, интерес должен  - настоящим и т. д.)
  • принцип осознанности (от постановки проблемы, цели и задач,  до получения результатов);
  • принцип самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт);
  • принцип наглядности (наиболее хорошо  реализуется в полевом исследовании).

Поэтому нам учителям, приходится решать непростую задачу нахождения тонкого баланса между соблюдением научной традиции и новизной, неординарностью постановки вопроса. Решение такой задачи создает не менее, а более сложную, чем для учеников, творческую проблему для самого учителя и возможность профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности в классах физико-математического направления лицея.

Из опыта работы  учителя математики МБОУ-лицей города Алейска Алтайского края Марковой Людмилы Константиновны. ...

Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

Выступление на семинаре учителей начальных классов " Исследовательская деятельность младших школьников"....

«Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность каждого ребенка преобразовать имеющиеся знания, и...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

ДОКЛАД: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Доклад по теме ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...

Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"

Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...

Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Типичные ошибки при организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного  возраста.Авторы: педагог дополнительного образования, методист Гагерова Т.Г., педагог дополн...