Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Вельченко Венера Владимировна

Включает в себя все разделы рабочей программы + календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Волотово Чернянского района

Белгородской области»

«Рассмотрено»

на заседании РМО

учителей географии

Протокол № ____ от

«_____»___________2012 г.

Руководитель РМО:

 ____________  / Пивоварова Г.В./

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ с. Волотово

_____________  /Ночевка Г.И../

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

с. Волотово

__________  /Глущенко Н.В./

Приказ № _________

от «___»___________2012г.

на основании решения педагогического совета

протокол № 1 от 30.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     географии

Ступень обучения (класс)    основное общее образование   5  класс

Уровень  базовый  

Учитель (педагогический работник)                           Вельченко Венера Владимировна

учитель географии МБОУ «СОШ

с. Волотово Чернянского района»

первая квалификационная категория

Волотово

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена  на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г.  № 1897;
  • примерной программы  основного общего образования  в рамках проекта  «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов  второго поколения», реализуемого Российской академией  образования по  заказу  Министерства образования  и науки  Российской Федерации и федерального агентства по образованию;
  • Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы,

Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин

Программа данных авторов подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 5 классе.

Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Он  открывает 7-летний цикл изучения географии в школе.

Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Окружающий мир», начальной  ступени обучения.

География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Содержание курса насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими  аспектами, и поэтому становится звеном которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. 

Основными целями курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;
  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Материал курса сгруппирован в 5 разделов.

Введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, смежными науками, методами географических исследований.

Второй раздел содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались человечеству, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела «Как люди открывали Землю» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал третьего раздела «Земля во Вселенной» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Следующий раздел «Виды изображений поверхности Земли» кратко знакомит с принципами построения планов и географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении этого раздела реализуются межпредметные связи с математикой, ОБЖ, астрономией, биологией.

В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба, изучении способов ориентирования и при построении простейших планов.

Заключительный раздел кратко знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО). Она учитывает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формировании универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Место в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для  образовательных учреждений  Российской Федерации отводит  по 35 часов для обязательного изучения  учебного предмета «Начального курса географии» в 5 и 6 классах по 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).

Содержание программы

Введение в географию. 5 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 7 ч — резервное время)

  • Что изучает география (4 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры географических объектов;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • объяснять, для чего изучают географию.

  • Как люди открывали Землю (3 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практикумы. 1. Работа с контурной картой, учебником, диском.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

  • Земля во Вселенной (8 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.        

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты.

  • Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практикумы. 2. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
  • Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • Работать с компасом;
  • Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

  • Природа Земли (9 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практикумы. 3. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. 4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  • Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности.

  • Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • составлять описания объектов;
  • составлять простой план;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • оценивать работу одноклассников.

  • Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учебе;
  • опытом участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • основами экологической культуры.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебника, методическое пособие, рабочую тетрадь, электронное мультимедийное издание.

УМК «Введение в географию. 5 класс»

1. Введение в географию. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. Введение в географию. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. Введение в географию. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. Введение в географию. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Оборудование кабинета географии включает следующие типы средств обучения:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьную метеостанцию, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
  • стенды для постоянных и временных экспозиций;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
  • компьютер,
  • мультимедиа-проектор,
  • коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы,
  • выход в Интернет,
  • комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
  • комплекты слайдов;
  • библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
  • картотека с заданиями, для организации и проведения самостоятельных и контрольных работ обучающихся, практикумов, тестирований и т.д.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 5 – го класса:

        

Планеты. Меркурий. Венера. Земля. Марс, Юпитер. Сатурн. Уран, Нептун. Плутон

 

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Части света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Вулканы: Везувий, Гекла, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Кракатау, Мауна-Лоа, Орисаба, Этна, Фудзияма.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр. 

Требования к уровню подготовки

        В результате изучения курса географии учащиеся должны:

знать/понимать

  1. отдельные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения;
  2. результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности;
  2. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности и из разных      источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке

Сущность известных форм организации деятельности учащихся на уроке.

Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Фронтальная форма организации деятельности содержит компоненты как коллективной (рядом, но  не вместе), так и индивидуальной (каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально приходит к цели).

Индивидуальной  работой считается самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. Индивидуальная  работа исключает сотрудничество ученика с другими учениками, но предполагает более тесное взаимодействие с учителем. И фронтальная и индивидуальная работа  - это полное отсутствие организации общения между учащимися в процессе обучения.

Коллективная деятельность – одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата.

Коллективная деятельность возможна при следующих условиях организации работы:

• единая общая цель;

• разделение учебного труда, обязанностей, функций;

• владение разнообразными способами действий;

• изменения деятельности коллектива от уровня оптимального сочетания руководства учителя и самостоятельности учеников до уровня полной самостоятельности;

•сотрудничества и взаимопомощь.

Групповая работа – разновидность коллективной работы. Работа в группе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

При организации групповой работы учитель должен:

• объяснить ученикам цели предстоящей работы;

• разбить учащихся на группы;

• раздать подготовленные и размноженные задания и инструкции по их выполнению для каждой группы;

• контролировать ход и результат групповой работы;

• участвовать в работе по мере необходимости оказывать помощь отдельным ученикам, консультировать,  побуждать их к действию.

Кулюткин Ю.Н. в своей книге «Диалог как предмет педагогической рефлексии» выделяет следующие типы групповых форм:

• групповые дискуссии (обсуждение, диспут, дебаты, полемика);

• конструктивный поиск решений (метод «мозгового штурма», разработка проектов т. д.);

• тренинговые формы (микрообучение, психотренинги, и т. п.);

• ролевые игры (деловые, организационно-деятельностные, коммуникативные и др.).

Самостоятельная работа – особый вид любой учебной деятельности учащихся. Осуществляемый под руководством, но без непосредственного участия учителя. Она наиболее отвечает потребностям ученика сделать что-то самому.

   При организации самостоятельной деятельности можно воспользоваться классификацией ее типов и видов по различным основаниям:

• по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, творческие, на выбор);

• по оформлению ответов (устно и письменно, графически и практически);

• по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмыслению, применению, обобщению, систематизации, контроля);

• по месту выполнения (на уроке, дома);

• по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик);

  Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:

• обобщить его и  сделать вывод;

• спрогнозировать дальнейший ход событий;

• высказать мнение;

• поделиться собственным мнением в устной или письменной форме;

• сделать графические работы (построить график, вычертить схему, диаграмму, составить таблицу и др.);

• выполнить практические задания (проведение наблюдения, решить задачу, поставить опыт, эксперимент и др.).

   Варианты организации самостоятельной работы ученика с учебником.

1. Извлекать нужную информацию из текста учебника (возможно после объяснения материала учителем). Задания учителя типа: найти в тексте, сопоставить, определить. Умения ученика: видеть текст целиком или по частям.

2. Находить в тексте описания имеющихся иллюстраций, рисунков, схем, таблиц для углубления или расширения знаний.

3. Для выполнения заданий, расположенных после текста, или решения задач, уравнений отобрать нужную информацию не только в данном тексте учебника, но и в содержании других текстов по теме.

4. Учить ориентироваться в тексте и справочном аппарате учебника. Для этого пользоваться предметным указателем, выделять из текста главные идеи, обобщать их, делать выборки по тому или иному вопросу.

Формы и средства контроля

Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.
      а) Предварительный контроль проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
      Предварительный контроль позволяет изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового материала, а в начале учебного года — установить, что сохранилось и что “улетучилось” из того, что изучалось школьниками в курсе «Окружающий мир». На основе данных предварительного (диагностического) контроля строится изучение нового материала, предусматривающее, при необходимости, повторение, организацию межпредметных связей, актуализируются знания, невостребованные до того времени.
      б) Текущий контроль обеспечивает непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и является для обучающихся внешним стимулом, побуждающим к систематическим занятиям и  полной мобилизации внимания во время урока.

      в) Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы или раздела. Назначение тематического контроля: систематизировать и обобщить материал, путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

      г) Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. При этом учитываются результаты текущего контроля и проводится контроль ЗУН в виде тестирования, контрольной работы, практикума, охватывающие основной учебный материал.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного и итогового контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, практические работы, тестовый контроль, топографические и географические диктанты, карточки, работа с контурными картами.

Критерии оценки.

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и  доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если обучающийся:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося  педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ УРОКА

ТЕМА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

Дата проведения

по плану

фактически

Что изучает география (4 ч)

1

Мир, в котором мы живем

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций

2

Науки о природе

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

Формирование приемов работы с учебником и диском

3

География — наука о Земле

Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии

Работа с учебником и диском, знакомство с презентацией

4

Методы географических исследований

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

Как люди открывали Землю (5 ч)

5

Географические открытия древности и Средневековья

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника и на диске

6

Важнейшие географические открытия

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.

Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентаций

7

Важнейшие географические открытия

Открытие Австралии. Открытие Антарктиды

Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентаций

8

Открытия русских путешествен-ников

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».

Практикумы. 1. Работа с контурной картой, учебником, диском

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников»

9

Открытия русских путешественников

Освоение Сибири.

Практикум 1. Работа с контурной картой, учебником, диском

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников»

Земля во Вселенной (8 ч)

10

Как древние люди представляли себе Вселенную

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя

11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»

12

Соседи Солнца

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

Работа с текстом учебника и диском. Выполнение заданий учебника

13

Планеты-гиганты и маленький Плутон

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска

14

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника и презентации

15

Мир звезд

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел

16

Уникальная планета — Земля

Планета Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

Сравнение особенностей планет земной группы

17

Современные исследования космоса

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин

Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов). Рефлексия (самоанализ): что нового я узнал из этой темы

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

18

Стороны горизонта

Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

19

Ориентирование

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам

Ориентирование по компасу и местным признакам

20

План местности и географическая карта

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта

Отработка знаний условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте

21

Обобщение знаний по теме

Практикумы 2. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по теме

Природа Земли (13 ч)

22

Как возникла Земля

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска

23

Внутреннее строение Земли

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока

24

Землетрясения

Землетрясения. В царстве беспокойной земли.

Практикумы. 2. Обозначение на контурной карте районов землетрясений.

Работа с контурной картой

25

Вулканы

Вулканы. В царстве огнедышащих гор.

Практикумы. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших вулканов

Работа с контурной картой

26

Путешествие по материкам

Евразия. Африка.

Практикумы. 3. Обозначение на контурной карте материков Земли

Подготовка по опережающим заданиям образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли

27

Путешествие по материкам

Северная Америка. Южная Америка.

Подготовка по опережающим заданиям образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли

28

Путешествие по материкам

Австралия. Антарктида

Подготовка по опережающим заданиям образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли

29

Вода на Земле

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере

Практикумы. 3. Обозначение на контурной карте океанов Земли

Работа с контурной картой

30

Воздушная одежда Земли

Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере.

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока

31

Воздушная одежда Земли

Погода. Климат. Беспокойная атмосфера

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока

32

Живая оболочка Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Работа с учебником и диском

33

Почва — особое природное тело

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Анализ текста учебника, работа с диском

34

Человек и природа

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)

35

Урок обобщения и повторения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...