Рабочая программа по географии (8 класс) с тематическим-поурочным планированием
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Скворцова Елена Сергеевна

Рабочая программа к учебнику  И.И.Бариновой . География. Природа России. 8 класс, расчитаная на 68 учебных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8_klass.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

• стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.

• примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

•основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

•географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

•различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

•специфику географического положения и административно-территориального устройства , Российской Федерации; особенности ее природы;

•природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

•выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

•находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

•приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

•составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

•определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

•применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

•учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

•наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

•решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

•проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

2. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику И.И.Бариновои «География России: 8 класс» /И.И.Баринова.-М.: Издательство «Экзамен», 2008.

3. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

4. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.


Поурочно-тематическое планирование по географии 8класс

на 2012-2013 учебный год

(2ч в неделю, всего 68ч)

Тема программы

и количество

часов

Тема урока

Практическая работа

Домашнее задание

Сроки проведения

Введение.

Наша Родина накарте мира.

(6ч)

1.Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.

с.3-6

2.Географическое положение России.

№1.Обозначение на контурной карте границ России, крайних точек, названий пограничных государств.

1, сообщение по желанию

З.Моря, омывающие Территорию России.

№2.Обозначение на карте названий морей, омывающих территорию России, крупных портов, составление сравнительной характеристики двух морей (по плану).

2, составление таблицы

4. Этапы и методы географического изучения территории России.

№3.Обозначение маршрутов русских путешественников на контурной карте. Заполнение таблицы «История освоения территории России»

4

Б.Россия на карте часовых поясов.

№4.Решение задач на определение поясного времени.

3, задания с.23

б.Итоговый урок по теме «Наша Родина на карте мира».

№5.Характеристика ГП России. Определение поясного времени для разных пунктов России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Не предусмотрено

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России.

Тема 1.Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5ч)

7.0собенности рельефа России.

5, работа с к. картой

8.Геологическое строение территории России.

6, вопросы и задания на с.39,40.

9.Минеральные ресурсы России.

№6.Определение, объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых. Обозначение месторождений полезных ископаемых России на контурной карте.

7, завершить работу на к.к., сообщения по желанию

10.Развитие форм рельефа.

8, итоговые задания по теме на с.52

11.Итоговый урок по теме

Не предусмотрено

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

(5ч)

12.От чего зависит климат нашей страны.

№7.Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощённой солнечной радиации и их объяснение.

9, вопросы и задания на с.59-60

13.Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

№8.Выявление закономерностей распределения ср. температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различ. пунктов.

10,с.60-63, задания с.67 №1,2,3. Работа с к.к.

14.Типы климатов России.

№9.Определение по синоптической карте особенностей погоды для разл. пунктов. Составление прогнозов погоды.

10(до конца), завершить оформление к.к.

15.3ависимость человека от климата.

11, итоговые вопросы и задания с.71

16.Итоговый урок по теме.

Не предусмотрено

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4ч)

17.Разнообразие внутренних вод России.

№10.Характеристика рек по плану.

12, подготовить сообщения

18.Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

13, вопросы и задания на с.82, подготовить сообщения

19.Водные ресурсы.

14, задания на с.87

20.Обобщение знаний по теме.

№11. Характеристика рек Лена и Волга. Оценка водных ресурсов крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Не предусмотрено

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы(Зч)

21.Образование почв и их разнообразие.

15, вопросы и задания на с.92

22.Закономерности распределения почв.

№ 12. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв.

16, вопросы и задания на с.95

23.Почвенные ресурсы России.

17, повторение всей темы

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4ч)

24.Растительный и животный мир России.

№13.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса

Щработа с к.к.

25.Биологические ресурсы России. Охрана растительного и животного мира.

19, задания после параграфа

26. Природно-ресурсныи потенциал России.

20, итоговые задания по разделу 1 на с. 115

27. Итоговый урок по раннее изученным темам №1,2,3,4,5.

Не предусмотрено

Раздел 2. Природные комплексы России.

Тема 1. Природное районирование (7ч)

28.Разнообразие природных комплексов России.

21, вопросы и задания на с.120

29.Моря, как крупные природные комплексы.

22, задания после параграфа

ЗО.Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

23, вопросы на с. 129

31.Разнообразие лесов России.

24, вопросы и задания на с.132

32.Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

25, задания после параграфа

33.Высотная поясность.

26, задания на с.141-142

34.0бобщение знаний по теме.

Не предусмотрено

Тема 2. Природа регионов

России (21ч)

35.Русская(Восточно-Европейская) равнина.

27, вопросы и задания после параграфа, сообщения-презентации

З6.Природные комплексы Русской равнины.

28, задания после параграфа

37.Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

29, повторить тему «Русская равнина»

38.Итоговый урок по теме: «Природа регионов России. Русская равнина»

№14.Выявление взаимосвязей и

взаимозависимости природных условий и условий жизни, хоз.деятельности и отдыха людей в разных природных регионах.

Не предусмотрено

З9.Северный Кавказ-самые высокие горы России.

30, вопросы и задания после параграфа

40.Природные комплексы Северного Кавказа

31,вопросы и задания после параграфа

41.Итоговый урок по теме: «Природа регионов России. Северный Кавказ»

№15 Уникальность природных ресурсов Северного Кавказа.

Не предусмотрено

42.Урал- «каменный пояс Русской

земли»

32, задания после параграфа

43.Своеобразие природы Урала.

33, завершение таблицы, по желанию подготовить сообщения по 34

44.Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

34, вопросы и задания после параграфа

45.Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

35, завершение опорного конспекта, вопросы и задания с. 195

46.Природные ресурсы Западной равнины. Проблемы их освоения.

36,вопросы и задания с. 199, по желанию

47.Итоговый урок по теме: «Западно-Сибирская равнина: особенности природы»

№16.Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

Закончить выполнение пр.работы, работа с к.к.

48.Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

37, 38 по желанию сообщения-презентации

49.Природные районы в Восточной Сибири.

39, заполнение таблицы

50.Жемчужина Сибири — Байкал.

39 по желанию сообщения-презентации,

51.Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

40, задания на с. 224

52.Дальний Восток — край контрастов.

41, сообщения-презентации

53.Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

42, сообщения-презентации

54.Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

43, задания на с. 241, подготовиться к зачёту по разделу «Природные комплексы России»

55.Итоговый урок по разделу: Природные комплексы России.

№17 Географическая игра: «Угадай регион» (устно)

Не предусмотрено

Раздел 3. География своей местности.

Тема 1. География Московского региона

(8ч)

56. Территории, границы, ГП Москвы и Московского региона.

Выучить конспект в тетради

57.Рельеф, полезные ископаемые.

Выучить конспект в тетради

58.Климатические особенности. Характеристика сезонов года.

конспект в тетради

59.Москва- остров тепла.

конспект в тетради, подготовить сообщения

60.Реки и озера Москвы и Московской области.

конспект в тетради

61.Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов.

конспект в тетради, заполнение таблицы

62.Экологические проблемы.

подготовиться к проверочной работе

63.Обобщающий урок по теме : География Московского региона.

Не предусмотрено

Раздел 4. Человек и природа.

64.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

44, заполнить таблицу в тетради

65.Антропогенное воздействие на природу.

45, вопросы и задания на с.254

65.Рациональное природопользование.

46,вопросы и задания на с.259

66. Экологическая ситуация в России.

47, подготовиться к проверке знаний по разделу «Человек и природа»

67.Систематизация и обобщение знаний по разделу «Человек и природа»

Резервное время-1ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6 класс с календарно - тематическим планированием.

Данная рабочая программа составленна для учащихся 6 класса при 2 часах в неделю классическая Герасимова ....

Рабочая программа по географии 6 класс с календарно - тематическим планированием.

рабочая программа составлена для классической линнии общеобразовательной школы к учебнику Герасимовой...

Рабочая программа по географии 5 класс "Сфера", с календарно-тематическим планированием уроков.

При составлении учтено  соответсвие программы: Федеральному государственному, учебному плану образовательного учереждения. Соответствует учебнику "География. Планета Земля." под ред. А.А. Лобжани...

Рабочая программ по географии 6 класс ФГОС с календарно тематическим планированием

Программа по географии для 6  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федера...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС с календарно-тематическим планированием к учебнику Баринова И.И

Программа по географии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральных ...