Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме

Кононова Ирина Степановна

Рабочие программы по географии, обществознанию и факультативам

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Муниципальное образовательное учреждение

«Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа »

              

                                        

                                                                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по природоведению

« Природа. Неживая и живая»

для 5 класса

( базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год

                                                                           на основе авторской программы  В.В .Пасечника.

                                                                                                                    Учитель географии: Кононова И.С

.

ояснительная записка

Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса  «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению авторов: В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (2009 год).

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Цель программы обучения:  

Обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач:

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  •  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д.

Изменения в программе:

 Программа предусматривает следующее распределение часов на изучение содержания данного курса: 62ч +6ч резервное время. Для реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе часы резервного времени использованы для изучения наиболее трудных для пятиклассников тем: «Вселенная» 5ч + 1ч, «Горные породы» 3ч + 1ч,  «Воздух» 6ч +  , «Почва» 4ч + 1ч,  «Вода» 3ч + 1 ч,  «Природа едина»  

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра» перенесена из темы «Вода» в тему «Природа едина», т.к. изучение темы «Вода» приходится на зимнее время, то  проведение экскурсии и наблюдений в природе вызывает определённые трудности, целесообразнее провести эту экскурсию при закреплении и обобщении материала в конце учебного года. Согласно рабочей программы проводится 11 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются  обучающими и 3 итоговых  практических работ, которые оцениваются.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

Программа основного общего образования по природоведению. 5класс. В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. – М.:Дрофа, 2009. – 92с.

Учебник: «Природоведение. Природа. Неживая и живая»  для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2009.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и письменные  проверочные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
  4. Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие.


                           3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения обучающийся должен:

Знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы;
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях/(на 2 - 3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

•измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

                                   

           

4. Календарно-тематическое планирование

Природоведение. 5класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

примечание

1.

Введение

2.

Вселенная

3.

Строение и свойства вещества

11ч

4.

Воздух

5.

 Вода

6.

Горные породы

7.

Почва

8.

Организмы

экскурсия

9.

Растения

10.

Грибы

11.

Животные

12.

Ваши любимые растения и животные

экскурсия

13.

Природа едина

экскурсия

14.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

15.

Обобщающий урок

летние задания

Итого:

Всего:

68ч


урока

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Количество часов

Теорети-ческий материал

Раздел 1 « Введение» - 2 часа

1.

Неживая и живая природа. Человек и    природа.

    1

Стр.5-6

2.

Методы изучения природы.

    1

Стр.7-10

Вселенная (6ч)

3.

Звезды на небе. Созвездия. Лабораторная работа №1

«Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий» ( обучающая)

         1

§1

4.

Планета Земля. Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий» ( обучающая)

1

§2

5.

Сферы Земли.

1

§3

6.

Луна - естественный спутник Земли.

1

§4

7.

Солнце. Солнечная система.

1

§5

8.

Практическая работа №1

«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».( итоговая)

1

Записи, дополнит. материал

Строение и свойства вещества (11ч)

9.

Тела и вещества

1

§6

10.

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа № 3

« Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» ( обучающая)

1

§7

11.

Вещества и смеси

1

§8

12.

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

§9

13.

Движение частиц вещества.

1

§10

14.

Взаимодействие частиц.

1

§11

15.

Разнообразие веществ.

1

§12

16.

Явления природы. Физические явления.

1

§13

17.

Химические явления. Горение.

1

§14

18.

Окисление.

1

§15

19.

Строение и свойства веществ .(обобщающий урок)

1

§7,9,12

Воздух (8ч.)

20.

Воздух — смесь  газов. Состав воздуха.

1

§16

21.

Физические свойства воздуха

1

§17

22.

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

§18

23.

Изменение давления воздуха с высотой. Барометр.

1

§19

24.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков.

1

§19

25.

Ветер. Работа ветра в природе

1

записи

26.

Погода и её   предсказание

1

§20

27.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Практическая работа № 2

« Описание погоды за месяц»

( итоговая)

1

записи

Вода (5ч)

28.

Три состояния воды. Состав воды.

1

§21

29.

Тепловое расширение воды

1

§22

30.

Температура кипения  воды и плавления льда

1

§22

31.

 Вода — растворитель. Растворы в природе

1

§23

32.

Работа воды в природе.  Использование воды человеком. Охрана воды.

1

§23

Горные породы (4 ч.)

33.

Внутреннее строение Земли. Горные породы

1

§24

34.

Разнообразие горных пород. Лабораторная работа №4

 « Описание горных пород, определение их свойств»

 ( обучающая)

1

§24

35.

Разрушение горных пород. Обломочные горные породы

1

§25

36.

Полезные ископаемые. Металлы.

Охрана недр. Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

 ( обучающая)

1

§26

Почва (5ч)

37.

Образование почв и их разнообразие

1

§27

38.

Состав и свойства почвы.

1

§28

39.

Плодородие почвы. Уход за почвой

1

§29

40.

Влияние растений на почву

1

§30

41.

Разрушение почв. Охрана почв.

1

§31

Организмы (6ч)

42.

Организм и его свойства.

1

§32

43.

Условия жизни организмов.

1

§33

44.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды обитания.

1

§33

45.

Клеточное строение организмов. Увеличительные приборы.

1

§34,35

46.

Разнообразие организмов. Царства организмов

1

§35

47.

Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

1

Растения (7ч)

48.

Признаки растений.

1

§36

49.

Разнообразие растительного мира

1

§37

50.

Строение цветковых растений. Лабораторная работа № 6

«Распознавание органов цветковых растений». ( обучающая)

1

§38

51.

Дикорастущие растения, условия их жизни.

1

§39

52.

Лекарственные и ядовитые растения.

1

§39

53.

Охрана растений, растения Красной книги. Лабораторная работа № 7

« Определение названий растений Красной книги». ( обучающая)

1

§40

54.

Многообразие культурных растений

1

§41

Грибы (2ч)

55.

Разнообразие грибов. Значение грибов в природе

1

§42

56.

Шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Лабораторная работа № 8

« Узнавание съедобных и ядовитых грибов». ( обучающая)

1

§43

Животные (4ч)

  57.

Признаки животных.

1

§44

  58.

Условия жизни и многообразие диких животных

1

§45

  59.

Значение диких животных и их охрана. Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности». ( обучающая)

1

§46

  60.

Домашние животные.

1

§47

Ваши любимые растения и животные (2ч)

  61.

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Практическая работа № 3  

«Создание рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».

( итоговая)

        1

Дополнит.

материал

  62.

Экскурсия «Распознавание различных видов растений своей местности»

1

Природа едина (3ч)

  63.

Связи живого и неживого. Цепи питания.

1

§48

  64.

Охрана природы. Правила поведения в природе

1

записи

  65.

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра»

1

Дополнительный

материал

Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4ч)

  66.

Человек и окружающая среда. Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма».

1

§49

  67.

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях.

1

§50

  68.

Травмы человека. Оказание первой помощи при травмах. Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

( обучающая)

1

§50

  69.

Вредные привычки и их предупреждение

1

§51

  70.

Обобщающий урок. Летние задания.

1

Записи в тетрадях


5. Содержание программы учебного предмета

Природоведение.  Природа неживая и живая. 5класс.

Всего: 68 часов

Введение (2 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

 Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий», Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».

2. Строение и свойства вещества ( 11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

3. Воздух  ( 8 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

        Практическая работа № 2  « Описание погоды за месяц»

4. Вода (5 часов)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

5.  Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

 Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

6. Почва (5 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

 Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа № 6» Распознавание органов цветковых растений».

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

10. Животные (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

11. Ваши любимые растения и животные (2 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

12.        Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра»

13.        Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

6. Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос  и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Рабочей программой предусматривается проведение 11 лабораторных работ и трех практических работ. 

Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять стороны горизонта, звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

  1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
  2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
  3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
  4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.
  5.  Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
  6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.

Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса.

Ход работы:

  1. Рассмотреть глобус и карту полушарий.
  2. Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.
  3. Описать их местоположение на глобусе.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Цель работы: научить определять свойства  твердых, жидких и газообразных тел.

Ход работы:

  1. Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?
  2. Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.
  3. На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить  пластинку. Что вы наблюдаете?
  4. Сожмите ластик в руке  и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.
  5. Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

Цель работы:  научиться описывать горные породы, определять их свойства.

Ход работы:

1.Рассмотреть коллекцию горных пород.

2.Определить цвет (металлический,  неметаллический),  прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).

3.Заполнить таблицу:

Название горной породы

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

Происхождение

4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.

 Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Цель работы:  ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

Ход работы:

1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.

2. Описать их внешний вид, признаки ( цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).

3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.

4. Как используются местные полезные ископаемые.

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.

Ход работы:

1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?

4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.

6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

Цель работы:  определить названия растений, занесенных в Красную Книгу.

Ход работы:

1.Рассмотреть растения на гербарии.

2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.

3.Выписать названия растений в тетрадь.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

Ход работы:

1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек.  Зарисуйте в тетрадь строение гриба.

1.Среди грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.

2.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.

Ход работы:

1.Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.

  1. Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из  них нуждаются  в охране?
  2. Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.
  3. Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Цель работы:  Научиться определять показания развития своего организма.

Ход работы:

  1. Измерить  свой рост
  2. Измерить свой вес.
  3.  Измерить свой пульс.
  4. Измерить температуру тела.
  5. Запишите полученные результаты в таблицу:

Показатели развития

Показатели измерений

Рост, см.

Вес, кг.

Пульс, уд/мин.

Температура, С

6. Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по таблице  на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего организма:  в норме, выше нормы, ниже нормы.

Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях».

Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, кровотечениях.

Ход работы:

1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую  тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное место.

2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное место давящую повязку. Плотно забинтовать.

3.Определить предполагаемое место растяжения связок.  Приложить к поврежденному месту холод., туго перебинтовать сустав.

4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении: обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой. Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?

Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».

Цель работы: научить ориентироваться  на местности по компасу, Солнцу и часам.

Ход работы:

1.Расположите компас на ровной поверхности.

2.Установите стрелку компаса, чтобы совпадала с направлением на север. Посмотреть на  шкалу компаса, остальные буквы Ю, З, В укажут стороны горизонта.

3.Определить в какой стороне находятся в классе окна, двери, доска.

4. В полдень Солнце находится в самой высокой точке подъема, в это время тень от предметов  самая короткая. Встать к Солнцу спиной, впереди нас окажется тень- это и есть направление на север.

5.Положить часы на ровную поверхность. Повернуть их так, чтобы часовая стрелка показывала  на Солнце. Разделить угол между стрелкой и полуденным часом линией, идущей от центра пополам, эта линия покажет на юг.

Практическая работа № 2  « Описание погоды за месяц».

Цель работы: научить описывать погоду за месяц.

Ход работы:

1. Пользуясь календарем погоды, составьте описание погоды, в котором отметьте: количество ясных и пасмурных дней, количество дней без осадков и с осадками, какие виды осадков преобладали, количество дней с температурой выше 0 градусов и ниже 0 градусов.

Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».

Цель работы: составить рекомендации по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Ход работы:

1.Составить рекомендации по уходу за комнатными растениями и животными.

7. Учебно-методические средства

  1. Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 222с.

2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111с.

3.Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123с.

Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.

Оборудования и приборы: глобус, таблица « Внутренне строение Земли», карта полушарий.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Рабочая программа учебного курса

«География. Землеведение»

для 6 класса

                                                                       на основе авторской программы  И.В .Душиной.  

                                                                                                                    Учитель географии: Кононова И.С Iкк

                                                                             Верх-Уймон ,2013                                                                                                                                                

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Основные цели и задачи курса.
  3. Место предмета в базисном учебном плане.
  4. Оценочные практические работы:
  5. Используемый УМК.
  6. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
  7. Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 класса.
  8. Формы и средства контроля:
  9. Перечень учебно-методических средств обучения.

Пояснительная записка

                               Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень).
  • авторской программы по географии под редакцией И.В.Душиной: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—10 классы. — М.: Дрофа, 2009.

География. Землеведение. – это первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Основные цели и задачи курса:

Цель курса:

 

заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

                                                                                                                                 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География. Землеведение.» 34 часов. В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Рабочая программа рассчитана на 68часов.

Распределение часов по разделам и темам является примерным.

Количество часов: всего 68 часа; в неделю 2 час.

Практических работ всего -10, из них итоговых (оценочных) – 7.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем урока

Ча

сы учеб

ного времени

Практические работы

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Подготовка к ГИА

Дом.

задание

Дата проведения

план

факт

Введение. 

4

1

Что изучает география

1

Вводный, изучение нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представления о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Вводная беседа

П.1 с.3-6

2

Что такое свой край, своя местность,  ближняя малая родина. Границы края, их условность,  подвижность.

1

изучение нового материала

3

Экскурсия №1 «Изучение форм земной поверхности, Характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменение, охрана).

1

4

1

ПР №1 обучающая

«Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу»

практикум

ПР

Раздел I. Земля во Вселенной

4

5

Земля и космос

1

изучение нового материала

Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Знать и понимать основные географические термины и понятия; уметь сопоставлять географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Вводная беседа

П.2

с.8-10

6

Земля – часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П. 3 -4

с.11-17

7

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические последствия. Движение Земли вокруг Солнца

1

изучение нового материала

П. 5 с.17-20

8

Форма и размеры Земли

1

Актуализация знаний и умений

П.6

с.20-22

Раздел II. Географические модели Земли

8

9

Глобус – уменьшенная  объемная модель Земли. Масштаб

1

изучение нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать и понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

Работа с картами атласа; индивидуальный опрос

П.7

с.24-25

10

Градусная сеть. Географические координаты

1

ПР№2 обучающая

 «Обучение определению направлений, географических координат по глобусу и карте (в том числе своя местность

изучение нового материала

Решение задач на определение географических координат

П.8

с.26-29

11

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрокосмические и космические снимки.

1

изучение нового материала

Работа с картами атласа

П.9

 с. 29-31

12

Географические планы и карты.

1

изучение нового материала

Решение задач на определение расстояний

П. 10

с.31-35

13

План участка местности. Условные знаки плана местности. Ориентирование на местности

1

ПР № 3  оценочная

«Топографический диктант»

изучение нового материала

Топографический диктант; фронтальный опрос

14

1

ПР №4 обучающая

«Построение плана школьного двора».

Урок практикум

практикум

15

1

 ПР №5 оценочная

 «Определение объектов местности по плану, а также направлений, азимутов и расстояний между ними»

практикум

16

Тестовый контроль по теме «Географические модели земли»

1

Контроль знаний

тестирование

Раздел III. Земная кора

10

17

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

1

изучение нового материала

Строение земной коры. Геология

Знать и понимать основные географические понятия и термины, географические процессы и явления в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.11,13 с. 38-41

18

Разнообразие горных пород

1

Актуализация знаний и умений

Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа  на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Работа с образцами горных пород

П.12 с.41-45

19

Горные породы Республики Алтай. области. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, ветра и деятельность человека

1

ПР№6 тренировочная

«Определение горных пород своей местности»

Актуализация знаний и умений

Работа с образцами горных пород

20

Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры

1

ПР№7 оценочная «Обозначение на к/к названных объектов рельефа»

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П.14-15 с.48-55

21

Землетрясения и вулканизм

1

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П.16-17 с.55-63

22

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.18-19 с.63-68

23

Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте

1

ПР №8 тренировочная

«Определение по карте географического положения высоты гор, равнин, обозначение названных объектов в контурной карте»  

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа;

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.20 с. 68-73

24

Рельеф дна океанов

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.21 с.73-77

25

Человек и земная кора.

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П. 22 с.77-83

26

Тестовый контроль по разделу «Земная кора»

1

Контроль знаний

тестирование

Раздел IV. Атмосфера

8

27

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы

1

изучение нового материала

Атмосфера: ветер, осадки,  образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли

Знать/понимать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Индивидуальный, фронтальный опрос

П. 23 с.86-90

28

Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты.

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.24-25 с.90-97

29

Влага в атмосфере. Атмосферные осадки

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.26-27 с.97-105

30

Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление.

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П. 28 с.

31

Характеристики состояния атмосферы: ветры.

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П. 29 с.

32

Погода. Климат

1

ПР №9 оценочная

« Наблюдение погоды и обработка собранных материалов»; «Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды»

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П.30-31

с.114-120

33

Человек и атмосфера

1

Актуализация знаний и умений

П.32 с.120-124

34

Тестовый контроль по разделу «Атмосфера»

1

Контроль знаний

тестирование

Раздел V. Гидросфера

9

35

Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

1

ПР№10 оценочная

 «Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта»

Изучение нового материала

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли

Знать/понимать: основные географические понятия и термины по теме «Гидросфера»

Вводная беседа

П. 33

с.128-131

36

 Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океана и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана

1

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П.34

с. 132-136

37

1

ПР №11 оценочная

«Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору). Определение по карте расстояния от всего населенного пункта до ближайшего моря»

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

38

Свойства океанических вод: цвет и прозрачность, температура, соленость воды  

1

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П. 35

с. 136-140

39

Движения воды в океане. Волны. Течения

1

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П. 36-37 с.140-147

40

Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Жизнь рек

1

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П. 38-39 с. 147-155

41

Озера и болота. Подземные воды

1

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа

П. 40-41 с. 155-158-163

42

Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

1

ПР №11 оценочная

«Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору). Определение по карте расстояния от всего населенного пункта до ближайшего моря»

Актуализация знаний и умений

Работа с картами атласа;

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.42-43 с. 163-170

43

Тестовый контроль по разделу «Гидросфера»

1

Контроль

знаний

тестирование

Раздел VI. Биосфера

5

44

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе

1

Изучение нового материала

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы и с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа

Знать/понимать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Вводная беседа

П. 44-45 с. 174-180

45

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.46-47 с. 180-187

46

Жизнь на поверхности суши. Леса

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.48-49 с.187-196

47

Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.50 с.196-200

48

Человек и биосфера

1

Актуализация знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

П.51

с. 201-203

Раздел VII. Географическая оболочка

3

49

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки

1

Изучение нового материала

Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека

Знать/понимать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, из изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Вводная беседа

П.52-53 с. 206-209

50

Территориальные комплексы.

1

Изучение нового материала

фронтальный опрос

П. 54 с.209-213

51

Тестовый контроль по разделу «Биосфера»; «Географическая оболочка»

1

Контроль знаний

Тестирование

52

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний

тестирование

53

Обобщающее повторение всего курса

1

Фронтальный опрос

  1. Оценочные практические работы:

  1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.
  2. Топографический диктант.
  3. Ориентирование на местности.
  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
  5. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе в своей местности).
  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
  7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

Используемый УМК:

Учебник: 

В.П. Дронов., Л.Е.Савельева

География. Землеведение.  6 класс.  Под ред. В.П.Дронова– М.: Дрофа, 2009. – 221с.

УМК: 

Географический  атлас  6 класс. – М.:

Рабочая тетрадь.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения курса «География. Землеведение» ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
  1. Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 класса:

 

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония

Формы и средства контроля:

  • Фронтальный и индивидуальный устный опрос
  • Фронтальная и  индивидуальная письменная работа
  • Географические диктанты
  • Тестирование
  • Зачет
  • Беседа
  • Практикум
  • Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература основная:

В.П. Дронов., Л.Е.Савельева  География. Землеведение.  6 класс.  Под ред. В.П.Дронова– М.: Дрофа, 2009. – 221с.

Дополнительная:

Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей»,  - 2004, 312 с.

Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1996. – 192с.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил.

Справочник по физической географии

Пашканг К.В. Неповторимый лик Земли: учебное пособие. – Смоленск: Издательство СГУ, 1997. – 48с.

Оборудование и приборы:

Мультимедиа учебник по географии для учащихся 6 классов. География. Начальный курс. Авторы учебного материала: …….

Компас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...