Рабочая программа по географии, 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Майдукова Гузалия Равкатовна

Курс физической географии России. Рабочая программа.8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_.docx83.01 КБ

Предварительный просмотр:

География 8 класс                                                             Пояснительная записка

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо

научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.

В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержании, и согласно новой концепции среднего географического образования курс «География России. Природа» 8 класса открывает российский блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделами «Природа России», « Регионы России». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Особенности географического положения  России».  Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:  

  1. Закон  «Об образовании в РФ» 273 – ФЗ от 29.12.2012;
  2. Примерной программы основного общего образования по географии
  3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
  4. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 № 241  « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 года № 1312.
  6. Федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год,  Приказ  Министерства образования и науки  РФ от 19.12.2012 г.  1067  
  7. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года;
  8. Приказ Министерства образования Сахалинской области №703-ОД от 09.09.2008 года « О дополнительных критериях при лицензировании ОУ»
  9. Приказ УОКиС администрации городского округа «Поронайский» №745 от15.10.2008г. « О разработке учебных программ»
  10.   Учебный план  МБОУ СОШ 1 г.  на 2013 – 2014 уч. год
  11. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова -  М., Дрофа, 2009 г.;
  12. География. Рабочие программы. 5-9 классы/ Дронов В.П., Савельева Л.Е. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

   Цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны,  развитие географического мышления.

   Задачи курса: 

  • сформировать географический образ своей страны, представления о России как целостном географическом регионе об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране,
  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, экологическую культуру, позитивного отношения к окружающей среде;
  • продолжить формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

         Срок реализации программы-1 год.   Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 8 классе —70 часов, из расчета 2  часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов: уменьшена на 2 часа за счет резервного времени  на основании устава школы и графика учебного процесса на 2013 – 2014 учебный год.

Всего уроков- 68.   Практические работы- 15.

Ведущие  формы, методы и технологии обучения:

Формы обучения:  урок                                                         Типы уроков

Название

Структура

Вид учебных занятий

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Подготовка учащихся к усвоению. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании

Лекция, исследовательская, практическая работа, экскурсия,  учебный  практикум.

2

Урок закрепления знаний

Актуализация опорных знаний. Определение  границ (возможностей) применения этих знаний. Пробное применение знаний. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Практикум, семинар, экскурсия, практическая  работа, консультация, тест, решение задач

3

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Усвоение образца комплексного применения ЗУН. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

Контроль и самоконтроль ЗУН.

практическая, самостоятельная работа, практикум.

4

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы), вопросов, литературы.

Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися). Подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем.

Семинар, конференция, круглый стол, самостоятельная работа.

5

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях.

Уровень готовности к творческому применению знаний (это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия).

Контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.

6

Комбинированный урок

Организационный этап. Этап проверки домашнего задания. Этап всесторонней проверки знаний. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала. Этап усвоения новых знаний. Этап закрепления знаний.

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, эвристический, исследовательский, проблемного обучения

Метод проблемного изложения Этапы учебного процесса

Методы обучения

Этапы усвоения знаний учащимися

Подготовка к изучению нового материала

Повторение нужного материала: фронтальная беседа, устный опрос, географический диктант, тестирование,  все методы мотивации учебной деятельности, эмпирические

Актуализация опорных знаний, мотивация изучения нового материала

Изучение нового материала

1. уровень - словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративный эвристическая беседа

2. уровень - самостоятельная работа с учебником, частично - поисковые мет. 3. уровень - проблемные, исследовательские,  самостоятельная работа

Восприятие, осмысление, первичное закрепление, непроизвольное запоминание

Закрепление знаний и способов деятельности

1. уровень - репродуктивные методы, наглядные методы, задания тренировочного характера,  текущий контроль;

2. уровень -  изготовление наглядных пособий,   творческие задания.

Первичное обобщение, произвольное запоминание, применение знаний и способов деятельности в ситуациях.

Применение знаний и способов деятельности

уровень выполнения практических работ на применение теории в сходных ситуациях, практические и игровые методы, текущий контроль.

Первичная систематизация знаний и способов деятельности, их перенос и применение в новых ситуациях.

Обобщение и систематизация изученного

Методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические; обобщающие и межпредметные уроки, семинары, игры.

Обобщение знаний и способов деятельности, включение в систему.

контроль, оценка и коррекция знаний и способов деятельности

Итоговый контроль: разноуровневые практические работы, тестирование, самооценка и взаимооценка; индивидуальная коррекция результатов, зачет, экзамен

Итоговый контроль, коррекция, оценка и самооценка

Технологии обучения: традиционное  обучение; личностно – ориентированное; игровые; здоровьесберегающие; разноуровневое обучение, информационно – коммуникативные.

Формы, способы и средства  проверки и оценки результатов обучения: устный ответ; самостоятельная работа; работа по карточкам; географические диктанты, работы с контурными картами,  взаимопроверка в парах, тест, практикум, фронтальная беседа, выборочный контроль.    

Обоснование выбора УМК:

Учебно - методический комплекс в 8 классе под редакцией И.И.Бариновой, География. Природа России, соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по географии, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 уч.год.

Тематический план.       8 класс

Резервное время в количестве 3 часов распределено по темам следующим образом:1 час – Введение. 2 часа – Обобщающее повторение.

4 часа – из темы «Природа России»  перенесено в тему  «Человек и природа» в связи с практической направленностью обучения.

Наименование разделов, тем.

кол-во часов

в т.ч. на практические занятия

практические работы обязательно оцениваемые

1

Введение

1

2

Раздел 1.Особенности географического положения  России

7

2

2

3

Раздел 2. Природа России

26

9

5

3.1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

6

1

1

3.2

Климат и климатические ресурсы

6

3

2

3.3

Внутренние воды и водные ресурсы

7

3

1

3.4

Почвы и почвенные ресурсы

4

1

1

3.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3

1

4

Раздел 3. Регионы России

28

9

8

4.1

Природное районирование

7

2

2

4.2

Природа регионов России.

21

7

6

5

Раздел 4. Человек и природа

4

6

Обобщающее повторение

2

Итого

68

20

15

Содержание  учебного материала

Введение - 1 час. Введение в курс физической географии России.

Раздел 1.  Особенности географического положения  России. - 7 часов.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. 

Практические работы. 1.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

2.Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел 2. Природа России. - 26 часов.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. - 6 часов. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. - 6 часов.  Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Внутренние воды и водные ресурсы. - 7 часов.  Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Почва и почвенные ресурсы. - 4 часа. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практические работы. Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России».

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. - 3 часа.  Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.                                 

Практические работы. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

Раздел 3. Природные комплексы России. 28 часов.

Природное районирование России. 7 часов. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Моря как крупные природные комплексы. Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы.  Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

Природа регионов России. 21часов. Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток. Общие черты и различия рельефа, геологического строения. Климатические различия. Реки и озёра. Широтная зональность. Высотная поясность. Специфика проблем охраны природы разных территорий. Заказники, заповедники и национальные парки России.

Практические работы.

Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток. Обозначение основной номенклатуры.

Раздел 4.  Человек и природа. 4 часа. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Рациональное природопользование. Экология и человек.

Обобщающее повторение-2 часа.

Перечень  обязательных практических работ  

 Название  практической  работы

сроки

1

 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

сентябрь

2

Определение поясного времени для разных городов России.

сентябрь

3

Объяснение зависимости  расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

октябрь

4

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

октябрь

5

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

ноябрь

6

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение  хозяйственного использования.

декабрь

7

Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России».

декабрь

8

Закономерности между компонентами природы  Сравнение двух природных зон (по выбору).

январь

9

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны.

январь

10

Русская равнина. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

февраль

11

Северный Кавказ. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

февраль

12

Урал. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

март

13

Западно – Сибирская равнина. Оценка природных условий и ресурсов региона. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

март

14

 Восточная Сибирь. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

апрель

15

Дальний Восток. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

апрель

Требования к уровню подготовки  обучающихся

В результате изучения географии ученик 8 класса должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                             

  Критерии  и нормы оценки  знаний и умений обучающихся по географии

  Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

  Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

  Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации  может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

  Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов.

Отметка "3"

  Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

  Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Отметка "1"

Не приступал к выполнению работы. Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

  Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Список литературы

 для учителя:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

 для учащихся:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
  5. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.

Сайты в Интернете

1. География RGO/ru http://www.rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl

2. Уголок географа http://www.geograf-ru.narod.ru/

3. Всемирная география http://www. wgeo.ru/

4. Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http://www. outdoors.ru/unesco/index.php

5. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/

6. География. ру. Страноведческая журналистика http://www.geografia.ru/

7. Все о географии http://www.geosite.com.ru/

8. Вокруг света http://www.vokrugsveta.ru/

8 класс                      Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела, темы уроков

кол

час

тип урока, форма.

оборудование

вид контроля

д/з.§

сроки

план

факт

Введение

1

1

Введение в курс физической географии России.

1

изучение нов.мат.

физ.карта РФ

фронтальный

с.3-6

Наша родина на карте мира

7

2

Географическое положение России.

1

изучение нов.мат.

физ.карта РФ

фронтальный

1

3

Географическое положение России. П/р Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

1

практикум

физ.карта России

практич.

работа

1

4

Моря, омывающие территорию Росси.

1

комбинированный

физ.карта РФ

выборочный

2

5

Россия на карте часовых поясов

1

изуч.нов.матер.

к/ час.поясов

выборочный

3

6  

Решение задач на определение часовых поясов. П/р Определение поясного времени для разных городов РФ

1

практикум

к/ час. поясов

практич.

работа

3

7

Как осваивали и изучали территорию России.

1

изуч. нов.матер.

к/ освоения тер.

зап.таблицы

4

8

Как осваивали и изучали территорию России.

1

комбинированный

к/ освоения тер.

выборочный

4

Природа России

26

Рельеф, геологическое строение и полез.ископаемые

6

9

Особенности рельефа России

1

изуч. нов.матер.

физ.карта РФ

фронтальный

5

10

Геологическое строение территории России.

1

комбинированный

тектон. карта

с/р таблица

6

11

Основные тектонические структуры. П/р.  Объяснение зависимости  расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

1

практикум

физ.карта России

тектонич. карта

практич.

работа

6

12

Минеральные ресурсы России.

1

практикум

тектон. карта

работа с к/к

7

13

Развитие форм рельефа.

1

практикум

тект/карта, схема

устный ответ

8

14

Рельеф, геологическое строение и полез. ископаемые.

1

обоб. повторение

физ.карта РФ

 выбор-ный

5-8

Климат и климатические ресурсы

6

15

От чего зависит климат нашей страны.

1

изуч .нов. матер.

клим.карта РФ

выборочный

9

16

Циклоны и антициклоны.

1

комбинированный

клим.карта РФ

устный ответ

17

Типы климатов России. П/р.  Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

1

урок-исследование

климатическая

карта России.

практическ. работа

10

18

Климатические пояса России. П/р. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

1

практикум

клим. карта

России.

 сам. работа

10

19

Зависимость человека от климата. П/р. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хоз. деятельности  населения.

1

практикум

клим. карта

России.

практич.

работа

11

20

Климат и климатические ресурсы. Обобщ. повторение

1

обоб. повторение

клим.карты

выборочный

с.72

Внутренние воды и водные ресурсы.

7

21

Разнообразие внутренних вод России.

1

изуч. нового мат.

физ.карта РФ

фронтально.

12

22

Реки.

1

практикум

ф/карта, атлас

работа на к/к

12

23

Характеристика реки с точки зрения  хозяйств. использования.

1

практикум

темат.карты

России

практич.

работа

ном.

24

Озёра. Болота.

1

практикум

физическая

работа на к/к

13

25

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

изуч. нов. матер

карта, атлас

работа на к/к

13

26

Водные ресурсы.

1

практикум

ф/карта,стат.дан.

индивидуал.

14

27

Внутренние воды. Обобщающее повторение

1

обоб. повторение

физ.карта РФ

сам. работа

12-14

Почвы и почвенные ресурсы

4

28  

Образование почв и их разнообразие.

1

изуч.нов. матер.

почвенная карта

фронт.опрос

15

29

Закономерности распространения почв.

1

практикум

почвен. карта

запол.таблиц

16

30

Почвенные ресурсы России.

1

изуч.нов. матер.

почвенная карта

выб.контроль

17

31

Почвы и почвенные ресурсы. П/р. Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России».

1

практикум

статистические

данные

практич.

работа

17

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3

32

Растительный и животный мир России.

1

изуч. нов. мат.

карта прир. зон

устный ответ

18

33

Биологические ресурсы. Охрана растительн. и животного мира.

1

урок-исследование

карта природ. зон

сообщения

19

34

Природо- ресурсный потенциал России. П/р. Составление прогноза изменений растит. и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов прир.  комплекса

1

практикум

физическая

карта России

практич.

работа

20

Регионы  России

28

Природное  районирован.

7

35

Разнообразие природных комплексов России.

1

изуч. нов. мат.

ф/к  России

конспект

21

36

Моря, как крупные природные комплексы.

1

практикум

ф/к  России

схема

22

37

Природные зоны России.

1

изуч. нов. мат.

карта природ. зон

зап. таблицы.

23

38

Разнообразие лесов России.

1

практикум

карта природ. зон

сообщения

24

39

Безлесные зоны на юге России. П/р.  Закономерности между компонентами природы  Сравнение двух природных зон.

1

практикум

карта природных зон

сообщения

25

40

Высотная поясность.

1

урок-исследование

карта прир. зон

сообщения

26

41

Природное районирование. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны.

1

обоб. повторение.

карта прир.зон

выборочный

21-26

Природа регионов России

21

42

Русская (Восточно - Европейская) равнина. П/р.  Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение о/ ном.

1

комбинированный

физ.карта Русской

равнины

практическая

работа

27

43

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

практикум

ф/к Русской равн.

сообщения

28

44

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1

комбиниров.

физ.карта Русской

равнины

работа с

к/картами

29

45

Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России.

П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

1

комбинированный

физ.карта

Кавказа

практическая

работа

30

46

Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

1

практикум

физ.карта

Кавказа

сам.работа

31

47

Урал: каменный пояс земли русской.

1

изуч. нов. матер.

физ. карта Урала

фронтально

32

48

Своеобразие природы Урала.

1

практикум

физ. карта Урала

сам. работа

33

49

Природные комплексы Урала.  П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение о/номенкл.

1

практикум

физ. карта Урала

практическая

работа

33

50

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

семинар

физ.карта Урала

сообщения

34

51

Западно-Сибирская низменность, или равнина: особенности природы.

1

изучение нов. материала

ф/к Западной
Сибири

фронтально

35

52

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. П/р.  Оценка природных условий и ресурсов региона. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности

1

практикум

физ.карта Западной Сибири

практическая

работа

36

53

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

комбинирован.

ф/к Восточ.Сиб.

устный опрос

37

54

Природные районы Восточной Сибири. П/р.  Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры

1

практикум

физ.карта Вост.

Сибири

практическая

работа

38

55

Жемчужина Сибири - Байкал.

1

урок-

путешествие

физ.карта Восточ. Сибири

сообщение

39

56

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

практикум

физ.карта Восточ. Сибири

заполнение

таблицы

40

57

Дальний Восток: край контрастов. п/р.  Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры.

1

практикум

физ.карта Дальнего

Востока

практическая

работа

41

58

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

семинар

физ.карта Дальн.

Востока

устный ответ

42

59

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. П/р.  Характеристика взаимодействия природы и общества

1

практикум

физ.карта Дальнего

Востока

практическая

работа

43

60

Особо охраняемые территории.

1

изучение

нового материала

физическая

карта России

Работа с

атласами

записи

61

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

1

урок-исследование

физ.карта

России.

сообщения

записи

62

Природа регионов России.

1

обоб. повторение

ф/к России.

Об.контроль

с.250

Человек и природа

4

63

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

изучение

нового мат.

физическая

карта России

фронтально

44

64

Антропогенные воздействия на природу.

1

практикум

ф/карта России

сообщения

45

65

Рациональное природопользование.

1

комбиниров.

ф/карта России

схемы

46

66

Экологическая ситуация в России.

1

изуч. нов. матер.

ф/к  России

работа на к/к

47

Обобщающее повторение

2

67

 Природа России. Обобщающее повторение

1

обоб. повторение

тем.карты

сист. знаний

с.277

68

Обобщающее повторение.

1

урок-игра

тем.карты

сист. знаний

-

        Обязательная номенклатура

Тема «Географическое положение России»

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин; остров Ратманова; полуостров Таймыр; Базардюзю, Гданьский залив; Балтийская коса; город Калининград;  мыс Дежнева

полуострова: Кольский полуостров; полуостров Камчатка, Ямал, Таймыр, Гыданский, Чукотка.

заливы: Финский залив; Пенжинская губа, Обская губа, залив Петра Великого, Анадыский залив.

проливы: Лаперуза, Кунаширский; Берингов.

моря: Баренцево,  Белое Лаптевых,  Карское, Восточно-Сибирское,  Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро;

архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские,.

Тема «Рельеф»

 геологическое строение и минеральные ресурсы: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо -Манычская впадина;

Горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саяны, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет,  Оймяконское плоскогорье; Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.

Вулканы: Ключевская сопка, Авачинская сопка

Бассейны нефтегазоносные: Баренцево -Печорский,  Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.

Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.

Месторождение цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана, северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, южная Сибирь.

Итоговая оценка учебных достижений по географии

8 класс.                                             Содержание итогового текста по курсу «География России: Природа»

Часть 1.

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов запишите номер задания и букву, соответствующую выбранному вами ответу.

Текст задания

Варианты ответа

1

Укажите крайнюю северную материковую точку России

A.   Мыс Челюскин

B.   Мыс Диксон

C.   Мыс Флигели  

D.   Мыс Лопатка  

2

Западная Сибирь, Волго – Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина – это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены.

A. угля

B. нефти и газа

C. железных руд

D. руд цветных металлов

3

Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 часов.

A. 16 часов

B.  24 часа

C.  2 часа

D. 18 часов

4

Определите, геологическое строение какой из платформенных равнин представлено на данном рисунке.

  1. Восточно-Европейская равнина

B.  Западно-Сибирская равнина

C. Средне-Сибирское плоскогорье

5

Летом в Центральной России  установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением каких воздушных масс это может быть обусловлено.

A. морской арктический воздух

B. континентальный воздух умеренных широт

C. морской воздух умеренных широт

D. морской тропический воздух

6

Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого Океана.

A. Дон, Кубань

B. Волга, Терек, Урал

C. Амур

D. Лена, Енисей, Обь.

7

Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно теплого лета.

A. тундрово-глеевые

B. подзолистые

C. серые лесные

D. черноземные

8

Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из – за хозяйственной деятельности человека.

A. тундра

B. тайга

C. зона смешанных и широколиственных лесов

D. зона степей

9

Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу  нефти и газа в Западной Сибири.

A. заболоченность территории

B. континентальный климат

C. островная мерзлота

D. обилие кровососущих насекомых

10

Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России.

A. более высокие летние температуры

B. большая мощность снежного покрова

C. вследствие массовой вырубки лесов

11

Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50 – 60 0С, небольшая (0,2 – 0,3 м) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды.

A. морской

B. умеренно - континентальный

C. континентальный

D. резко континентальный

12

В одной их природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают.

A. тундра

B. тайга

C. зона смешанных и широколиственных лесов

D. зона степей

13

Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами

A. Восточно-Европейская равнина

B. Западная Сибирь

C. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

D. Дальний Восток

14

Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье.

A. вырубка лесов

B. распашка земель

C. строительство дорог

15

Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха – 240С.

A. Москва

B. Мурманск

C. Воркута

D. Якутск

16

Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней  мерзлоты

А.Восточно-Европейская равнина

В. Урал

С. Западная Сибирь

D. Средняя и Северо – Восточная Сибирь

Часть 2

Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.

17

Объясните, почему распашка почв ведет к усилению почвенной эрозии

18

В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение.

19

Дальний Восток и Юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему  современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке.

20

Охарактеризуйте, чем микроклимат крупных городов отличается от микроклимата расположенных в их окрестностях естественных ландшафтов.

21

Сравните набор природных зон Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнин. Найдите черты сходства и различия. Объясните их.

22

Вы собираетесь в августе в поход по территории южной части Дальнего Востока. Объясните выбор вашей одежды и снаряжения особенностями климата данной территории.

23

Исходя из предложенных данных, определите, на какой из рек, впадающих в Тихий океан, наиболее целесообразно строительство ГЭС. Объясните ваш выбор.

Река

Длина, км

Высота истока, м

Среднегодовой расход, м3

1

80

20

1305

2

305

115

12540

24

Укажите, в чем главные причины большой заболоченности тайги Западной Сибири.

25

Перечислите основные причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове.

Ответы к части 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Верный ответ

A

B

A

B

C

D

B

D

A

B

D

A

C

B

C

D

Resource id #270

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...