Презентация "Природа России" 8 класс
учебно-методический материал (география, 8 класс) по теме

Нестерова Нина Ивановна

Групповая работа на уроке по изучению природы Русской равнины

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya.zip1.85 МБ

Подписи к слайдам:

8 класс «Природа России»Нестерова Н.И.МБОУ «СОШ №1 г.Суздаль»
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Учебно-воспитательные цели урока:
Формирование самостоятельной деятельности учащихся при оценке природных ресурсов Русской равнины;Решение проблемных задач, связанных с рациональным использование ресурсов и охраной природы;Продолжение развития нравственно- эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете?
Среди природных ресурсов Русской равнины выделим:
Топливно – энергетические:Уголь – Печерский и Подмосковный бассейны;Нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север;Торф.
Минеральные:
металлические(железная руда) – КМА;Неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль – озеро Баскунчак;
ПочвенныеВодныеРастительныеПромыслово-охотничьиАгроклиматические.
Вывод:
На Русской равнине есть все виды природных ресурсов
Русская равнина-
Сердце нашего государства, давно заселенный и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье.
В настоящее время территория Русской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются, при этом ощущается дефицит воды, атмосфера сильно загрязнена, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, беспощадно вырубаются леса.
Давайте постараемся разобраться в причинах ухудшения окружающей среды, в экологически кризисных районах Русской равнины и подумаем о мерах помощи.
Сильное нарушение земель, уничтожение их плодородия, загрязнение воды и атмосферы происходит при добыче полезных ископаемых. Мы прослушаем двух экспертов-экологов по двум экологически кризисным районам Русской равнины (Кольский полуостров и КМА)
Послушаем сообщения экологовКомплексная добыча полезных ископаемых с извлечением всех полезных компонентов;Переход на чистые технологии по выпуску цветных металлов;Сокращение добычи открытым способом;Пустую породу(отвалы) использовать как сырье в промышленности строительных материалов;Проводить рекультивационные работы, особенно по восстановлению плодородия утраченных черноземов.
Огромное значение имеют почвенные ресурсы, так как именно здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв-черноземов. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью их защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.
Огромная площадь пахотных земель сосредоточена в лесной зоне, где преобладают подзолистые почвы, которые недостаточно плодородны, поэтому здесь требуются мелиоративные мероприятия. Эта территория с подзолистыми почвами получила название Нечерноземье, в состав которого входит и наша Владимирская область.
Разумная мелиорация позволит выращивать в Нечерноземье более высокие урожаи ржи, ячменя, картофеля, овощей, сеяных трав.
Для этого необходимо:
Осушение переувлажнённых земель;Внесение удобрений;Уборка камня и раскорчевка кустарников;Известкование почв и другие мероприятия.
Огромны и водные ресурсы Русской равнины Многие реки и озера используются для судоходства, с этой целью соединены каналами.
Назовите самую крупную реку Русской равнины?Какие каналы соединяют ее с другими реками?
На Волге, равнинной реке, построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.
На этих примерах мы убедились, что Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. С целью сохранения участков неизменной или мало измененной природы, природных объектов, растений и животных создают заповедники. Назовите их пользуясь картой.
Теперь перейдем к практической части урока
Решим ряд задач с последующим анализом решения, что поможет нам разобраться в том, как рационально использовать природные ресурсы и каковы меры их охраны. Работаем в группах четко и быстро. Внимательно читаем задание, ответы записываем в свои тетради.
1 задание по эрозийным мероприятиям (работают 2группы)
Вы работники института. Вам поручено составить проект мелиоративных работ в Нечерноземье. У вас есть карта ПТК Нечерноземья. На этой основе выберите районы, нуждающиеся в защите почв от эрозии. Какие работы будите проводить? Определите их очередность.
2 задание о создании плотин и водохранилищ на реках (работают 2 группы
Выделите положительные и отрицательные результаты преобразования рек Русской равнины. Попытайтесь сделать вывод: какие из этих результатов более значительны, важны, как бы перевешивают – положительные или отрицательные. Оправдано ли, по-вашему, строительство крупных плотин и водохранилищ на крупных равнинных реках? Можно ли достичь положительных результатов другими путями, не причиняя ущерба природе, вызванного созданием водохранилищ?
3 задание по осушению в Нечерноземье (работают 2 группы)
Вы работники института. Вам поручено составить проект мелиоративных работ в Нечерноземье в отношении осушительных работ. Какие районы Нечерноземья нуждаются в осушении? Как отразится осушение болот на подземных и поверхностных водах, почвах, растительном и животном мире? Как отразится осушение болот на стоке рек данной территории?
Заслушиваем капитанов каждой группы, вносим дополнения, оцениваем и делаем вывод
Чтобы планета жила, хорошела, каждый из нас уже сегодня должен думать о завтрашнем дне, а для этого мы должны четко знать правила рационального природопользования

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....