Презентация "Природа России" 8 класс
учебно-методический материал (география, 8 класс) по теме
Групповая работа на уроке по изучению природы Русской равнины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.85 МБ |
Подписи к слайдам:
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Учебно-воспитательные цели урока:
Формирование самостоятельной деятельности учащихся при оценке природных ресурсов Русской равнины;Решение проблемных задач, связанных с рациональным использование ресурсов и охраной природы;Продолжение развития нравственно- эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.
Вспомните, какие природные ресурсы вы знаете?
Среди природных ресурсов Русской равнины выделим:
Топливно – энергетические:Уголь – Печерский и Подмосковный бассейны;Нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север;Торф.
Минеральные:
металлические(железная руда) – КМА;Неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль – озеро Баскунчак;
ПочвенныеВодныеРастительныеПромыслово-охотничьиАгроклиматические.
Вывод:
На Русской равнине есть все виды природных ресурсов
Русская равнина-
Сердце нашего государства, давно заселенный и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье.
В настоящее время территория Русской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются, при этом ощущается дефицит воды, атмосфера сильно загрязнена, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, беспощадно вырубаются леса.
Давайте постараемся разобраться в причинах ухудшения окружающей среды, в экологически кризисных районах Русской равнины и подумаем о мерах помощи.
Сильное нарушение земель, уничтожение их плодородия, загрязнение воды и атмосферы происходит при добыче полезных ископаемых. Мы прослушаем двух экспертов-экологов по двум экологически кризисным районам Русской равнины (Кольский полуостров и КМА)
Послушаем сообщения экологовКомплексная добыча полезных ископаемых с извлечением всех полезных компонентов;Переход на чистые технологии по выпуску цветных металлов;Сокращение добычи открытым способом;Пустую породу(отвалы) использовать как сырье в промышленности строительных материалов;Проводить рекультивационные работы, особенно по восстановлению плодородия утраченных черноземов.
Огромное значение имеют почвенные ресурсы, так как именно здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв-черноземов. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью их защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.
Огромная площадь пахотных земель сосредоточена в лесной зоне, где преобладают подзолистые почвы, которые недостаточно плодородны, поэтому здесь требуются мелиоративные мероприятия. Эта территория с подзолистыми почвами получила название Нечерноземье, в состав которого входит и наша Владимирская область.
Разумная мелиорация позволит выращивать в Нечерноземье более высокие урожаи ржи, ячменя, картофеля, овощей, сеяных трав.
Для этого необходимо:
Осушение переувлажнённых земель;Внесение удобрений;Уборка камня и раскорчевка кустарников;Известкование почв и другие мероприятия.
Огромны и водные ресурсы Русской равнины Многие реки и озера используются для судоходства, с этой целью соединены каналами.
Назовите самую крупную реку Русской равнины?Какие каналы соединяют ее с другими реками?
На Волге, равнинной реке, построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.
На этих примерах мы убедились, что Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. С целью сохранения участков неизменной или мало измененной природы, природных объектов, растений и животных создают заповедники. Назовите их пользуясь картой.
Теперь перейдем к практической части урока
Решим ряд задач с последующим анализом решения, что поможет нам разобраться в том, как рационально использовать природные ресурсы и каковы меры их охраны. Работаем в группах четко и быстро. Внимательно читаем задание, ответы записываем в свои тетради.
1 задание по эрозийным мероприятиям (работают 2группы)
Вы работники института. Вам поручено составить проект мелиоративных работ в Нечерноземье. У вас есть карта ПТК Нечерноземья. На этой основе выберите районы, нуждающиеся в защите почв от эрозии. Какие работы будите проводить? Определите их очередность.
2 задание о создании плотин и водохранилищ на реках (работают 2 группы
Выделите положительные и отрицательные результаты преобразования рек Русской равнины. Попытайтесь сделать вывод: какие из этих результатов более значительны, важны, как бы перевешивают – положительные или отрицательные. Оправдано ли, по-вашему, строительство крупных плотин и водохранилищ на крупных равнинных реках? Можно ли достичь положительных результатов другими путями, не причиняя ущерба природе, вызванного созданием водохранилищ?
3 задание по осушению в Нечерноземье (работают 2 группы)
Вы работники института. Вам поручено составить проект мелиоративных работ в Нечерноземье в отношении осушительных работ. Какие районы Нечерноземья нуждаются в осушении? Как отразится осушение болот на подземных и поверхностных водах, почвах, растительном и животном мире? Как отразится осушение болот на стоке рек данной территории?
Заслушиваем капитанов каждой группы, вносим дополнения, оцениваем и делаем вывод
Чтобы планета жила, хорошела, каждый из нас уже сегодня должен думать о завтрашнем дне, а для этого мы должны четко знать правила рационального природопользования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....