"Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии"
статья по географии на тему

Тураева Марина Викторовна

Проблема интереса в обучении не нова. Она состоит в том, чтобы приблизить ученика к учению, “зацепить” его так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Таков принцип обучения – через интерес к собственной активности. Казалось бы, что здесь нового? Сколько существует наука об обучении и воспитании, столько внимание педагогов привлекается к этому основному принципу. Проблема же заключается в том, как сделать это наиболее эффективно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_stati_ikt_na_urokakh_geografii.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Информационно-коммуникационные технологии на  уроках географии.

      В современных условиях работа образовательного учреждения и конкретного учителя оценивается по конечному результату, а конечный результат – это качество образования. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.  

     Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но самопознание может совершиться только тогда, когда ученик захочет познавать.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности и  внимания учащихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. Она состоит в том, чтобы приблизить ученика к учению, “зацепить” его так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Таков принцип обучения – через интерес к собственной активности. Казалось бы, что здесь нового? Сколько существует наука об обучении и воспитании, столько внимание педагогов привлекается к этому основному принципу. Проблема же заключается в том, как сделать это наиболее эффективно?

    В настоящее время на помощь учителю в развитии познавательного интереса пришли информационно-коммуникационные технологии.

     Сейчас преподавание географии я не могу представить без мультимедиа-учебника. Мультимедиа – учебник – это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов программ и, соответственно, целый ряд функций. Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, что способствует мотивации учебной деятельности.          Кроме базового учебного материала, в мультимедиа-учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии, использование материалов справочного раздела, выход в Интернет.

    Именно поэтому в своей работе я применяю электронные учебники по всем курсам географии.    Современные дети владеют компьютером лучше нас, и использование ИКТ на уроках повышает интерес к предмету, способствует организации самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся с большим интересом готовят презентации к урокам, как по изученному материалу, так и по новой теме, в которые включают не только информационный материал, но и тестовые задания, игровые моменты.

В своей работе я использую УМК «Сферу».  Проект «Сфера» - это разработка учебно-методических материалов по всем курсам географии на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих создание единой образовательной среды. В проекте реализуются современные подходы к созданию школьного учебника, и осуществляется направленность на использование новейших обучающих технологий.

  УМК «Сфера» по географии включает: учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-практикум, иллюстрированный атлас, контурные карты с заданиями, электронное приложение.

    Особое место в УМК занимает электронное приложение, поскольку за счёт него осуществляется значительное расширение географической информации, путём вовлечения в учебный процесс широкого набора медиаресурсов. Это повышает эффективность учебного процесса в целом, а интерактивность многих ресурсов способствует развитию познавательной активности учащихся.

   Сейчас уже можно проанализировать результаты работы с УМК «Сфера» и отметить значительное повышение интереса к предмету, которое ведет к развитию творческих способностей учащихся. Это выражается в активном участии ребят в школьной олимпиаде по географии.

  Применение современных педагогических и информационных технологий способствует не только овладению знаниями предмета, но и развитию познавательного интереса и умения оперировать полученными знаниями. Формируется новый тип человека – творческий развивающийся вместе со своим временем.

«Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как её показали ему вы». (Конфуций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий на уроках географии

Используя возможности ИКТ можно показать ученикам весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана...

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географиче...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Справочно-информационные сведения об опытеТема опыта: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии».Автор опыта: Миронов Владимир ВикторовичДолжность автора: учитель гео...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Модернизация образования предъявляет особые требования к формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников, а именно способностей к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, ...

Использование ИКТ как один из факторов формирования информационно – коммуникационной образовательной среды на уроках географии

Возникшая потребность большинства членов современного  общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий для повышения своего общекультурного ...

Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....