Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии
статья по теме

 

Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

учителя географии высшей квалификационной категории Мощеевой Татьяны Геннадиевны

Тема: Использование информационно коммуникационных технологий  на уроках географии

2012 год

Использование информационно коммуникационных технологий  на уроках географии

Одним из направлений модернизации общего образования является деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, на развитие информационной культуры.

Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков, в том числе и уроков географии. Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний, они используются на всех этапах современного урока: при контроле знаний, при оформлении творческих работ, при объяснении нового материала, при выполнении исследовательских работ… Уроки с использованием ИКТ увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие как учителям, так и учащимся.

Я использую на уроках географии мультимедиа-технологии. Мультимедиа- технологии помогают мне решить следующие учебные и познавательные задачи:

  1. формировать мотивацию к предмету
  2. активизировать детей на уроке
  3. создание атмосферы успешности
  4. способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета)

Использование мультимедиа - технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и процессы, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Чаще всего использую электронные учебники. Но даже к этим учебникам надо подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагает материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу. Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций
POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий.

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы детей на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Использование ИКТ не должно, однако, быть самоцелью, это только средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, и кроме ИКТ используются и другие технологии, и виды работ: работа с учебником, с картой, с планом с использованием чертежных инструментов (миллиметровая бумага, карандаш, линейка).

Я сама постоянно повышаю свою квалификацию в области применения новых педагогических технологий. В 2007 году я прошла курсы «Интернет-технологии для учителя-предметника»,Intel «Обучение для будущего»,   где научилась создавать мультимедийные презентации с помощью программы Power Point, сайты, выполнять элементарные операции в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop, использовать инструменты графического редактора Paint, искать информацию в сети Интернет, общаться в сети и многое другое.

Незаменимы информационные технологии при подготовке к итоговой аттестации. В кабинете информатики я часто провожу он-лайн-тестирование учащихся, ориентируя их на разные географические сайты:

http://rgo.ru/testy/geografiya

http://egechita.ru

http://www.students.ru/test

http://www.rosbalt.ru

http://edu.zelenogorsk.ru/geotest.

Я зарегистрирована на бесплатном школьном портале «Прошколу.ру» (http://www.proshkolu.ru/user/Mosheeva/ ). Здесь я размещаю свои материалы, знакомлюсь с материалами своих коллег. На этом портале я обсуждала критерии оценивания работ в качестве эксперта. Так же есть свой мини-сайтhttp://nsportal.ru/moshcheeva-tatyana-gennadievna, где я размещаю свои лучшие конспекты уроков, публикую научно-исследовательские работы своих учеников, которые учувствуют в конкурсе «Алые паруса».

Целеполагание использование ИКТ на уроках географии.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках  географии с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;
  2. развивать познавательные процессы;
  3. содействовать творческому развитию каждого ученика;
  4. способствовать воспитанию социально – активной личности.

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках  географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:

             

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что:

  1. на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал необходимо заранее обработать и  скомпоновать.
  2. на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов;
  3. на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки.
  4. интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.

        Результаты использования ИКТ на уроках географии.

Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у учащихся:

Компетенция

Характеристика

Учебно-познавательная     компетенция

 осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.;

Общеучебная компетенция

получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.

Информационная компетенция.

напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями;

Коммуникативная   компетенция  

Включает знание   необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и    событиями,    навыки    работы    в    группе,    владение    различными социальными ролями в коллективе.

Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них.

Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.

Общекультурная компетенция      

Круг вопросов, в которых ученик должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями      и   опытом
деятельности.    Это    особенности    национальной    и    общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например,  владение эффективными  способами организации  свободного времени.

Социально-трудовая компетенция

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

ИКТ  используется мной практически на каждом уроке.  Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учащимися. При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:

Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.

Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях  программы Office Excel

Наглядно показывать способы работы  с программой Office Excel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и  электронных тестов

     ___________________

Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием

Я использую ИКТ на уроках географии  в течение трех лет и за это время накопила большое количество электронного контролирующего и наглядного материала. Основная часть этих работ выполнена мной или учащимися, некоторые работы взяты из интернет–ресурсов  и в дальнейшем скорректированы.

                          Методы диагностики результатов.

Принципы диагностики результатов.

  1. Объективность.
  2. Всесторонность.
  3. Обязательность проверки и оценки минимально необходимого уровня достижений у каждого учащегося.
  4. Посильность системы проверочных знаний.
  5. Систематичность.
  6. Дифференцированность.
  7. Индивидуальность.
  8. Воспитательный характер контроля (формирование самооценки).

Для диагностики результатов обучения мной используются стандартные (классические) и инновационные методы. К стандартным (классическим) видам диагностики относятся: контрольные и самостоятельные  работы, предполагающие развернутый или краткий ответ на поставленный вопрос, или  виде теста.

В настоящее время большее внимание необходимо уделять разнообразным тестовым работам, так как их выполнение способствует подготовке учащихся к ЕГЭ.

Регулярное и постоянное использование классических методов диагностики результатов (выучил – рассказал) может привести к ряду проблем:

  1. Деформация эмоционально-ценностной сферы сознания;
  2. Абсолютизация классической роли преподавателя и знаний;
  3. Возрастание пассивности обучающихся.

Что бы избежать данных проблем необходимо на уроках географии использовать и инновационные методы диагностики результатов. Примером могут служить работа с сигнальными загадками, составление логических опорных конспектов и цепочек и т.д.

Огромные возможности при этом дает использование ИКТ на уроках. Обычный тест в электронном варианте вызывает у учащихся бурю положительных эмоций и создает атмосферу успешности на уроке (практически все дети любят работать на компьютере).

ЦОРы предлагают в настоящее время большое количество тренажеров и тестов  по географии, и  при хорошем оборудование кабинета (наличие интерактивной доски) работать  с данным материалом очень удобно как ученикам, так и учителю. К сожалению, оснащение кабинета географии по принципу один ученик – один компьютер при хорошей наполняемости класса невозможно, и по этому различные задания  с  использованием ИКТ возможно применять только при индивидуальном опросе.  В этом есть свои плюсы – срабатывает принцип наглядности: один – два ученика работают у доски и у компьютера, остальные не отвлекаются и внимательно наблюдают за работой товарищей. Желающих быть опрошенными в такой ситуации всегда бывает намного больше, чем при обычном фронтальном опросе. Хорошие результаты дают домашние задания, выполненные с использованием ИКТ. Данные задания не являются обязательными, и это является дополнительным стимулом.  Учащиеся, особенно подросткового возраста, всегда стремятся выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность. И поэтому представляемые работы, выполненные с использованием программ Office Excel, PowerPoint, Movie Maker бываю очень необычными, яркими, эффектными. Многие работы, выполненные учащимися, используются мной в дальнейшем как наглядные пособия, при проведении уроков в других классах. Даже учащиеся, занимающиеся на оценку «удовлетворительно», выполняют работы на «отлично». Это всегда создает атмосферу успешности на уроке и увеличивает интерес к изучаемому предмету. Что и является основной целью использования ИКТ на уроках географии.

Структура методической папки электронных наглядных пособий.

При работе с ИКТ мной создана и постоянно пополняется методическая папка электронных наглядных пособий. Она состоит из работ, выполненных с помощью программ Office Excel, PowerPoint и Movie Maker. Это и презентации, и слайд-шоу, и небольшие видеоролики, а так же схемы и диаграммы. На сегодняшний день соотношение видеороликов и работ, выполненных с помощью программы PowerPoint следующее:

В данной методической папке я сохраняю наиболее интересные работы, которые я могу использовать в дальнейшем как наглядный материал на других уроках. Самое активное участие в создании электонных работ принимают учащиеся 7 и 9 классов, вполне возможно, это вызванно эмоциональными особенностями детей (классы ярковыраженной гуманитарной направленности).  

Основная задача в данный момент активизировать учащихся других классов для создания собственных компьютерных работ, а в дальнейшем и проектов.

ВЫВОД: Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти учеников соответствующих географических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Использование информационных технологий на уроках географии

В представленной работе описано практическое использование интерактивной приставки mimioна уроках географии. Одним из направлений модернизации системы  географического образования  явля...

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

"Использование информационных технологий на уроках географии "

"Не бойся, что не знаешь, бойся, чему не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является о...

Использование информационных технологий на уроках географии

Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса. Использование информационных технологий предъявляет определенные требов...

Использование информационных технологий на уроках географии и экономики.

Использование информационных технологий на уроках географии....