Методическая разработка урока по географии в 6 классе по теме "Свойства вод Мирового океана. Солёность и температура воды".
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Носова Вера Петровна

Уроки КСО дают возможность учащимся постепенно формировать правильный подход к процессу познания. воспитывают ответственность за себя и своего товарища, развивают умения оценивать, слушать, понимать, коммуникативную компетентность. Для повышения мотивации обучающихся к изучению нового материала, в процессе проведения урока можно включать работу с дополнительным интересным текстом, занимательными вопросами, выполнение практической работы по контурной карте, игровые моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_2.docx71.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок учителя географии

                              МБОУ Гимназии №1 г. Стрежевого

                                        Веры Петровны Носовой

Предмет: география.

Класс: 6 класс.

Тема урока: Свойства вод Мирового океана.

Тип урока:  КСО.

Цель урока: сформировать у обучающихся понятие об основных свойствах Мирового океана.

Задачи урока:

Обучающие:

- сформировать у обучающихся понятие солёность океанской воды, умение объяснять причины изменения солёности;

- анализировать причины изменения температуры воды с глубиной и на поверхности и понимать причины этих изменений;

- устанавливать причины от которых океанская вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная.

Развивающие:

- продолжать формировать учебную компетенцию;

- совершенствовать приёмы использования различных источников информации;

- развивать мышление, устную речь, формы учебного сотрудничества.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к партнёру, умение слушать друг друга при работе в парах постоянного состава;

- развивать коммуникативную компетенцию.

Методы: исследовательский, МВТ, коммуникативный.

Оборудование урока: карта океанов, учебные атласы по географии для 6 класса, раздаточный материал, виртуальная школа «Кирилл и Мефодий», уроки географии 6 класс.

                                      Ход урока.

1.Организационно – мотивационный этап (до 2 минут).

Цель этапа: создание психологической готовности класса к уроку.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся, готовит рабочие места, раздаёт алгоритмы работы по МВТ, раздаточный материал.

Эмоционально настраиваются на работу.

1.Этап целеполагания (до 5 минут).

Цель этапа: подготовка учащихся к сознательному освоению учебного материала, мотивация на познавательную деятельность через занимательные факты.

Задачи этапа: сформировать познавательный интерес к изучаемому         материалу, совместно с обучающимися определить основные задачи урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Учитель выводит на экран фрагменты урока виртуальной школы «Кирилла и Мефодия», где показано какое количество соли содержится в Мировом океане и как изменяется температура воды на поверхности океана.

- Учитель закрепляет на доске магнитом листок, где указана цифра: 5.000.000.000 млрд.т. Задаёт вопрос классу: что может обозначать эта цифра? Затем учащимся сообщается дополнительная информация: если всё это количество соли равномерно распределить по поверхности Земли, то получится слой толщиной 60 м.                          - Один из учеников выходит к доске, учитель просит закрепить карточки с температурой поверхностных вод: + 260; + 100; 00.                      – Ребята, посмотрите на доску. Тема урока «Свойства вод Мирового океана».  Помогите мне определить тему и задачи урока. Продолжите мои фразы:

- сегодня на уроке мы ………………………….

- на сегодняшнем уроке мне ……………………

- я думаю, что на уроке ………………………….

  Учитель подводит итог. Предлагает учащимся взять алгоритмы выполнения работы и познакомиться с ними.    

Учащиеся смотрят на экран.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Ученик закрепляет карточки в районе экватора - + 260, в умеренных широтах - + 100, и полярных – 00.

Ребята заканчивают предложенные фразы.

Читают алгоритмы, задают вопросы.

3. Индивидуальная работа (10 минут).

Цель этапа: изучение новой темы, с использованием заданного алгоритма и текста учебника.

Задача этапа: активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель выполняет роль консультанта.

- читает тему, записывает в тетрадь;

- отвечает на поставленные вопросы, пользуясь учебником, атласом, консультацией учителя;

- думает над объяснением;

- составляет вопросы для партнёра.

4. Работа в ППС (парах постоянного состава) (7 минут)

Цель этапа: изучения новой темы с помощью партнёра и заданного алгоритма.

Задачи этапа: формирование коммуникативной компетентности, умений вести конструктивный диалог, отстаивать свою точку зрения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель выступает в роли консультанта, координирует деятельность пар.

Учитель подводит итог работы обучающихся в парах. Задаёт вопросы.

Работают в ППС:

- называют тему партнёру;

- своими словами пересказывают основные моменты своей темы;

- задают друг другу вопросы, отвечают на них.

Отвечают на поставленные вопросы.

5. Работа в ППС (10 минут).

Цель этапа: совместно с партнёром выполнить практическое задание на контурной карте.

Задачи этапа: способствовать формированию навыков по заполнению контурной карты, закрепить знание номенклатуры по теме «Мировой океан и его части».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель выполняет роль консультанта, координирует деятельность обучающихся.

Работают в парах, выполняют практическую работу на контурных картах.

Наносят на контурную карту географические объекты, указанные в алгоритме урока.

6. Тестовый контроль (6 минут).

Цель этапа: выполнить самостоятельно итоговое тестовое задание.

Задачи этапа: совершенствовать навык самостоятельной работы, развивать умение самоконтроля и взаимного контроля.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выступает в роли эксперта.

На доске записывает алгоритм ответа на тестовое задание.

I вариант

Первый уровень:

1а; 2б; 3а; 4а; 5б.

Второй уровень:

1а; 2а; 3в.

Третий уровень:

1б; 2в.

II вариант

Первый уровень:

1б; 2в; 3а; 4б; 5в.

Второй уровень:

1б; 2а; 3а.

Третий уровень:

1б; 2б.

За правильный ответ первого уровня ставится 1 балл, второго – 2 балла, третьего – 3 балла. Всего за правильное выполнение заданий – 17 баллов.

Выполняют предложенные тестовые задания.

Проверяют тест методом взаимоконтроля по алгоритму, записанному на доске.

Выставляют оценку:

16 – 17 баллов: оценка «5»;

13 – 15 баллов: оценка «4»;

10 – 12 баллов: оценка «3».

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минуты).

Цель этапа: осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня освоения учебного материала.

Задачи этапа: содействовать развитию способности к рефлексии, подведению итогов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подводит итог выполнения тестовых заданий.

Предлагает учащимся пожать руки, поблагодарив за работу на уроке.

Проводит рефлексию.

Ребята, вы сегодня на уроке выполнили много работы, мне было с вами работать очень интересно и сейчас я попрошу вас закончить фразы:

На уроке я узнал …………………….

На уроке меня удивило …………….

Мне хочется узнать подробнее ……

 Объявляет домашнее задание: параграф 25, на стр.75 выберите один вопрос и ответ запишите в тетрадь. Обратите внимание: вопросы разного уровня. Какой вопрос будет твоим, реши сам.

Обучающиеся поднимают руки, кто выполнил задание на «3», затем на «4» и на «5».

Учащиеся продолжают фразы.

Записывают домашнее задание.

Если на уроке останется время или кто–то из учащихся будет работать быстрее, то можно предложить для выполнения интересное задание.

Задание.

Российский коммерсант, закупив партию индийского чая, решил сам сопровождать ценный груз на специально зафрахтованном торговом судне. Путешествие вышло не только увлекательным, но и беспокойным.

Замечая глубину осадки судна во всех портах захода: Бомбее, Порт – Судане, Порт – Саиде, Новороссийске, Ростове – на -  Дону, Рыбинске, Санкт – Петербурге, Калининграде – коммерсант заподозрил капитана в том, что тот во время некоторых остановок тайком распродавал часть чая, а кое – где без его ведома брал на борт попутные грузы. Но контрольное взвешивание в порту назначения показало, что весь чай на месте; таможенники не обнаружили не предусмотренных фрахтом грузов. Выслушав рассказ незадачливого путешественника, его сын – школьник без труда объяснил отцу таинственные колебания осадки судна, сославшись на учебник географии.

                               ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Алгоритм работы по МВТ

Тема: Свойства вод Мирового океана.

Температура и солёность воды.

I Индивидуальная работа.

  1. Прочитай тему, запиши в тетрадь.
  2. Ответь на поставленные вопросы, пользуясь учебником, атласом, консультацией учителя и товарищей.
  3. Перескажи тему, подумай над объяснением.
  4. Составь вопросы для партнёра.

                                           II Парная работа.

  1. Назови тему партнёру.
  2. Своими словами перескажи основные моменты своей темы (если партнёру непонятно, обратитесь к тексту учебника).
  3. Задайте друг другу вопросы, ответьте на них.

      III. Вместе выполните практическое задание на контурной карте.

    ПОБЛАГОДАРИТЕ ДРУГ ДРУГА ЗА РАБОТУ!

     IV. Самостоятельно выполните итоговое задание.

                                       

         

                          Алгоритм выполнения задания № 1

              Тема: Свойства вод Мирового океана. Солёность.

                        Первый этап. Индивидуальная работа.

  1. Изучи самостоятельно абзац: «Солёность воды».
  1. Прочитай абзац 1, на странице учебника 74 – 75.
  2. Запиши в тетрадь тему урока и определения:

Солёность воды – это ______________________

Пресная вода – это ________________________

     

  1. В океане растворены почти все известные на Земле вещества, но в разных количествах.

Устно ответь на вопросы:

  1. Чем отличается по вкусу солёная вода от пресной?                                                                                 
  2. Почему солёность воды низкая там, где в океан впадают большие реки?
  3. Записать в тетрадь:

Солёность воды меньше: ______

Солёность воды увеличивается: 

___________________________

Для ответа используй следующие данные: в Красном море температура воды достигает + 35,50, а солёность – 42 %о (промилле).

В Балтийском море температура + 180, а солёность 8%о (промиллей).

      Второй этап.       Работа в парах (по алгоритму).

      Третий этап.       Практическая работа (работа в парах).

 Отметьте на контурной карте: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан; моря: Красное, Чёрное, Средиземное, Балтийское, Баренцево, Карское, Берингово, Охотское, Японское, Аравийское.

Заштрихуйте три моря с наибольшей солёностью и температурой воды.

       Четвёртый этап.   Тестовый контроль (индивидуальная работа).

                          Алгоритм выполнения задания №2.

          Тема: Свойства вод Мирового океана. Температура воды.

                        Первый этап. Индивидуальная работа.

  1. Изучить самостоятельно абзац 2: «Температура воды».
  1. Прочитай самостоятельно абзац 2 на странице учебника 75.
  2. Запиши тему урока в тетрадь.
  3. Внимательно рассмотри таблицу, расположенную ниже.

Зависимость температуры воды от широты места.

Широта

Температура воды

Экватор

Северный тропик

Южный тропик

Северный полярный круг

Южный полярный круг

+ 270

+ 200

+ 200

+ 10

00

  1. Запиши таблицу в тетрадь.
  2. Запиши в тетрадь ответ на вопрос: от чего зависит температура верхних слоёв воды?
  3. Устно ответь на вопросы:

- почему с глубиной температура воды понижается?

- в каких широтах температура воды не меняется по сезонам года?

- где была зарегистрирована самая высокая температура на поверхности океана?

           7) При какой температуре замерзает океанская вода? От чего это зависит? Ответ запишите в тетрадь.

                  Второй этап. Работа в парах (по алгоритму).

                  Третий этап. Практическая часть (работа в парах).

Отметьте на контурной карте: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан; моря: Красное, Чёрное, Средиземное, Балтийское, Баренцево, Карское, Берингово, Охотское, Японское, Аравийское.

Заштрихуйте три моря с наибольшей солёностью и температурой воды.

   Четвёртый этап. Тестовый контроль (индивидуальная работа).

                               ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

                                     Первый вариант

                                         I уровень 

1. Большую часть гидросферы составляет вода:

а) Мирового океана

б) воды суши и вода в атмосфере.

2.  Самый большой по площади океан Земли:  

а) Атлантический

 б) Тихий

 в) Северный Ледовитый.

 3. Пресная вода – это

а) вода, где в одном литре растворено менее 1г. веществ

б) вода, где в одном литре растворено 35 г. веществ.

4. Средняя океаническая солёность:

а) 35 %о

б) 42%о

в) 18 %о

5. Какое из морей имеет большую солёность?

а) Чёрное

б) Красное

в) Балтийское.

                              II уровень

  1. Почему количество воды в океанах и морях не изменяется?

а) существует круговорот воды

б) идёт дождь.

      2. Солёность Красного моря больше чем Балтийского потому что:

          а) испаряется много влаги с поверхности моря

          б) впадает много рек, выпадает много осадков.

      3. Почему температура воды в приполярных широтах ниже?

          а) там низкая солёность воды

          б) выпадает мало осадков

          в) поверхность получает мало тепла.

                                          III уровень

  1. В какой океан поступает меньше плавучих льдов из Северного Ледовитого океана?

а) в Атлантический

б) в Тихий.

     2. Солёность воды на глубине не изменяется потому что:

          а) вода не испаряется

          б) впадает много пресных вод

          в) не испаряется, не выпадают осадки, нет притока пресных вод.

                                     ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

                                             Второй вариант

                                                  I уровень

  1. Меньшую часть гидросферы составляет вода:

а) Мирового океана

б) воды суши и вода в атмосфере.

      2. Самый маленький по площади океан Земли:

          а) Атлантический

          б) Тихий

          в) Северный Ледовитый.

      3. Солёность – это …….

          а) количество веществ, растворённых в 1 литре воды

          б) количество веществ, растворённых в 10 литрах воды.

      4. Средняя океаническая солёность:

          а) 18%о

          б) 35%о

          в) 42%о

      5. Какое из морей имеет наименьшую солёность?

          а) Чёрное

          б) Красное

          в) Балтийское

                                                 II уровень

  1. Почему вода в реках и озёрах не заканчивается?

а) идёт дождь

б) существует круговорот воды.

      2. Солёность Балтийского моря ниже чем Красного, потому что:

          а) реки приносят пресную воду и выпадают осадки

          б) много испаряется воды с поверхности моря.

      3. Почему температура воды в районе экватора высокая:

         а) там много тепла

         б) у воды высокая солёность

         в) выпадает много осадков.

                                                  III уровень

  1. В какой океан поступает больше плавучих льдов из Северного Ледовитого океана?

а) в Тихий

б) в Атлантический.

       2. Вода в океане замерзает при температуре – 20С. Это зависит:

            а) от глубины океана

            б) от солёности.

Для повышения мотивации обучающихся при изучении темы урока на первом этапе урока можно использовать интересный текст. Текст может зачитать учитель или сами ученики.

                                         Красное море.  

      Моряки говорят о Красном море, что это самое жаркое и самое солёное море на Земле.  Можно поверить им.  Когда мы измерили температуру моря, она оказалась настолько высока, что просто не верилось: t = 35,50С.

       Теперь можно представить себе, что же было в воздухе. Вероятно все пятьдесят!

        Палуба парохода металлическая. Над этой массой металла круглый день вертикально висит солнце, причём солнце маленькое, яркое, злое, как собачонка. Висит это солнце и без конца греет, греет металлическую палубу. В ботинках ходить невозможно. Вам, как на раскалённой сковородке, пропекает ноги сквозь подошвы, настолько горячая палуба. Поэтому мы ходили в особой обуви, каждый вырезал из доски толстые деревянные колодки по форме своей подошвы. Эти деревянные колодки привязывались к ногам ремнями. Так мы и бегали с отчаянным грохотом, словно конница на параде. Зато удобно – ноги не обжигает.

         Шесть дней плывём мы по Красному морю. Пыльный горизонт, белёсое небо. До тошноты тёплая вода.  Палуба словно плита раскалённой печи. Море называют Красным потому, что во время песчаных штормов красная пыль пустыни обоих морских берегов закрывает горизонт. В эти часы море действительно становится устрашающе красным. Берега мертвы.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке часто применяю игровые моменты: например игра «Молчанка». На доске записываются в столбик географические объекты. Приглашаются два ученика: один выполняет роль учителя, другой ученика. Учитель молча показывает объект на доске, а ученик также молча находит его на карте. В конце игры можно поменяться ролями.

Большой интерес вызывает игра «Чёрный ящик».  Ученики с большим интересом и азартом угадывают по описанию учителя предмет находящийся внутри чёрного ящика.

       

                                                                         

                         

                          Описание технологии, используемой на уроке  

   

   На уроке географии в шестом классе была использована технология КСО: МВТ (методика взаимопередачи темы).

          Цель: развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности, интереса к изучению географии, приобретение навыков самообразования, ликвидация дефицита общения.

         Урок МВТ – это урок самостоятельной работы учеников по изучению, передаче и контролю знаний.

         Задача урока МВТ для шестого класса – работа с малой частью конкретного учебного материала по заданному алгоритму. Для повышения мотивации обучающихся к изучению нового материала, в процессе проведения урока можно включать работу с дополнительным интересным текстом, занимательными вопросами, выполнение практической работы по контурной карте, игровые моменты.

           Качество уроков с использованием КСО зависит от умения учеников:

- поставить перед собой цель;

- владеть приемами отбора информации, выделять главное;

- систематизировать изучаемый материал;

 - научить тому, чем владеешь сам партнёра.

           Готовясь к уроку с применением технологии КСО, приходится отбирать материал, выделять из темы главные составные части, работать с каждой отдельно, составлять задания трех уровней, подбирать дополнительный материал для активизации познавательной деятельности обучающихся. Во время проведения урока хочется создать для учеников ситуацию успеха, особенно показательным в этом плане является итоговое задание. Итоговое задание разрабатывается по вариантам и трём уровням.

Первый уровень - предполагает  выполнение закрепляющих упражнений репродуктивного характера. Второй уровень - определяет закрепление изученного материала в заданиях с измененным характером. Третий уровень - устанавливает проверку полученных знаний и творческого их применения.

           Ход урока МВТ определяется четким алгоритмом действий учеников:

1. Получить карточку своего варианта. Оформить в рабочей тетради название темы, вариант карточки и номер первого уровня.

2. Выполнить задание первого уровня.

3. Выполнить задание второго уровня.

4. Объяснить материал партнёру.

 5. Затем партнер передает  свою тему (по алгоритму ).

6. Практическое задание выполняется в паре.

7. Проверить выполнение задания,  если возникли разногласия, обратитесь к учителю.

8. В конце работы поблагодарите друг друга.

9. Итоговое тестовое задание выполняется индивидуально, а проверяется методом взаимоконтроля по алгоритму на доске.

10. Для каждого этапа урока даются временные ограничения.

Всего: 45 минут.

             Результат: уроки КСО дают возможность учащимся постепенно формировать правильный подход к процессу познания, воспитывают ответственность за себя и своего товарища, развивают умения оценивать, слушать, понимать и быть благодарными друг другу, а также коммуникативную компетентность. Эффективность проведения уроков по КСО выше, чем в традиционной форме. Работаю с применением КСО почти 10 лет. Проверяя обученность учащихся, сделала вывод, что процент усвоения материала и качество выше в классах, где изучение проводилось с применением технологии КСО, а не в традиционной форме. КСО даёт качество 60 – 80%, в традиционной форме 50 – 65%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства вод Мирового океана: солёность и температура

Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письмаКласс: 6Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температураИспользуемы...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"

Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...

Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....

Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

География . 10 класс.Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы»....