План-конспект урока по теме "Землятресения"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Урок географии для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_zemletryaseniya.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

 Землетрясения

ФИО (полностью)

Салова Анна Макаровна

Место работы

МБОУ СОШ №2 г. Балаково

Должность

Учитель

Предмет

География

Класс

5 класс

Тема урока

Землетрясения

Базовый учебник

В.П. Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение.5-6 кл.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Технология построения урока

Технология критического мышления

Цель

Углубление знаний учащихся о движениях земной коры -  землетрясениях

Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания о быстрых движениях земной коры - землетрясениях, рассмотреть причины их возникновения, последствия и районы распространения землетрясений,  обсудить вопрос изучения землетрясений.

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, текстом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

Формы работы учащихся

В парах, группах, индивидуальные, коллективные

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, медиапроектор

Основные термины, понятия

Землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения, сила землетрясения, пояса землетрясений, сейсмограф, сейсмолог.

 

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Вызов

Предлагает учащимся прослушать аудиозапись шума землетрясения.

Какие чувства вызвала у вас эта запись?

Как вы думаете какое грозное природное явление, связанное с движением земной коры, сопровождается таким шумом? (на слайде фото землетрясения)

Назовите тему урока.

Предлагает  учащимся начертить в тетради таблицу: 

Знаю

Хочу знать

Узнал

Предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока.

(Приём Знаю – Хочу знать - Узнал)

Рассказывают о своих чувствах.

Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

Тема урока: «Землетрясения»

В парах заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме). Обсуждают полученные результаты.

Формулируют цель урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.

Цель урока: Ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-  выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения

 - представлять информацию в виде таблицы

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные УУД:

- актуализация и систематизация знаний о движениях земной коры.

Осмысление

1 этап.

Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста. (с. 94-95) Вопросы на слайде:

- 1 группа – Что такое землетрясение?

- 2 группа – Почему возникают землетрясения? (рис. 76)

- 3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? (рис. 76)

- 4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения?

5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? ( рис. 76)

- 6 группа  - Как оценивают силу землетрясения?  (рис. 77)

(Приём мозаика)

2 этап

Предлагает посмотреть видеоролик о последствиях землетрясений и записать их в тетрадь.

3 этап

Предлагает каждой группе сделать прогноз о том,  в каких районах  следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ. (Сравнить рис. 69 и 78 )

(Приём прогнозирования)

4 этап

Предлагает проработать часть текст параграфа 25 «Как и зачем изучают землетрясения», используя установленную знаковую систему. после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
(
Прием «Чтение с пометками INSERT»)

5 этап

Предлагает каждой группе  сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении с помощью предложенного на слайде рисунка.

От каждой группы на заданный вопрос  отвечает один ученик.

На слайдах появляются ответы:

- 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

- 2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород.

- 3 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.

- 4 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила.

- 5 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом.

- 6 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.

Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений.

Обсуждают полученные результаты коллективно.

На слайдах появляются ответы:

- трещины, провалы, уступы;

- цунами;

-разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей;

- пожары;

- гибель людей

На основе сравнения карт на рисунках 69 и 78 каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты,  полученные группами.

На слайде появляется общий прогноз:

Землетрясения следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна.

Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее;

+ – новая, неожиданная информация;

 – информация, противоречащая взглядам учащихся;

? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

После прочтения текста заполняют таблицу.

Обсуждают результаты работы.

На слайде: сейсмограф и сейсмолог.

Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради.

Правила появляются на слайде:

  • Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.
  • Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
  • Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах,  углы, образованные капитальными внутренними стенами.
  •  Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!
  •  Не пользуйтесь лифтом!
  • Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Познавательные УУД:

- находить достоверную информацию

- владеть смысловым чтением;

- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;

- анализировать и обобщать;

- делать выводы;

- представлять информацию в виде текста, таблицы.

Коммуникативные УУД:

 - уметь слушать, слышать и понимать партнёра;

- различать в речи другого доказательства, факты;

- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;

- уметь правильно выражать свои мысли в речи;

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД::

- осознавать свои интересы, цели;

- осознавать свои эмоции:

- осознавать новые социальные роли и правила.

Предметные УУД:

- знать понятия по теме;

- знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения;

- получить представление о профессии сейсмолога;

- знать правила безопасного поведения при землетрясении.

Рефлексия

Организует рефлексию.

  1. Предлагает заполнить 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал».
  2. Предлагает обменяться новой информацией.

  1. Предлагает подвести итог урока – составить синквейн (приём письменной релаксации) на тему «Землетрясения»

На слайде: Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

  1. Предлагает ответить устно на вопросы (приём устной рефлексии):                                      - Как изменилось ваше представление о землетрясениях  по сравнению с началом урока?

- Что на уроке показалось вам интересным?

- Что вызвало затруднения?

  1. Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

  1. Учащиеся заполняют 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал».

  1. Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
  2. Учащиеся составляют синквейн на тему «Землетрясения».

На слайде синквейн:

Землетрясение

Грозное, разрушительное

Сотрясает, пугает, сокрушает

Непредсказуемо возникает.

Катастрофа!

  1. Учащиеся отвечают на вопросы.

Домашнее задание:

- параграф.25, раб.тет.с.60-61.

-творческое задание: Подготовьте сообщение о сильном землетрясении. Дополните рассказ собственным рисунком.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- углубить знания о движениях земной коры;;

- объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»,  «сейсмограф», «сейсмолог»

- сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением  земной коры и главныим поясами землетрясений

- описывать последствия землетрясений разной силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...