Урок
план-конспект урока (география, 6 класс) на тему

Задорожный Александр Иванович

Урок "Атмосферное давление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Тема:  Атмосферное давление.

Цель:  сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об  изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте;  познакомить со строением барометра, развивать логическое мышление, математические способности;  воспитывать интерес к географии.

Задачи:

1. Образовательные: 

— продолжить формирование целостного знания об атмосфере, особенностях ее изучения;

— познакомить учащихся с новыми понятиями «атмосферное давление», «изобара», «барометр»;

— раскрыть сущность атмосферного давления и установить закономерности его изменения;

— повторить основных терминов по теме урока; 

2. Развивающие: 

— развивать умение самостоятельно определять атмосферное давление с изменением высоты;

—анализировать карты атласа, текста и рисунков учебника, устанавливать значения атмосферного давления в определенной географической точке и его влияние на человека; 

3. Воспитательные: 

— сформировать умение работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, соблюдать принципы независимости, свободы личности, право на выбор и отстаивания собственной точки зрения, уважительного отношения мнения других учащихся;

— активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для положительной мотивации при изучении географии.

Требования согласно программе:
Ученик должен:
иметь представление: об атмосферном давлении; единицах измерения; причинах изменения.
Знать понятия: атмосферное давление, барометр, барометр- анероид, нормальное атмосферное давление.
Уметь: уметь определять атмосферное давление с помощью приборов, объяснять причины изменения.
Тип урока:  комбинированный

Оборудование:  барометр, проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебники, физическая карта мира.

                                                                                                                                                                   

                                       

 Ход урока:

Ι. Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

ΙΙ. Актуализация учебных знаний.

  1. Блиц опрос:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. Оболочку, атмосферу).

- Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур).

-Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).

- А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).

          - Какое наиважнейшее свойство воздуха? (Температура)

  1. Географический практикум

Слайд № 1

Задание 1. Используя данные таблицы. Вычислите среднюю суточную температуру и амплитуду колебаний температуры.

Время, ч

     6

     12

     18

    24

    А

     tº  средн.

   t◦ C

    -3°

    +2°

    +1°

    +2°

     ?

      ?

 

Слайд № 2

Задание 2, задача.

Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если на уровне моря она - +20◦С.

Дано:               Решение:

h = 3 км        Температура с высотой понижается на каждый километр

t -   +20◦С        подъема на 6◦С.

        Разница между земной поверхностью и нужной нам высотой

t - ?        составляет 3 км.

        6°·3=18◦С

        Если на земной поверхности температура равна +20◦С, то

        на высоте 3 км она равна

                      20-18=2◦ С

                      Ответ:  2◦ С

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели и задач урока. 

Наблюдая, как ходят, бегают, прыгают люди, никому не приходит в голову, что на каждого из них давит                                                                                                                                                                                                                                                                                                                столб воздуха массой около 15 т. попробуйте представить себя, весело прыгающим  с таким грузом на плечах. Не выходит? Откуда же взялась такая масса воздуха и почему мы не принимаем ее во внимание ежеминутно? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.

ΙV. Изучение нового материала.

                     Слайд № 3, 4

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  1. Понятие «атмосферное давление»

Задание№1 Записать в тетрадь тему урока

Задание №2 Учитель демонстрирует опыт и предлагает учащимся поэтапно делать выводы. Взвешиваем на весах две колбы. Вопрос учащимся: « каким будет вес колб?»
Вопрос: «Тогда я возьму и нагрею одну из колб, а затем взвешу её, что станет с весом?»

Модельный ответ: 


Вывод учащихся: 1. Вес будет одинаковый по показаниям весов. 2. Наш опыт доказывает, что воздух имеет вес, так как холодная колба тяжелее.

Информация для учащихся:
У поверхности земли воздух имеет вес: 1м3 воздуха весит 1кг 300гр.,

Слайд №5

Задание №3. Решите задачу
Задачная формулировка
: Решите задачу и сделайте вывод: Определить вес воздуха в классе, если
длина класса 8м
ширина класса 6м
высота класса 3м. Формула расчёта V= Д х Шх H
Модельный ответ
Используя формулу, подставляем значения и получаем объём
класса равен 192 м3, значит, и объём воздуха в классе будет равен 144м3. Для того, чтобы определить вес воздуха в классе мы 192м3 х 1кг300гр,получаем 187 кг.

значит, мы можем утверждать, что воздух имеет вес и давит на всё, что находится на земле.

Задание№4
Прочитайте п.1 стр 114.
Задачная формулировка: Прочитать п.1стр.114 найдите определение понятию атмосферное давление.
Модельный ответ: 
Атмосферное давление- это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.
Слайд № 6

Задание №5 Учитель демонстрирует опыт и предлагает учащимся поэтапно делать выводы. Набираем в стакан воды, накрываем листом бумаги и переворачиваем. Вода не выливается. Почему?

Модельный ответ: Воздух давит не только сверху в низ, а во всех направлениях.
Задание 6.Проблемный вопрос

- Почему мы не чувствуем давление воздуха,

Модельный ответ: Внешнее давление уравновешивается внутренним.

Слайд №7,8,

Информация для учащихся:

Атмосферное давление является одним из показателей погоды. Длительное время люди не догадывались о его существовании. Первым доказал существование атмосферного давления и измерил  его итальянский ученый Еванджелиста Торричелли. Д ля этого он использовал запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной 1 м с нанесенными делениями. Трубку он наполнил ртутью и перевернул ее в чашу с водой. При изменении давления ртуть в трубке то поднималась, то опускалась. Этот прибор был назван ртутным барометром. Атмосферное давление измеряется в мм. рт. ст.

Слайд №9,10

Задание 7. От чего зависит атмосферное давление? Из опыта Торричелли

Модельный ответ: От высоты местности- при подъёме на каждые 10,5 м. давление снижается на 1 мм. рт. ст. Нормальным атмосферным давлением принято считать давление  атмосферного воздуха на уровне моря на широте 45◦. Оно  равняется 760 мм рт. ст.

Слайд № 11  Пользоваться ртутным барометром неудобно, поэтому изобретён барометр-анероид

Демонстрация барометра-анероида с объяснением его  строения.

Задание 8.  Учитель демонстрирует опыт и предлагает учащимся поэтапно делать выводы. Взять бутылку с широким горлышком, очищенное варёное куриное яйцо. Вставить свечку в яйцо, зажечь, перевернуть бутылку вверх дном и накрыть яйцо. Через некоторое время яйцо втянется в бутылку. Как объяснить произошедшее?

Ответ: Давление внутри стало меньше чем снаружи и воздух втолкнул яйцо внутрь бутылки.

Значит давление зависит от температуры. При повышении температуры давление снижается.

Слайд № 12

В подтверждение- выступление учащегося с исследовательской работой(анализ календаря погоды за декабрь 2012 года) (Приложение )

Выводы: Слайд №13, 14

  1. Воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы. Нормальным атмосферным давлением называют давление 760 мм рт.ст. на уровне моря при температуре 0°С.
  2. С подъемом вверх давление падает, так как уменьшается толщина слоя атмосферы.
  3. Неравномерное распределение атмосферного давления по поверхности Земли связано с ее неодинаковым нагревом, охлаждением.
  4. Человек не чувствует атмосферного давления, так как оно уравновешивается его внутренним давлением. В то же время при изменении атмосферного давления самочувствие людей может ухудшаться

V. Закрепление знаний и умений учащихся. Слайд №15

Работа с тестами

Атмосфера, атм. давление                                         ФИ: _________________

1 вариант

  1. Атмосфера – это : _____________________________
  2. Атмосфера защищает Землю от: а) вулканических извержений              б) ураганов и смерчей    в) перепадов температуры
  3. Нормальное атм. давл. = _____ мм рт. ст.
  4. При подъеме на каждые 10 м давление:

    а) увеличивается на 1 мм     б) практически не изменяется                       в) уменьшается на 1 мм     г) удваивается

  1. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

а)   альтиметр     б)  гигрометр         в)  нивелир           г)   анероид

  1. При повышении   давление -  _____________________

Атмосфера, атм. давление                                         ФИ: _________________

1 вариант

  1. Дайте определение понятию «атмосфера»: а)  воздух Земли     б) воздушная оболочка З.       в) воздушный океан
  2. Большее давление оказывает: а) теплый воздух               б) холодный воздух

в) давление, оказывающее теплым и холодным воздухом – одинаковое

3.    Атмосферное давление – это: ________________________________________

4. С высотой давление - _______________________

5. С помощью какого прибора измеряется атмосферное давление?

а) гигрометра           в) линейки               б) барометра               г) термометра

6.При подъеме над уровнем моря атмосферное давление уменьшается на 1 мм ртутного столба на каждые:

   A.   100,5 м         Б.   10,5 м            B.  150 м         Г.  1,5 м

VΙ. Подведение итогов урока.

  1. Составление синквейна (Приложение ).
  2. Выставление оценок.

VΙΙ. Домашнее задание.

 § 38, 3адание 3 с. 116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...