Разноуровневое обучение в коррекционной школе
статья по географии на тему

Лобашова Людмила Михайловна

Цель  технологиии разноуровневого обучения  - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, а также адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.  Особенно это актуально для  коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevoe_obuchenie_v_shkole_dlya_detey_s_ovz.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Разноуровневое обучение в коррекционной школе

Лобашова Л.М.

учитель географии

Ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ является учебная деятельность. Она определяет уровень их психического развития, обеспечивает становление личности в целом. А когда идет речь о детях с ограниченными возможностями здоровья,  то вопросы учебной деятельности выходят на первый план.

Эти дети  необычные. Они внешне не отличаются от своих сверстников, но отличаются рядом особенностей, таких как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т.п. Но проявляются эти особенности у разных детей по-разному. У одних  максимальная концентрация внимания и работоспособность проявляются в начале выполнения задания, и снижаются  по мере продолжения работы, у других детей с ОВЗ сосредоточение внимания наступает лишь после начала выполнения задания. А вот у третьих отмечаются периодические колебания и неравномерная работоспособность на протяжении выполнения задания.

Практически у всех таких детей имеются проблемы восприятия. Об этом говорит ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Целостный образ формируется замедленно. Ребенок не все замечает в окружающем мире, не видит многое при демонстрации педагогом наглядных пособий.

Особенно следует отметить недостатки в восприятии пространства (направления или расположения отдельных элементов). Недостатки данного вида восприятия затрудняет обучение географии.

У всех детей с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, касается это всех видов запоминания. Прежде всего, страдает прочность запоминания, касающаяся как наглядного, так и словесного материала.

Отставание обнаруживается у  учащихся и в развитии мыслительной деятельности. Выражено это в деформации операций анализа-синтеза, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщения. Учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении многих предметов, в том числе и географии. Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Все эти проблемы, да и многие другие, приводят к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все эти проблемы тормозят накопление у них разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает учащимся преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля - как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. Главным в организации занятий является учет индивидуальных возможностей детей.

Трудность занятий должна возрастать постепенно по мере возрастания возможности детей.

Задания не должны быть растянуты во времени, ученик должен видеть результаты работы. Важна и значимость заданий, поэтому не помешает дополнительная стимуляция учащихся (похвала, словесное стимулирование, организация соревнования.)

  Считается, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Разноуровневое обучение подразумевает учет личных способностей и возможностей учащихся, которые гарантирует усвоение базисного ядра школьной программы.

Необходимо учитывать:

-  индивидуальные особенности  ребенка (темперамент, характер, способности);

- развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, воли, чувств, эмоций);

-  опыт, включающий знания, умения, привычки.

Педагог должен условно делить класс на группы по возможностям детей усваивать материал, однородностью возникающих трудностей и причинами, лежащими в основе этих трудностей.  Количество групп может быть различно, обычно 3-4..

Сразу, без обследования, разделить на группы нельзя. Это деление проходит к концу 6 класса, когда учитель уже познакомился с детьми, определил уровень интереса и мотивации  к изучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. Проходят срезовые работы и на их основании, и  на основании наблюдений за детьми составляются диагностические карты, в которых дети делятся на три группы: высоко мотивированные ученики, среднемотивированные ученики и слабые учащиеся.  Эти группы могут изменяться, учащиеся вполне могут перейти из одной группы в другую.

           Наиболее ярко выражен разноуровневый подход при выполнении домашней работы, на этапе закрепления изученного материала, и во время контроля за усвоенностью учебной программы.

Из опыта своей работы и работы коллег я вывела  несколько вариантов работ.

  1. Задания в нескольких вариантах, по количеству групп: облегчённый, средний и повышенный (на выбор учащемуся);
  2. Задание общее для всего класса, но с системой дополнительных заданий разной трудности;
  3. Индивидуальные задания;
  4. Задания, разные для разных групп, по выбору учителя.
  5. Задания в двух равноценных вариантах, с дополнительными заданиями возрастающей сложности;
  6. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Разноуровневый подход можно применять и при объяснении нового материала. Здесь требуется подготовительная работа в виде заданий учащимся. Урок в данном случае будет строиться на основе сообщения детей. Учитель только корректирует сообщения, объясняет наиболее трудные аспекты темы.

Литература

1.Д ушина И. В. Методика и технология обучения географии. – М.: Ас-

трель, 2002.

2.Коджаспирова Г. М., Коджаспир ов А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000.

3.Медведева А. В. Уровневые задания при проверке знаний // География в школе. – 2004. –    № 6. – С. 62–68.

 4. Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с    ОВЗ   Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  

5.Терещук Г. В. Дифференцированные задания как средство индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство. – 1992. – № 11–12. –С. 8–11.

6.Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....