урок "Мировой Океан и его части"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Петрова Екатерина Александровна

 Используется для изучения нового материала. Увлекательное путешествие с командой "Кусто"  в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока894.5 КБ
Microsoft Office document icon инструктивная карта874.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мировой океан

Цель:

Сформировать представления о Мировом океане, водных массах и их свойствах.

Задачи урока:

1. Продолжить формировать знания о свойствах вод Мирового океана.

2. Изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана.

3. Способствовать самостоятельному выявлению учениками закономерности изменения свойств вод Мирового океана.

Понятийно - категорийный аппарат усвоения:

Океанические течения, свойства вод Мирового океана.

      Тип урока: комбинированый

      Методы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический метод 

       Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная

      Средства обучения:

Карта полушарий или физическая карта мира; раздаточный материал, презентация

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление материала.
  4. Домашнее задание.

  1. Организационный момент. ( на доске)

Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,

А, огромный …

(океан) (объявляется тема и цель урока)

   На сегодняшнем уроке мы с Вами совершим увлекательное путешествие в водных просторах Мирового океана. Но для начала путешествия мы должны быть уверены что готовы к нему, для этого выполним ряд заданий.

Задание 1. Найди соответствие

1) Залив

А) Относительно узкое водное пространство, соединяющее соседние водные акватории и разделяющие какие-либо части суши

2) море

Б) Составная часть океанов ,вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен с их основными частями

3) пролив

В) Малые и большие части океанов, разделенные сушей, островами или подводными возвышенностями

Задание 2. Ученикам раздаются карточки с заданиями для закрепления ранее изученного материала. (работа в паре)

Пара 1.

 Какое понятие объединяет эти названия?

Мадагаскар –

Великобритания –

Калимантан –

Новая Земля –

Ответ: острова

Пара  2. Какие понятия объединяют эти названия?

Черное –

Средиземное –

Балтийское –

Ответ: внутренние моря

Пара 3. Найдите аналогию?

Японское море – Японские острова;

Берингово море – …

Ответ: Алеутские острова

Пара 4. Часть – целое?

Полуостров Сомали – Африка;

Полуостров Индостан – …

Ответ: Евразия

Пара  5. Найдите аналогию:

Карибское море – Антильские острова;

Южно-Китайское море …

Ответ: Тихий океан

Пара 6. Уберите лишнее:

Черное море –

Балтийское море –

Карибское море –

Ответ: Карибское море внешнее

Пара  7. Найдите аналогию:

Гвинейский залив – Африка;

Мексиканский залив – …

Ответ: Северная Америка

Пара  8. Какое понятие объединяет эти названия?

Берингов –

Гибралтарский –

Дрейка –

Ответ: Пролив

Пара 9. Какие понятия объединяют эти названия?

Карское –

Лаптевых –

Чукотское –

Ответ: моря

Пара 10. Найдите аналогию:

Бенгальский залив – полуостров Индостан;

Бискайский залив – …

Ответ: Пиренейский полуостров

        Каждому ученику выдается карта-бланк для изучения материала. Учащиеся выполняют задания, пользуясь картами атласа, справочниками и рассказом учителя.

  1. Изучение нового материала.

Воды Мирового океана (индивидуальная карта-бланк)

Уважаемый исследователь!

Сегодня ты совершишь путешествие с Ж. И. Кусто на его легендарном корабле «Каллипсо».

 Целевая установка: во время путешествия ты узнаешь о свойствах океанских вод, проводить наблюдения, и в конце путешествия тебя ждет небольшое испытание, которое покажет, насколько внимателен ты был.

Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, результаты в судовой журнал. Желаем тебе приятного путешествия.

Шаг 1        

Начинается долгое, но интереснейшее путешествие вокруг Земли вместе с экипажем «Каллипсо». Проведи наблюдения за изменениями температуры поверхностных вод с помощью карт атласа. Запиши данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных.

90 с. ш. - …(-1,7)

60 с. ш. - …(+4,8)

30  с. ш. - …(+21)

0 с. ш. - …(+27)

Проанализируй данные и запиши вывод. (Температура воды у поверхности понижается от экватора к полюсам)

Шаг 2

Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующими изменения температуры воды с глубиной:

0 м -  +16С

200 м - +15,5С

1000 м - +3,8С

5000 м - +2,5С

Подумай над этими цифрами и запиши вывод, а также отобрази в графике ход температуры. Найди в тексте учебника какие ещё факторы могут влиять на температуру воды в глубинах океана(Солнце прогревает только верхние слои воды Мирового океана. В целом с глубиной температура воды становится ниже.)

Шаг 3

Наша экспедиция, совершая кругосветное плавание, проводила наблюдения не только за температурой, но и за соленостью морских вод. Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.

Соленость вод в промилле:

Экваториальные широты  ...(34)

Тропические широты   ...(36)

Умеренные широты  ...(33)

Шаг 4

В некоторых широтах мы не имели возможности всплыть из-за постоянного ледяного покрова, бывали случаи, когда мы чуть не сталкивались с айсбергами. Но в сильной спешке и в некоторой панике мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстанови события и сделай соответствующие записи в судовой журнал.

Шаг 5

Наша лодка быстро шла вперед, рассекая водные массы. Перечисли виды движения океанической воды, дай им определения. Узнай в учебнике и запиши определения.

III. Закрепление материала.

 Шаг 6. Самоконтроль

  1. Выбери правильный ответ. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается;

б) не изменяется;

в) повышается.

2.   Каким образом и в связи, с чем изменяется температура океанской воды с глубиной?

3.   Где соленость выше: около Антарктиды или в Северном Ледовитом океане?

IV. Домашнее задание. Нанести на контурную карту Систему поверхностных течений      Мирового океана. Параграф 12 (?)



Предварительный просмотр:

Воды Мирового океана (индивидуальная карта-бланк)

Уважаемый исследователь!

Сегодня ты совершишь путешествие с Ж. И. Кусто на его легендарном корабле «Каллипсо».

 Целевая установка: во время путешествия ты узнаешь о свойствах океанских вод, проводить наблюдения, и в конце путешествия тебя ждет небольшое испытание, которое покажет, насколько внимателен ты был.

Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, результаты в судовой журнал( рабочую тетрадь). Желаем тебе приятного путешествия.

Шаг 1        

Начинается долгое, но интереснейшее путешествие вокруг Земли вместе с экипажем «Каллипсо». Проведи наблюдения за изменениями температуры поверхностных вод с помощью карты. Запиши данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных.

90 с. ш. - …(?)

60 с. ш. - …(?)

30  с. ш. - …(?)

0 с. ш. - …(?)

Проанализируй данные и запиши вывод.

Шаг 2

Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующими изменения температуры воды с глубиной:

0 м -  +16С

200 м - +15,5С

1000 м - +3,8С

5000 м - +2,5С

Подумай над этими цифрами и запиши вывод, а также отобрази в графике ход температуры. Найди в тексте учебника какие ещё факторы могут влиять на температуру воды в глубинах океана

 

Шаг 3

Наша экспедиция, совершая кругосветное плавание, проводила наблюдения не только за температурой, но и за соленостью морских вод. Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.

Соленость вод в промилле:

Экваториальные широты  ...(?)

Тропические широты   ...(?)

Умеренные широты  ...(?)

Шаг 4

В некоторых широтах мы не имели возможности всплыть из-за постоянного ледяного покрова, бывали случаи, когда мы чуть не сталкивались с айсбергами. Но в сильной спешке и в некоторой панике мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстанови события и сделай соответствующие записи в судовой журнал.

Шаг 5

Наша лодка быстро шла вперед, рассекая водные массы. Перечисли виды движения океанической воды, дай им определения. Узнай в учебнике и запиши определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан и его части.

Разработка урока в 6 классе...

Интернет-ресурсы на уроках географии. "Мировой океан и его части».

При проведении   урока «Мировой океан и его части» рационально использовать  электронные образовательные ресурсы, находящиеся в сети Интернет.  Используемые Интернет – ресу...

"Мировой океан и его части" 6 класс

Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс...

Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс

  В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...

Мировой океан и его части

Данный материал может быть использован полностью и отдельными слайдами в любой теме из раздела "Гидросфера"....

Обобщающий урок в 6 классе по теме Мировой Океан и его части.

Учащиеся самостоятельно обобщают изученный материал, работают с атласами, заполняют таблицы.   Материал к уроку вызывает интерес к изучению географии....