"Развитие и размещение художественных промыслов на территории России"
методическая разработка по географии на тему

Рындина Елена Сергеевна

В курсе географии 8 класса мы изучаем народние промыслы России. В своем реферате я не только даю характеристику этим промыслам, но и даю рекомендации по использованию нетрадиционных форм обучения на уроках географии, знакомя учащихся с народними промыслами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов»

"Развитие и размещение

художественных промыслов на территории России"

Выполнила:
Рындина Елена Сергеевна
учитель географии
МОУ «Комсомольская
средняя общеобразовательная школа
Белгородского района
Белгородской области

Белгород
2011

Содержание:
Ведение                                                                                                                     3                                                                                                        
Глава I.  Художественные промыслы как одна из отраслей специализации Российской Федерации.

а. Художественные промыслы и их сущность

б. Исторические корни художественных промыслов нашей страны

в. Размещение художественных промыслов на территории РФ

г. Специфика художественных промыслов как отраслей специализации

д. Сохранение народных художественных промыслов и перспективы их развития

Глава II. Использование нетрадиционных форм обучения, знакомящих учащихся  с географией народных промыслов России.

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Целью данной работы  являлось изучение художественных промыслов Российской Федерации, их развития и размещения на ее территории, а также анализ экономической деятельности предприятий, занимающихся выпуском изделий художественных промыслов.

Задачи:

- познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, развития и размещения;

- воспитывать патриотизм;

- вести профессиональную ориентацию

Глава 1. Художественные промыслы как одна из отраслей специализации

Российской Федерации

а. Художественные промыслы и их сущность

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами.

Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.

Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало.

Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.

Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды.

Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.

В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.

Положение художественных промыслов РФ закреплено Федеральным законом

РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года. В статье третьей рассматриваются основные понятия, используемые для целей данного закона. Там же дается определение непосредственно художественных промыслов: «Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.»

Под изделием народного художественного промысла понимается «...художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.»

Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера:

«Мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями».

Таким образом, Федеральным законом устанавливается статус народных художественных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, не стоит забывать, что они также являются и производством.

Эта новая перспективная форма производства позволяет приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства.

б. Исторические корни художественных промыслов нашей страны

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами.

Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной.

Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.

Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.

К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников- камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера- холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (в частности, браное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело». Основным видом искусства являлось древнерусское шитье — вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.

Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.        В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство.

Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение.

Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции.

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-

Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.

XVII век — начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться доманее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Некоторые из них были надомными, производили товар «на скупщика» (вологодское кружевоплетение, ювелирное дело Красного Села). В других случаях промысел составлял крупное производство фабричного типа — мануфактуру (керамическое производство Гжели, набойка Павловского Посада).

Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерсике, в которых работали их крепостные, изготовляя на подажу ковры, кружево, узорные ткани.

Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов. Таквы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы. вятский кружевной промысел и другие. Многие из них стали обслуживать город, испытывая при этом сильное влияние «ученого» искусства того времени. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народыне вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производства оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы.

Поддержать художественные промыслы, оградить кустаря от эксплуатации скупщика неоднократно пытались губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 году был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства.

Однако все попытки облегчить положение кустаря, защитить народные промыслы от чужеродных влияний, вторжения в них чуждых народу «пошибов» и мещанских вкусов были обречены на провал. Слишком незначительны были все земские мероприятия по сравнению с огромным размахом деятельности кустарной России, подверженной законам капиталистического развития.

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели.

Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы уже известный Кустарный музей.

В 1925 году на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные.

В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно- исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.

Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников.

В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

в. Размещение художественных промыслов на территории РФ

Говоря о предприятиях, занимающихся производством изделий народных художественных промыслов, невольно касаешься их исторически сложившихся особенностей размещения на территории РФ. В Федеральном законе, упоминавшемся в первой главе данной работы, дается определение места, на котором размещается тот или иной промысел: «Место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.»

Согласно этому определению, целесообразно рассмотреть основные предприятия России, занимающиеся художественной промысловой деятельностью.

С давних времен в России была широко известна семеновская деревянная ложка с особым типом росписи. Именно на основе традиции ложечной росписи в 1930-е годы возникло производство семеновской токарной матрешки. В настоящее время ее выпускает фабрика «Семеновская роспись», созданная в 1970 году на базе фабрики «Сувенир».

Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол, стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи — букетик цветов в руках у матрешки.

Фабрика изготавливает также сувенирные игрушки, берестяные и инкрустированные соломкой изделия, подставки, бочата, кадочки, ковши, бураки. семеновская игрушка — один из наиболее известных русских сувениров.

Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны.

«Городецкая роспись»

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края, появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях, расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки (круглые коробки) и детские стульчики.

Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье.

Но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь» с необыкновенной, смело изогнутой и подчеркнуто вытянутой шеей. Художники часто используют в росписи сюжеты из городской жизни. Мастера любят изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками).

Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению.

В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. На фабрике работает иконописная мастерская, в которой искусно возрождается технология иконописи XIV века.

Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи известен не только в России, но и во многих странах мира.

«Хохломская роспись»

Север Нижегородской губернии издавна знаменит мастерством обработки дерева. Именно здесь во второй половине XVII века в Семеновском округе в деревнях близ торгового села Хохлома возник один из замечательных русских народных промыслов — изготовление деревянной токарной посуды с декоративной росписью, получившей название «хохломской». Первые упоминания о расписной посуде относятся к 1659 году.

Особые технологические приемы и своеобразие хохломской росписи сложились в XIX веке, а с начала XX века промысел сосредоточился в двух центрах — в городе Семенове и поселке Семине.

В 1931 году в городе Семенове было основано предприятие по выпуску изделий с хохломской росписью, на базе которого в 1971 году создано крупное художественное объединение «Хохломская роспись».

В ассортименте объединения более 200 наименований изделий. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, резные ковши и братины (ковши для вина), расписная мебель, подсвечники, панно, вазы, поставки, бочата.

Творческая лаборатория, организованная в 1964 году ведущими художниками промысла, ежегодно разрабатывает 20-25 новых видов изделий. В объединении ведется работа по совершенствованию технологий, создаются новые композиции хохломского орнамента.

На промысле работает более 400 художников, из них 200 человек — высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность искусства хохломы и разрабатывающие авторские уникальные изделия. К творческой работе привлекается все больше талантливой молодежи.

Молодому поколению художников передают секреты мастерства настоящие профессионалы. Многие из них удостоены почетных званий лауреатов Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина, заслуженных работников культуры, заслуженных и народных художников Российской Федерации.

"Хохломской художник"

Всемирно известная хохломская роспись родилась в крестьянском быту лесных деревень Заволжья.

Традиции искусства росписи деревянных изделий продолжают развиваться на Ковернинском ТПО «Хохломской художник», которое возникло в марте 1919 года на родине хохломского промысла. Выработанная веками оригинальная техника «золотой» окраски изделий сохранилась до настоящего времени. Классическое сочетание золота с киноварью и черным цветом, составляющее основу колорита хохломских изделий, мастера тактично дополняют коричневым, желтым и зеленым цветами. Художники промысла используют кистевые приемы письма без применения трафарета или предварительного нанесения рисунка. Наиболее характерным является тонкое «травное письмо».

         Ассортимент изделий насчитывает более 140 наименований. Это поставки, бочата, чаши, братины, наборы для супа, салата, резные ковши, а также расписная мебель — журнальные столики, табуреты. Изделия, выпускаемые объединением, украшают интерьеры жилых помещений, их дарят близким с пожеланием счастья, они стали популярными русскими сувенирами.

«Богородский резчик»

Богородская резьба по дереву — знаменитый народный промысел Подмосковья, зародившийся в середине XVII века в селе Богородское, расположенном вблизи от знаменитого Троице-Сергиева монастыря.

Многим с детства знакома богородская игрушка из белой не-окрашенной древесины липы. Особенно интересны изделия с движением — на планках, с балансом и кнопкой. Такие незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления преображают игрушку, как бы оживляют ее, делают выразительной и привлекательной.

Игрушка «Кузнецы» стала символом промысла. Стоит подвигать планками — и тут же начинается бойкая работа, в такт застучат по наковальне молоточки. Изображение этой игрушки является в настоящее время зарегистрированным товарным знаком предприятия «Богородский резчик». В 1913 году в селе Богородское при поддержке земства была организована Кустарная игрушечно- резная артель, которая в 1923 году получила название «Богородский резчик». В 1961 году артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы, а в 1993 году предприятие вновь получило название «Богородский резчик».

В настоящее время 200 мастеров предприятия — резчиков по дереву, росписчиков, сборщиков игрушек — выпускают более 500 наименований изделий: произведения мелкой пластики, игрушки традиционных форм, декоративную скульптуру. Ежегодно осваивается более 50 новых видов продукции.

Многообразны сюжеты и формы современной богородской резьбы. В последнее время на предприятии возрождается сергиево-посадская традиция многоцветной росписи резных изделий.

Народный промысел «Богородский резчик» знаменит не только в России, но и далеко за ее пределами.

 «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка — одно из уникальных явлений народного искусства России. Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне — район города Кирова). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре.

Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая орнаментальная роспись обусловили непреходящее художественное значение глиняных фигурок, уже переставших выполнять роль игрушек и прочно вошедших в современный быт в качестве украшения жилого интерьера. Наиболее характерны женские фигуры — "барышни", "кормилицы", "водоноски". Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни; декоративной скульптуре, изображающей птиц и животных.

Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону. В основе росписи — геометрический орнамент из колец, овалов и клеток и яркая контрастная цветовая гамма синего и желтого, малинового и зеленого, черного и белого, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги — потали. Творческий потенциал коллектива промысла достаточно высок. Его славу составили заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты Государственной премии Российской Федерации имени И. Е. Репина, потомственные династии ведущих мастериц. Блестящие образцы дымковской игрушки экспонируются на отечественных и международных выставках, хранятся в ведущих музеях страны и мира.

 «Жестовская фабрика декоративных изделий»

Жостово Мытищинского района Московской области — центр прославленного русского художественного промысла, возникшего в 1825 году на основе производства лаковых изделий из папье-маше и лакированных железных подносов с сюжетной и цветочной росписью.

Обаяние искусства Жостова — в искренности и непосредственности содержания, выразительности художественных приемов. Для жостовских мастеров характерно умение находить удачное цветовое решение и точные средства декоративного языка для отображения природы, успешно сочетать отдельные детали живописи друг с другом и роспись подноса с его формой.

В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей и, конечно, русской тройки. Однако визитной карточкой жостовской росписи остается букет. Реально существующие и рожденные фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и гирляндами на черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы, поэтому повтор или стандартизация исключаются.

На промысле работают потомственные мастера, семейные династии, есть свои формы обучения преемственности художественного ремесла.

Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года промысел включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

«Гжель»

Производство гончарных изделий с многоцветной глазурью (майолика) возникло в середине XVIII века. Позднее майолику сменил фарфор и полуфаянс.

В XIX веке гжельский промысел был центральным в России в производстве фарфорофаянсовых изделий.

Объединение «Гжель» за долгие годы накопило бесценный опыт в разработке и изготовлении керамических изделий для использования в быту и оформления интерьеров. Сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцовые печи, камины и фрагменты каминов придадут любому интерьеру торжественный вид или камерный домашний уют. Кобальтовая подглазурная роспись вечна, так как защищена глазурью и обладает удивительным свойством благоприятно воздействовать на человека.

Неограниченные возможности в производстве изделий из фарфора, гончарных и шамотных масс являются залогом успеха в реализации любого проекта по оформлению интерьеров и внешнего вида зданий. Керамические изделия, обожженные при высоких температурах, когда происходит полное спекание частиц глины, морозоустойчивы и водонепроницаемы.

Подарочные надписи, семейные гербы и фамильные вензеля на посуде и художественных изделиях, керамические панно для фасада, фонтаны, садово- парковые скульптуры — все это могут разработать и воплотить в материале на самом высоком художественном уровне исполнения ведущие специалисты объединения.

г. Специфика художественных промыслов как отраслей специализации

Говоря о современных художественных промыслах, я упомянула об основных традициях народного изобразительного искусства, которые должны быть максимально закреплены в художественных производствах. Остановимся на характеристике этих традиций, определяющих специфику художественных промыслов как отраслей специализации.

Естественной функцией народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий.

Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными качествами. На практике это привело к тому, что наряду с безликими машинными предметами обихода, в нашем быту появилось множество художественного «мусора» — безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни к чему не приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и проблемой промыслов — с другой. Теперь очевидна правота тех специалистов, которые настаивали на необходимости сохранения утилитарного характера выпускаемой промыслами продукции.

Другая, не менее противоречащая традициям народного искусства оплошность заключалась в усиленном поиске путей осовременивания образного языка выпускаемых промыслами изделий. Такая постановка вопроса должна быть раз и навсегда признана абсурдной, ибо все то ценное, что мы наследуем от народного изобразительного искусства, приходит к нам в виде конкретной художественной традиции, ассортимента, формы, декора произведений, сохранять и органично развивать которые промыслы обязаны в первую очередь.

Специфическая особенность продукции народных художественных промыслов заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту.

Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются какие-либо специальные формы обучения: свойства и возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно- ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров.

Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.

Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.

д. Сохранение народных художественных промыслов и перспективы их развития

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

В настоящее время Ассоциация объединяет более 250 организаций народных художественных промыслов из 62 регионов страны. Среди них всемирно известные, составляющие национальную гордость России центры народного искусства, которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и сольвычегодскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские, чукотские и тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и жостовские подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский фарфор, уникальные изделия златоустовских и тульских оружейников, изделия узорного художественного ткачества и вышивки.

Отраслевая наука в Ассоциации представлена Московским НИИ художественной промышленности, включающим Музей народного искусства с его уникальной коллекцией произведений народных мастеров, и Нижегородским научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом. В

Ассоциацию входят 10 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для предприятий промыслов, и несколько специализированных магазинов-салонов.

Ассоциацией разработан широкий комплекс предложений к законодательным и нормативным актам по оказанию промыслам значительной государственной поддержки, позволивших предотвратить процесс распада многих творческих коллективов, а также подготовлен проект федерального закона «О народных художественных промыслах». В 1998 году была завершена работа над проектом федеральной целевой программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов России на период до 2005 года».

Такова борьба Ассоциации за процветание и развитие гордости российской самобытной культуры.

Активное привлечение Ассоциацией художников промыслов к участию в отечественных и зарубежных выставках, тематических смотрах и конкурсах, к выполнению уникальных работ для музеев и выставок способствует развитию промыслов, росту профессионализма мастеров.В последние годы событиями большого культурного значения стали выставки народных художественных промыслов России в честь 220-летия вхождения Северной Осетии в состав России, 900-летия Рязани, 100-летия со дня рождения С. А. Есенина, 100-летия Нижегородской ярмарки, а также экспозиции, организованные для дипломатических представительств и вМемориальном комплексе «Поклонная гора».

На республиканской выставке-ярмарке «Народные художественные промыслы России — 850-летию Москвы», состоявшейся в 1997 году, было представлено около 2000 художественных изделий более 100 промыслов многих республик, краев и областей Российской Федерации. Неизменное восхищение посетителей выставки и специалистов вызывали кружевное панно вологодских мастериц «Храм Христа Спасителя», златоустовское клинковое оружие, украшенное золотой и серебряной насечкой, высокохудожественные шкатулки, кубки, холмогорская ажурная резьба по кости, многофигурные скульптурные композиции тобольских косторезов, художественная лаковая миниатюра традиционных центров Палеха, Федоскина, Мстеры, Холуя, хохломская и городецкая роспись по дереву, фарфор Гжели, Кисловодска, Вербилок, керамика Скопина, богородская резная скульптура из дерева, строчевышитые изделия различных регионов России. Юбилей Москвы стал темой, объединившей творческие замыслы народных мастеров Российской Федерации.

Для повышения творческой активности одаренной молодежи Ассоциация ежегодно с 1990 года совместно с Международным гуманитарным фондом «Знание» и Политехническим музеем проводит смотр-конкурс «Молодые дарования».

В последние годы в связи с ростом национального самосознания в творчестве народных мастеров все более явственными стали обращение к истокам художественных традиций промыслов, желание восстановить утраченные техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы. Большое внимание уделяется изготовлению предметов культового назначения. Целенаправленно и успешно трудятся над возрождением утраченных технологий традиционной иконописи народные мастера Хохломы, Городца, Вологды, Ростова. Мастера промыслов приняли активное участие во II Международной выставке «Православная книга и церковное искусство», проведенной в Государственной Третьяковской галерее.

В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данной главы. В ней были рассмотрены исторические предпосылки зарождения народных художественных промыслов, описано их текущее состояние и проведен анализ работы современной организации по защите и обеспечению развития современных народных художественных промыслов.



Глава 2.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно – прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от  отца к сыну, от матери к дочери.
За последние годы усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства.

В восьмых и девятых  классах при изучении географических районов в учебнике «География России» упоминаются народные промыслы, получившие развитие в той или иной местности. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России.

В своей практической деятельности мною был проведен цикл уроков по изучению народных промыслов России. Существует несколько вариантов проведения данных уроков -  урок –конференция, урок-путешествие, но наибольший интерес у учащихся вызвал урок с применением метапредметных принципов стандартов второго поколения. На таком уроке учащиеся не только изучают народные промыслы, их размещение и развитие, но еще и сами становятся подмастерьями, осваивая приемы изображения орнамента или лепки. На таком уроке в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, урок  сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

В восьмых и девятых классах на уроках географии мы изучаем экономику России (в восьмом классе — природу). Еще летом, при выборе учебника и составлении программы мною обращалось внимание на темы, при изучении которых возникает чувство гордости за свою Родину. При подготовке к урокам, стараюсь строить их таким образом, чтобы ученики чувствовали свою сопричастность к проблемам страны. Ведь знающий, активный, думающий, ищущий пути решения проблемы ученик — неравнодушный к судьбе своей Отчизны, уже наполовину патриот. Но самое главное, конечно качество знаний. Ведь не зря говорят «Патриотизм начинается с глубокого изучения своей Родины». Чтобы повысить качество знаний включаю в программу большое количество практических работ и социокультурные практикумы. А с целью повышения интереса к изучаемому материалу провожу внеурочную работу по предмету. Ребята оформили стенды, которые висят в рекреации у кабинета географии. По теме «Народные промыслы Центральной России» была собрана выставка изделий народных промыслов и показана во время вечера, который состоялся в рамках проводимой недели географии в школе. Сейчас закончен сбор материалов для следующих стендов. Мы приглашаем учителей литературы и музыки присоединиться к нам, с тем, чтобы вся рекреация третьего этажа была посвящена России, её географии, истории, литературному и музыкальному наследию. Воспитывая тем самым у учащихся чувство гордости за свою Родину. А так как невозможно эту работу остановить, бросить, то на следующий год мною уже планируются с ребятами походы, поездки по Белгородской  области с целью более близкого знакомства со своим краем, своей малой родиной, продолжая воспитывать тем самым чувство патриотизма у наших детей.

Активно используются на таких уроках интерактивные технологии – презентации, электронные и спутниковые карты, слайды.

Заключение

Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.

Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, где-то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки. Навсегда покидают зеленые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты , исчезают древние языки и обычаи многих народов, да и сами народы остаются подчас лишь как отзвук далекого прошлого в мифах и легендах. Но ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные м испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к красоте.

Для выживания надо было не так уж много – грубая шкура, дающая тепло, примитивные орудия труда, немногочисленная утварь, пещера, с надежно прикрытым входом.

Но в тяжелейших условиях с удивительной быстротой уже первые жители Земли зачем-то постигали законы гармонии и стремились делать не только нужные, но и выразительные по форме , украшенные пусть даже самым примитивным орнаментом предметы.

Не зря во все времена мастера повторяли, что материал не грубее ремесленника и порой может сам подсказать, для чего предназначен.

Может быть, в это м одна из загадок вечности всех возникших когда-то на Земле ремесел? И то, что смогли сохранить люди, сохранили дерево, камень, глина, руда, тонкие как паутина, волокна льна и шелка? Наверное, это самое реальное волшебство и в него стоит поверить.

Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения как высокого класса, так и  ничем особо не примечательные изделия. Они из дерева, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора.

Мебель, табакерки, браслеты из слоновой кости, перстни с гранатами, медные гравюры, чеканка, гобелены, сервизы, кувшины для воды, всевозможные статуэтки. А на улицах и площадях буквально все, начиная от кирпичей в старинных зданиях до парковых оград, решеток и витражей в соборах, - все это дело рук известных на весь мир или безвестных мастеров.

И если самые древние из предметов и сооружений сохранились до наших дней, разве это не грань вечности, в которой навсегда останется и сам мастер – вдохновленный своим мастерством человек?

В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете- растворенная в тысячелетиях  память народа, не писанная, но сохраненная история его жизни и труда.

Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы.

Список  литературы:

  1. Амбросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости, рогу.- М.: Высшая школа, 1984.
  2. Гранько Н.М., Шантырь О.В. Ручное и машинное вышивание. – Минск, 1983
  3. География в школе. - №1. – 1999. - №5. – 2000.
  4. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994
  5. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. Рукоделие. М., 1959
  6. Логинов В., Скальский Ю. Эта звонкая сказка – Гжель. – М.: Сварог, 1994.
  7. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1981
  8. Мидованский. Песнь жар-птицы. – М.: Детгиз, 1987
  9. Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999
  10. Фролов Е. Чистый источник. – М, 1990
  11. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размещение предприятий на территории России"

Данный урок позволяет учащимся полностью раскрыть свои возможности. Почувствовать себя в роли директора предприятия, вспомнить термины, города, принципы размещения предприятий. Это урок- деловая игра...

Художественные промыслы России

Презентация открытого урока...

"Народные художественные промыслы России", урок по географии для учащихся 9 класса.

Учитель ставит целью познакомитьучащихся  с географией народных промыслов России, развить нравственные и эстетические чувства, способствовать направлению на профессиональную ориентацию. Использов...

Народные художественные промыслы России

Народные художественные промыслы России:от прошлого к настоящему Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий,  неотъемлемая...

Рабочая программа по спецкурсу "Художественные промыслы России" в 5-6 классах

Рабочая программа по спецкурсу "Художественные промыслы России" в 5-6 классах...

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России (Мезеньская роспись) по программе Б.М. Неменского

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных народных промыслов России (Мезеньская роспись) знакомит детей с историей возникновения Мезеньской росп...

Народные художественные промыслы России. "Золотые травы Хохломы"

Хохломская роспись,Алых ягод россыпь,Отголоски летаВ зелени травы.Рощи, перелески,Шелковые всплески,Солнечно-медовойЗолотой листвы. Презентация о холмлгорской росписи....