ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "НРАВЫ НАРОДОВ РОССИИ"
элективный курс по географии (9 класс) по теме

Тураева Марина Викторовна

Программа элективного курса «Нравы – народов России» предназначена для учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 1час в неделю. 17  часов в год.
Содержание курса позволяет познакомить учащихся с многообразием народов России,  с их нравами: традициями, обычаями, обрядами, промыслом. Курс дает возможность учащимся получить углубленные знания при изучении географических районов России, население и хозяйство России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ

ПО ТЕМЕ

«НРАВЫ – НАРОДОВ РОССИИ»

для  учащихся 9  классов

Автор: Тураева Марина Викторовна

учитель  географии ГБОУ СОШ  с.Хворостянка

Самарской области


Пояснительная записка.
Программа элективного курса «
Нравы – народов России» предназначена для учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 1час в неделю. 17  часов в год.
Содержание курса позволяет познакомить учащихся с многообразием народов России,  с их нравами: традициями, обычаями, обрядами, промыслом. Курс дает возможность учащимся получить углубленные знания при изучении географических районов России, население и хозяйство России.

Цель:        
-
 формирование представления об этнокультурном многообразии регионов и народов России; воспитание чувства гордости за многонациональный российский народ.
- изучение современных информационных технологий, в том числе пользование компьютером и Интернет.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную, индивидуальную или коллективную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. В результате изучения курса учащиеся получают:

 Знания: народные промыслы, получившие развитие в той или иной местности, обряды народов России.

Навыки: пользования компьютерной техникой, Интернет, презентация, принятие решений, решение проблем, чтение карты.

Умения: анализ и синтез информации. Межличностное общение. Навыки пользования компьютерной техникой, Интернет, презентация, принятие решений, решение проблем, чтение карты.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с этнокультурными особенностями регионов России.
  • Дать представление о культурно-историческом и социально-экономическом вкладе каждого народа в общее развитие Российской Федерации.
  • Создать условия для развития творческой активности учащихся.
  • Способствовать формированию чувства патриотизма.

     Текущий контроль осуществляется в форме тестов, а итоговый контроль в форме творческой работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Важнейшую роль в изучении курса играет принцип наглядности. Велико значение информационных технологий при подготовке к занятиям и их проведении. Занятия целесообразно строить в форме обсуждений, семинаров, групповой работы. Материал программы обладает широкими возможностями формирования познавательных общеучебных действий: при проведении сравнительного оценивания, выявления причинно-следственных связей метапредметного характера.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • уметь вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения.

Регулятивные УУД:

  • умение планировать свои действия;
  • умение работать по предложенному плану;
  • умение  оценивать и  корректировать свою работу.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

Оценка результатов освоения программы.

Каждый учащийся должен в ходе изучения дисциплины выполнить мини-проект посвященный одному из регионов России, и представить его в форме мультимедийной презентации. Защита мини-проектов и их оценивание проводятся непосредственно на уроках. По итогам изучения курса учащимся предлагается изложить свои индивидуальные впечатления об этнокультурном многообразии Росс в форме эссе. Конкурс эссе проводится на заключительном занятии.

Техническое оснащение кабинета: нетбуки ,мультимедиа проектр, интерактивна доска.

Учебно–тематический план.
Введение.  Работа с картой
1. Европейский Север и Северо-Запад. Творческий отчет.
2. Центральная Россия. Работа в группах
3. Урало-Поволжье. Работа с дополнительной литературой.
4 Европейский Юг. Презентации.
5 Западная и Восточная Сибирь.  Сообщения.
6 Дальний Восток. Конкурс эссе.
    Итого:  17  часов.

Содержание программы.

Введение в предмет. (1 час)

Территориальный и национальный принципы административно-территориального устройства России. Классификация народов России.

Тема 1. Европейский Север и Северо-Запад. (3 часа)

Северная столица и ее окружение. Северная Пальмира. Музей и дворцовые комплексы Санкт-Петербурга. «Серебряное кольцо России» - памятники русского зодчества. (Великий Новгород, Псков, Старая Русса, Старая Ладога, Вологда и др.)

Озерный край (Карелия). Кижи. Православие старообрядчество, язычество. Традиционная музыкальная культура карелов. Карело-финский эпос «Калевала». Традиционное жилище: объединение жилых и хозяйственных построек.

 Между Онегой и Мезенью Поморы. Художественные промыслы и ремесла: берестяной промысел, холмогорская резьба по кости, северные козюли), Поморские сказки. Соловецкий монастырь. Земля коми-зырян. Особенности национальной кухни. Лечебная магия коми-зырян и коми-пермяков.

Тема 2. Центральная Россия. (3 часа)

Москва. Кремль и соборы. «Золотое кольцо России» - памятники русского зодчества.

Календарные праздники и обряды, фольклор. Художественные промыслы: Хохломская роспись, Палехская  миниатюра, Ростовская финифть, Владимирская вышивка и др.

Тема 3. Урало-Поволжье. (4 часа)

Удмурты, мордва, марийцы: Свадебные обряды удмуртов. Удмурдский праздник – «Гербер» Православие и традиционные культы мордвы и удмуртов. Священные молельные рощи. Православие и марийская традиционная религия: двоеверцы и чимари. Марийские праздники: У пучымыш (праздник новой каши), Шортйол (овечья нога).

Чуваши Провославие и язычество. Традиционная чувашская изба. Акатуй – весенний праздник посвященный земледелию.

На рубеже Европы и Азии. Уральский заводы и рудники. Уральские самоцветы.

Башкиры.  Башкирские национальные игры и виды спорта (аузарыш, кук – бурэ, коль-алыу), национальный музыкальный инструмент – курай. Башкирский лук. Ислам и традиционные верования. Башкирский сабантуй. Обряд наречения имени Исем Туйы.

Татары Этнические группы волго-уральских татар. Ислам в Татарстане. Праздник курбан-байрам. Кумыс – национальный напиток. Родинные и свадебные обряды татар. Казанский кремль.

Калмыки. Традиционное кочевое скотоводство. Калмыцкая кибитка. Калмыцкий чай. Героический эпос «Джангр». Джангариада – национально-спортивный праздник. Самый  большой в Европе буддийский храм. Праздники Зул и Цаган-Сар. Обряд удаления препятствий и продления жизни.

Тема 4. Европейский Юг. (2 часа)

Донские степи. Перекресток народов. Быт и традиции донских казаков. Культ коня. Целебные источники.

Республики северного Кавказа Мозаика народов. Общие корни карачаевцев и балкарцев. Традиционные поселения и жилища. Местные обычаи: побратимство, куначество, кровная месть. Многонациональное население Дагестана. Кубачи – крупнейший центр художественных ремесел. Лезгинка. Нравственные предписания и этикет. Военный характер народных игр. Северо-кавказский тип одежды.  Национальная кухня. Осетины. Традиционная архитектура. Нартский эпос.

Тема 5. Западная  и Восточная Сибирь. (2 часа)

Национальные округа Сибири  Обские Угры: ханты и манси (остяки и вогулы) Традиционные рыболовство, охота и оленеводство. Национальная одежда. Шаманизм – особая форма видения и познания мира. Спортивные игры ханты и манси (заячьи следы, выдра). Тундровые и лесные ненцы. Озеро Нумто (божье озеро)

Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия.  Бурханизм на Алтае. Музыкальные традиции: Кай – горловое пение алтайцев. Хоомей – искусство тувинского горлового пения. Промысловые, и скотоводческие обряды якутов. Культ Солнца в мифологии якутов. Исмах – праздник посвященный солнцу и обрядам плодородия.  

Тема 6. Дальний Восток. (1 час)

Аборигены Дальнего Востока. Оленные и береговые чукчи. Традиционная кухня: мясные продукты и сыроядение. Основная пища полярных зверобоев Декоративно-прикладное искусство. Миф о культурном герое – Вороне-творце. Обрядовые танцы эскимосов, чукчей, коряков, ительменов.

7. Календарно – тематическое планирование.

Тема занятия

1

Введение в предмет

2

Северная пальмира (Санкт-Петербург – культурная столица России)

Обычаи и традиции русского народа.

3

Серебряное кольцо России  (древние города-крепости Северо-запада России)

4

Озерный край (Карелия)

Семейные традиции и обряды.

5

Между Онегой и Мезенью

6

Москва. Кремль. Соборы и монастыри

7

«Золотое  кольцо России» - памятники русского зодчества.

Свадебные обряды

8

Художественные промыслы Центральной России.

9

Удмурты, мордва, марийцы и чуваши.

Свадебные традиции удмуртов, О празднике "Акатуй" (обряд, традиции)

10

Урал. На рубеже Европы и Азии.

11

Татары, башкиры.

Родинные обряды татар

Курбан-байрам

12

Калмыкия

13

Донские степи. Быт донских казаков.

Традиции донских казаков.
 Казак и родители

14

Республики Северного Кавказа. Мозаика народов.

15

Национальные округа Сибири

16

Алтай, Хакасия, Тыва, Бурятия, Якутия.

17

 Дальний Восток.

Литература:

  • Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 г.
  •  Удмурты: историко-этнографические очерки, - Ижевск. 1991.
  • Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003. – 105 с..
  •  http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=118 - ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ. Павел Захарович Фролов.
  • http://www.razdory-museum.ru/c_heathen-christ.html - Обряды и традиции казаков.
  •   http://www.portal-slovo.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Конспект урока по элективному курсу «Литература народов России» «Я не умер, башкиры!» (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)

Личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...