Урок на тему Географическое положение Дагестана 9 кл.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Гамзалов Айдемир Магомедович

 

 В данной разработке урока идет речь о необходимости проведения уроков географии Дагестана в оригинальной, нетрадиционной форме с использованием ИКТ. Проще, конечно, работать с готовыми интерактивными средствами обучения: с мультимедиа-дисками фирм «1С», «Кирилл и Мефодий» и с другими интерактивными наглядными пособиями. Но, к сожалению, по географии Дагестана пока ещё не созданы такие пособия. По этому, я предлагаю урок с использованием презентации и интернет-ресурсами Google Earth Планета Земля, как можно более конкретно изучить географическое положение нашей республики, района и своего села. На уроке можно также запланировать работу с Интернетом, а именно с поисковой системой. Найти через Интернет информацию о географическом объекте и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geopolozhenie_dagestana_-_urok_na_konkurs.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по географии Дагестана в  9 классе  на тему

 « Географическое положение Дагестана»

 (экономико- и политико-географическое положение)

        Цели: Изучить главные черты географического положения Дагестана и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Продолжить формировать умение уч-ся давать оценку физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения республики. Работа с контурными картами.

Развивающая цель: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою республику.

        Оборудование: физическая и политико-административная карты Дагестана, контурные карты, презентация, интернет-ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Как только в класс заходят все ученики, учитель приветствует их, и на экране появляются символы нашей республики: Герб, Гимн и Флаг. (слайд № 2) Звучит Гимн Дагестана. После этого уч-ся садятся на своих местах.

 Заранее подготовленный ученик читает стихотворение – эпиграф к уроку (слайд № 3)

Слова Р. Гамзатова «Мой Дагестан».

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

 Не молиться.

 Тебя ль не любить,

 Мне ль в станице твоей журавлиной

 Отколовшейся птицею быть!

 Дагестан, все, что люди мне дали,

 Я по чести с тобой разделю,

 Я свои ордена и медали

 На вершины твои приколю.

 Посвящу тебе звонкие гимны

 И слова, превращенные в стих,

 Только бурку лесов подари мне

 И папаху вершин снеговых!

        С помощью программы Google Earth Планета Земля находим Республику Дагестан.

На экране появляется земной шар, на которой постепенно приближаясь показывается место расположения нашей республики. (рис. 1)  

Рис. 1 Республика Дагестан.

2. Актуализация знаний. (подготовка к изучению нового материала)

Учитель: Сегодня мы начинаем  изучать географию своей республики. И начнем мы его с оценки физико-географического  и экономико-географического положение Дагестана.

- Давайте вспомним, что же такое ФГП? (положение по отношению к природным объектам: по отношению экватора, нулевого меридиану, к морям, к горам и другим объектам)

- Вспомните, что такое ЭГП? (это положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение: транспортным путям, государствам, сырьевым базам и т. д.)

3.  Изучение нового материала.

        Для изучения и закрепления новой темы уч-ся получают от учителя, заранее подготовленные контурные каты с заданиями по географии Дагестана.

 (см. приложение № 1.)

  1. Определим ФГП республики (слайд № 4-5):

- Площадь -50,3 тыс. км².

- Дагестан находится на стыке Европы и Азии и является самой южной частью России.

- Дагестан расположен на северо- восточных склонах Большого Кавказа и юго-западе Прикаспийской низменности, занимая крайнее южное положение в составе Российской Федерации в пределах 41º 11' и 44º 59' с. ш., 45º 07' и 48º 35' в. д.

      - Крайние точки Дагестана (слайд № 6-9.) (уч-ся по ходу объяснения темы заполняют к/карты.)

Крайние точки

Название и местонахождение

Координаты*

Северная

В сел. Мусса – мечеть на р. Кума

Южная

Вблизи горы Рагдан (4020)

Восточная

У устья реки Яламы, одного из рукавов реки Самур

Западная

К западу от сел. Ортатюбе (в 60 км к западу от сел. Терекли-Мектеб)

*Координаты уч-ся будут определят дома по атласам.

- С востока Дагестан омывается водами Каспийского моря (слайд № 10.) Береговая линия его слабо расчленена и имеет протяженность 530 км от устья р. Кумы на севере до устья р. Яламы на юге, протяженность сухопутных границ – 1181 км.

Вопрос: Какие заливы, полуострова и острова образуются здесь? (Аграханский и Кизлярский, Аграханский п-ов, острова: Чечень и Тюлений.)

- Протяженность: с севера на юг – 420 км, с запада на восток – 216 км; средняя высота над уровнем мря 1000 м; высшая точка – гора Базардюзю (4466 м); наиболее низкое место – (-26 м.) – в пределах Терско-Кумской низменности.

Дагестан отделяется от субъектов РФ и сопредельных государств естественными и условными границами.

  1. Определим ЭГП Дагестана (слайд № 11.)

Вопрос: В каком году образовалась ДАССР? (20.01.1921 г.) А в каком году она стала республикой (после распада СССР в 1991 г.)

Вопрос: Назовите соседей Дагестана. (Азербайджан (315 км), Грузия (150 км), Чечня (420 км), Ставропольский край (186 км), Калмыкия (110 км))

- Давайте сравним площадь Дагестана с некоторыми странами Европы и СНГ.

Вопрос: В какой части РФ находиться наша республика? (на юго-западной части) (слайд№ 12.)

Вопрос: В состав какого экономического района и федерального округа  РФ входит Дагестан? (Северо-Кавказский) (слайд № 13.)

Вопрос: Назовите и покажите на карте морские соседи нашей страны и республики на юге. (Казахстан, Туркмения, Иран)

- Отношение к соседям;

        Вопрос: Какое значение имеют отношения между граничащими друг с другом странами? (Дружественные отношения между граничащими друг с другом государствами способствуют мирному сосуществованию, развитию экономических и культурных связей между ними)

        

- Положение по отношению к транспортным магистралям страны: (слайд № 14.)

1)     Географическое положение Дагестана весьма выгодно. В далеком прошлом по низменности вдоль западного побережья Каспийского моря проходил путь, по которому шло переселение народов из Азии в Европу, и велась оживленная торговля.

2) В настоящее время через территорию республики проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы, соединяющие Российскую Федерацию с государствами Южного Кавказа и Юго-Западной Азии. Через Махачкалу идут также удобные морские пути, связывающие Россию с Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

- Изменения в ЭГП района.

1) С 1991 г. экономико-географическое положение Дагестана изменилось. В настоящее время оно в большой степени определяется существованием морских границ, окраинным, транзитным положением на крайнем юге Российской Федерации.

2) Значение экономико-географического положения республики, как важного фактора ее экономического развития, постепенно  возрастает, а связи со странами Каспийского региона расширяются.

- Численность населения по данным Росстата составляет 2 946 303 чел. (2013 г.).        - Плотность населения — 58,61 чел./км² (2013).

-  Городское население — 45,1 % (2013 г.).

 Дагестан показал самые высокие темпы прироста населения среди регионов России. К настоящему времени Дагестан занимает 13 место в России по численности населения субъектов Российской Федерации. (слайд № 15.)

- Административно-территориальное деление Дагестана (слайд № 16.)

В состав Дагестана входят 42 района 10 городов (Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни,  Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт,  Южно-Сухокумск) и

19 поселков городского типа, около 700 сельских поселений. Столица – Махачкала.

 На сравнительно небольшой территории Дагестана проживают представители более 60 национальностей. В этом числе 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках.

- Перспективы развития республики. (слайд №17.)

 В настоящее время Дагестан, так же как и другие субъекты России, испытывает жесточайший кризис, спад производства во всех сферах экономики, что отягощается национальными конфликтами, межэтническими проблемами, проявлениями терроризма. Поэтому главной задачей перспективного развития республики являются стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем.

 В настоящее время в Северо-Кавказском экономическом районе выполняются целевые федеральные программы «Каспий» и «Горы», финансируемые из государственного бюджета. «Каспий» ставит целью улучшение рыбного поголовья ценных пород на Каспии, реконструкцию и строительство новых портов, освоение континентального шельфа для добычи нефти и газа. Программа «Горы» ставит задачей освоение земель предгорий под сельскохозяйственное производство за счет фермерских и личных подсобных хозяйств и развитие социальной инфраструктуры национальных районов Северного Кавказа.

  1. Найдите на карте свой административный район, определите его границы и географическое положение. (слайд № 18.)

- Гунибский райо́н - муниципальный район, расположенный в центральной части Дагестана. Районный центр находится в селении Гуниб, расположенном на левом берегу реки Кара-Койсу, на высоте 1600 м над уровнем моря. Расстояние до республиканского центра г. Махачкалы 150 км, до ближайшей железнодорожной станции г. Буйнакска -120 км.

- Гунибский район расположен в географическом центре Дагестана, во внутреннем горном Дагестане и граничит с Гергебильским районом на северо-востоке, Левашинским районом на востоке, Лакским районом на юго-востоке, Чародинским районом на юге, Шамильским районом на западе и Хунзахским районом на севере.

         - Общая площадь района — 609,5 км². Население района - 25,2 тыс. чел.,

В состав района входят 18 муниципальных образований, 67 населенных пунктов.

- С помощью программы Google Earth Планета Земля находим Гунибский район

На экране появляется земной шар, на которой постепенно приближаясь показывается место расположение своего района. (рис. 2)  (уч-ся заполняют к/ карты)

Приложение № 2.

Рис. 2. Гунибский район

  1. Закрепление темы.  (Слайд № 19.)

Вопросы и задания:

1. Какова площадь Дагестана?

2.  Назовите крайние точки Республики?

3. Какие республики РФ лежат на одной широте с Дагестаном?

4.        Какие государства лежат на одной широте с Дагестаном?

5.        Назовите координаты г. Махачкалы.

6.        Сколько км. от Махачкалы до Москвы по железной дороге?

7.        Какова протяженность сухопутных и морских границ Дагестана?

8.        За сколько суток может пройти всю границу Дагестана пешеход, делающий в любых условиях пути 40 км/сут.?

9.        Какие республики РФ уступают Дагестану по площади?

10.        Какие государства Европы по площади меньше Дагестана?

Домашнее задание § 1, заполнить к/к. Вопросы и задания на стр. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Географическое положение Южной Америки"

Материал пригодится для учителей географии. Представляет собой разработку урока по теме "Географическое положение Южной  Америки"...

Урок по теме: " Географическое положение Австралии"

Урок нового материала, с показом компьютерной презентации. Большой блок работы с контурной картой....

разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "

Изучение географического положения и природы Австралии....

Урок по теме "Географическое положение и история открытия Австралии"

Данная разработка поможет вам отработать умение давать характеристику ГП материка по плану, а так же познакомить с историей открытия материка и продолжить формирование умений работать с кар...

Урок на тему: Географическое положение. История исследования Северной Америки.

Первый урок по изучению материка Северная Америка. Последовательное изучение географического положения материка по плану. Самостоятельное изучение учениками истории исследования Северной Америки....

Методическая разработка. Презентация к уроку по теме "Географическое положение России". 8 класс

Презентация по теме: "Географическое положение России" для учащихся 8 класса....

Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"

Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"...