Управление качеством образования по учебному предмету в условиях перехода на стандарты
статья по географии (11 класс) по теме

Булгакова Елена Ивановна

Система образования является одним из важнейших элементов в любом обществе. Это одна из самых консервативных сфер общественной жизни, которая в то же время обеспечивает формирование современного гражданина, способного эффективно и адекватно реагировать на запросы времени. Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать проблему управления качеством образования по учебному предмету в условиях перехода на стандарты применительно к личному профессиональному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Управление качеством образования по учебному предмету в условиях

                                                   перехода на стандарты

Система образования является одним из важнейших элементов в любом обществе. Это одна из самых консервативных сфер общественной жизни, которая в то же время обеспечивает формирование современного гражданина, способного эффективно и адекватно реагировать на запросы времени. Именно система образования отвечает за формирование не только личности (социальный аспект), но и гражданина (общественно-политический аспект). Но совершенно особую роль эта система начинает играть в периоды реформ в обществе, когда необходимо не только выбрать курс дальнейшего развития, но и предопределить те навыки, знания и качества, позволят человеку быть успешным в этом новом меняющемся мире. Ведь именно система образования обеспечивает не только социализацию, т.е. формирование личности гражданина свой страны, но и развитие инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В силу этого актуальность вопросов образования в целом, а также проблемы управления качеством образования в условиях перехода непреходяща и объективно высоко значима.

Целью данной работы является рассмотреть и проанализировать проблему управления качеством образования по учебному предмету в условиях перехода на стандарты применительно к личному профессиональному развитию. Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

1. рассмотреть методические рекомендации на сайте АКИПКРО по поводу разных видов программ по предмету;

2. проанализировать новые федеральные государственные

образовательные стандарты второго поколения.

   Таким образом, объектом моего исследования выступает система образования РФ, а предметом — государственный образовательный стандарт применительно к личному профессиональному росту.

Методическую основу работы составляют общенаучные методы — описания, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Особое место занимает сравнительный метод, который позволяет соотносить позиции должного (как предписывает государственный стандарт, программа) и реального (как действительно сложилось на практике).

Информационную базу исследования составляют следующие документы и материалы:

           1.   методические рекомендации по разработке учебных программ, курсов на сайте  

                 АКИПКРО на странице краевых профессиональных объединений педагогов;

           2.  материалы сайта, посвященные новому федеральному //www.standart.edu.ru  .

                государственному стандарту начального общего и основного общего  

                образования  

 Я, зафиксировала свое понимание сущности и функций разных видов программ по предмету в виде представленной таблицы.

Характеристики

Авторская

программа по

предмету

Примерная

программа по

предмету

Рабочая программа

по предмету

Что это такое?

Рабочая программа, разработанная данным

педагогом и

включающая в

себя помимо прочих структурных компонентов, учеб но- тематический план и содержание учебного курса. В ней находят свое отражение различные теории, методики.

Разрабатываются по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиям (п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

на основе

федерального

компонента

государственного

образовательного

стандарта общего образования. На их основе создается рабочая программа по предмету.

Компонент основной общеобразовательной программы, показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей учеников педагог создает индивидуальную педагогическую

модель образования

по предмету.

Составляются в образовательном учреждении педагогом на основе примерных программ

Зачем это?

Они

конкретизируют

содержание предметных тем,

включенных в

стандарт по

предмету,

Это ориентир разработчиков

для авторских программ и учебников. Они не

отдают

предпочтения

какой-либо одной

концепции

преподавания, на их

основе создаются

авторские

программы и

учебники, в которых

находят свое

отражение

различные теории и

методики.

Это нормативный документ,

Институализирующий содержание и

способы

образовательной

деятельности,

реализуемой в

рамках компонента

образовательного

учреждения учебного

плана

В чем я вижу свои

профессиональные проблемы

использования

этого при

составлении

рабочей

программы?

Зачастую возникает

необходимость

использовать

несколько

авторских

методик,

которые

совмещаются в

одной рабочей

программе, а

объемы

использования

методик могут

быть

различными у

разных

педагогов

Требования к образовательным

результатам

учащихся,

прописанные в

рабочей программе

не должны быть

ниже,

сформулированных

в государственном

образовательном

стандарте по

предмету, что не

всегда возможно в

силу особенностей

учащихся, а также

конкретных условий

обучения.

Рабочая программа

может быть единой

для всех педагогов,

преподающих один

предмет в ОУ.

Однако разный

уровень готовности

учеников, различия в

успеваемости и в

возможности

усвоения того или

иного материала

создает

определенные

проблемы в плане

оценки полученных

знаний и навыков

Вопросы

Для обсуждения

На занятии

1 .Применение примерной программы по предмету в классах

компенсации и выравнивания.

2. Материально-техническое обеспечение и вопросы работы

педагогов по одному предмету, но по разным рабочим программам в пределах одного ОУ.

   Таким образом, разделение на примерную, авторскую и рабочую программы по предмету позволяют простроить логичную и эффективную связь между государственным образовательным стандартом (что должен знать учащийся) и реальной педагогической практикой (план, ход урока на основании рабочей программы). Возможности их разнообразного использования позволяют сделать рабочую программу достаточно гибкой, но в то, же время полностью снять вопрос о ее соответствии федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.

    В настоящее время Министерством образования и науки утверждены, зарегистрированы Министерством юстиции новые ФГОС начального общего и основного общего образования, утвержден план мероприятий по переходу на новые образовательные стандарты.

Новое в поколения стандартах второго по сравнению, с действующими.

Задачи моего профессионального развития по подготовке к переходу на ФГОС второго поколения.

Направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального

проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию

творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельного подхода

Далеко не все темы в программе

преподавания соответствуют этому пункту стандарта, что требует тщательного пересмотра и переработки материала для приведения в соответствие. Необходим дополнительным материал, который бы позволил наглядно связать теоретические вопросы предмета с реальной жизнью в современных условиях, что позволит не только соответствовать стандарту второго поколения, но и сделать тему более актуальной и интересной для учеников.

Стратегическая цель образования воспитание успешного поколения граждан

страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками

В силу этого весь образовательный

процесс перестраивается для соответствия

данной цели, что ведет к переосмыслению материала,  преподаваемого по предмету, «привязки» его к современным реалиям.

Ориентир не только нормирование предметных результатов, но и на достижение мета предметных и личностных результатов.

Не всегда удается определить мета предметные и личностные результаты в изучении того или иного материала. Необходимо устранить этот недостаток.

Новые методологические основы построения системы оценки, достижения результатов образования - от оценки

достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Новые методологические основы задают дополнительные критерии, которые ранее не учитывались при оценке результатов, что требует некоторого пересмотра

теоретического и практического материала.

Расширение спектра оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и не персонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития

системы образования в целом.

Встает методологическая проблема применения всего спектра процедур, а также подготовки к такой оценке

Программа формирования и развития универсальных учебных действий

Необходимо не только на практике, но и при объяснении ученикам акцентировать внимание на универсальности ряда учебных

действий, которые они выполняют

Один из важнейших результатов

образования — здоровье школьников, и укрепление здоровья — приоритетное

направление деятельности ОУ.

Применение методологии здоровье сберегающей деятельности ОУ и меня как педагога, а также методики оценки такой деятельности

Увеличение акцентов на коррекционной работе с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, направленной на коррекцию недостатков

психического и/или физического развития

Расширение объемов и эффективности коррекционной работы, проблемы применения на практике методических

рекомендаций Стандарта.

Новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность

Соответствующее отражение в рабочей программе внеурочной деятельности, ее планирование в сочетании с учебной работой.

Нормативное закрепление требований к условиям реализации основной

образовательной программы основного общего образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно-  методическим, информационным)

Реализация подобных требований является не только обязанностью руководства ОУ, но и накладывает дополнительные обязанности на педагогов-предметников:

приложение требований к своему рабочему месту (кабинету), методология

использования нового оборудования и т.п.

Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Психологические аспекты более широкого спектра оценочных процедур (внутренняя неготовность учеников к новым методам оценки и контроля знаний)

2. Применение Стандарта в классах компенсации и выравнивания.

    Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения с одной стороны опирается на уже имевшиеся наработки в данной сфере, а с другой — создает огромный стимул для дальнейшего развития современной школы за счет новых акцентов в системе образования, требований к результатам работы. Особую роль в его воплощении на практике играет профессиональный рост педагога. Безусловно, введение нового стандарта требует серьезной работы и на начальном этапе создает целый ряд трудностей, однако его внутренний потенциал, направленный на развитие системы образования в целом, позволяет не только не переоценивать возникающие проблемы, но и находить пути их решения на основе действующего стандарт

                                                     Заключение

Система образования является крайне важной для общества. Однако совершенно особую роль эта система начинает играть в периоды реформ в обществе, когда необходимо не только выбрать курс дальнейшего развития, но и предопределить те навыки, знания и качества, позволят человеку быть успешным в этом новом меняющемся мире. Ведь именно эта система обеспечивает не только социализацию, т.е. формирование личности гражданина свой страны, но и развитие инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Одним из значимых элементов управления деятельностью системы образования являются федеральные государственные образовательные стандарты.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения с одной стороны опирается на уже имевшиеся наработки в данной сфере, а с другой — создает огромный стимул для дальнейшего развития современной школы за счет новых акцентов в системе образования, требований к результатам работы. Особую роль в его воплощении на практике играет профессиональный рост педагога. Безусловно, введение нового стандарта требует серьезной работы и на начальном этапе создает целый ряд трудностей, однако его внутренний потенциал, направленный на развитие системы образования в целом, позволяет не только не переоценивать возникающие проблемы, но и находить пути их решения на основе действующего стандарта.

Разделение на примерную, авторскую и рабочую программы по предмету позволяют простроить логичную и эффективную связь между государственным образовательным стандартом (что должен знать учащийся) и реальной педагогической практикой (план, ход урока на основании рабочей программы). Возможности их разнообразного использования позволяют сделать рабочую программу достаточно гибкой, но в то, же время полностью снять вопрос о ее соответствии федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.

                                       Список использованных источников

1. Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

    //www. аkiрkго.гu

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы

     //www.fcero.ru/

З. Федеральный государственный образовательный стандарт //www.standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"

В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Управление качеством образования в образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС

1.Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется ​2. Основные факторы, определяющие качество образования, и основные задачи в области качества для любого образовательного у...

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...