рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

логинова наталья сергеевна

рабочая программа по географии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

География 6 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Планируемый результат

Форма

контроля

примечание

всего

Пр/р

По плану

фактически

знать

уметь

1.

Что изучает география? География – как наука

1

1

урок изучения нового материала

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Предмет изучения географии

Называть основные объекты

2

.Важнейшие географические открытия в истории изучения Земли

1

1

урок объяснительного чтения

Основные этапы познания планеты

3

 Земля – планета Солнечной системы

1

урок–бесед

 План местности

7

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

1

 Понятие о  плане

местности. Условные знаки

1

1

урок–практикум

Различия в изображении местности

Определять по условным знакам объекты, обозначать объекты по условным знакам

2

 Масштаб плана. Виды масштабов

1

комб.

Виды масштаба

Определять по плану расстояния,изображать расстояния на чертеже

3

Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут

1

урок-практикум

Способы определения сторон горизонта,азимут

Определять стороны горизонта

4

 Изображение на плане форм земной поверхности

1

комб.

Определение абсолютной и относительной высоты, горизонтали

Определять высоту на плане

5

 Съёмка местности

1

урок–практикум

Виды съёмки местности, приёмы определения расстояний и направлений на местности

Проводить полярную и маршрутную съёмку местности, определять направления и расстояния, оформление планов местности

6

 Глазомерная  съёмка местности

1

урок–консультация

7

 Составление простейших  планов  местности  

1

1

урок–практикум

Географическая карта

8

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

1

 Форма и размеры Земли. Способы изображения земной поверхности

1

урок изучения нового материала

Представление о форме Земли, её шарообразности.Сведения о размерах Земли.

Определять на глобусе расстояния и направления, показывать полюса экватор.

2

Географическая карта. Виды карт и их масштабы

1

1

комб

Определение карты,виды карт

Определять полюса, нправления, масштаб, вид карты

3

Градусная сеть  на глобусе и картах

1

комб

Градусная сетка

Называть и показывать элементы градусной сетки

4

Географическая широта

1

1

изучение нового материала с элементами фронтального опроса

Приём определения географической широты

Определение географической широты точек

5

 Географическая долгота.

1

1

комб

Приём определения географической долготы

Определять географическую долготу точки

6

 Географические координаты

1

1

урок изучения нового материала

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Приём определения координат

Определять координаты точки и точку по заданным координатам

7

Изображение рельефа на физических картах  

1

1

комб

Приём определения абсолютной и относительной высоты глубины точки земной поверхности по шкале

Определять относительную и абсолютную высоту пошкале

8

Итоговый урок по теме

1

Урок проверки ЗУН

Согласно требованиям программы

Согласно требованиям программы

Вторая четверть

14

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки

39

Литосфера

9

1

Земля и её строение. Земные оболочки. Особенности земной коры

1

урок изучения нового материала

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Внутреннее строение земной коры, свойства земной коры

Называть оболочки земной коры, составные части внутреннего строения земной коры

2

 Минералы  и горные породы, слагающие земную кору

1

комб

Виды горных пород

Называть вещества, слагающие земную кору, основные части, толщину

3

Движение земной коры

Землетрясения

1

комб

Основные виды движений

Называть характер природных явлений, изменяющих рельеф земной поверхности

4

Вулканы. Горячие источники. Гейзеры

1

комб

Определения вулканы, горячие источники, гейзеры

Называть основные части вулкана, распространение вулканов

5

 Рельеф земной поверхности. Горы

1

комб

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Горы, их различие по высоте

Называть и показывать горы на карте, определять их высоту

6

 Равнины

1

комб

Равнины суши, их различие по высоте

Называть и показывать равнины суши, определять их высоту

7

Горы и равнины

1

1

комб

Названия гор, равнин, предусмотренных программой

Называть и показывать горы и равнины суши, определять их высоту, давать характеристику географического положеня

8

Рельеф дна Мирового океана

1

комб

Основные части дна мирового океана

Называть и показывать основные части дна Мирового океана

9

Урок обобщения и контроля знаний

Гидросфера

12

1

 Гидросфера. Свойства воды и её состав. Мировой круговорот воды в природе

1

изучение нового материала

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Части гидросферы. Мировой круговорот воды

Называть основные части Мирового океана, описывать по схеме Мировой круговорот Воды

2

Мировой океан и его части

1

комб

Части мирового океана

Называть и показывать части мирового океана

3

 Свойства океанической воды: солёность, температура

1

комб. урок с элементами объяснительного чтения

Солёность воды, различия температуры

Называть среднюю солёность океана, причины, от которых зависит солёность

4

 Движение вод Мирового океана. Волны в  океане

1

комб

Ветровые волны, приливы и отливы, цунами

Объяснять причины движения воды

Третья  четверть

21

5

Океанические течения

урок изучения нового материала

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Причины течений, виды течений

Показывать и называть течения

6

 Воды суши. Подземные воды

1

урок изучения нового материала с элементами объяснительного чтения

Воды суши, подземные воды

Определения подземные воды, межпластовы, грунтовые, водопроницаемые,водоупорные породы

7

  Поверхностные воды. Реки.

1

комб

Река и её части

Показывать части реки

8

 Особенности рек. Характер их течения и питания. Режим рек

1

комб

Режим рек, характер  течения рек

Объяснять зависимость направления и особенности течения рек от рельефа

9

 Озёра

1

комб

Озеро,виды озёр

Называть и показывать озёра

10

 Ледники

1

комб

ледники

Называть и показывать ледники

11

 Искусственные водоёмы  

1

комб

Каналы, водохранилища,пруды,каналы

Приводить примеры искусственных водоёмов

12

 Итоговый урок

1

комб

Атмосфера –

12

1

 Атмосфера. Значение, строение и исследование атмосферы

1

урок изучения нового материала

Строение атмосферы, меры борьбы с загрязнением атмосферы

Называть основные слои атмосферы, их свойства, характерные природные явления в атмосфере

2

Свойства воздуха. Температура и её суточный ход изменений  

1

комб

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Представление о нагревании воздуха от земной поверхности , способ определения средней температуры

Называть причину изменения температуры, вычислять среднюю температуру, амплитуду

3

 Изменение температуры в течение месяца и года

1

урок – практикум

Способ определения среднегодовой температуры, абсолютный максимум и минимум температуры

Называть причину изменения температуры

4

Атмосферное давление

1

урок изучения нового материала

Понятие атмосферное давление, его изменение с высотой, измерение барометром

Определять атмосферное давление по барометру

5

Ветер. Роза ветров

1

беседа

Причина образования ветра, виды ветра

Определять направление и силу ветра, строить розу ветров

6

 Водяной пар в атмосфере. Облака

1

комб

Содержание водяного пара в воздухе. Виды осадков.

Определять среднегодовое количество осадков. Виды осадков.

7

 Атмосферные осадки

1

комб

Виды осадков, причины их образования

Определять по географическим изображениям количество осадков

8

Погода, причины её изменчивости и проблемы с предсказанием  

1

комб

Понятие погода, причины её изменения. Основные элементы и явления, по которым характеризуется погода

Называть тип наблюдаемой погоды

9

Климат

1

комб

климат

Называть основные показатели климата.

Описывать климат по плану

10

 Распределение солнечного света и тепла по поверхности земного шара

1

комб

Распределение солнечного света и тепла

Показывать пояса освещённости

11

 Причины, влияющие на климат

1

комб

Причины, от которых зависит климат

Называть причины,  особенности климата

12

Обобщающее повторение по теме

 « Атмосфера».

1

Четвёртая

четверть

16

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Биосфера

4

1

 Разнообразие  и распространение организмов на Земле

1

комб

Разнообразие и распространение живых организмов на суше и в океане

Приводить примеры разнообразия

2

 Природные зоны мира  

1

комб

3

 Организмы Мирового океана  

1

комб

4

 Воздействие организмов на земные оболочки  

1

комб

Воздействие организмов на оболочки

Приводить примеры

Географическая оболочка

2

1

 Природные компоненты и  природные комплексы  

1

комб

Взаимодействие компонентов природы

Называть компоненты природы

2

 Воздействие человека на географическую оболочку. Ноосфера  

1

комб

Воздействие человека на компоненты природы и земли в целом

Приводить примеры воздействия

Раздел 3.  Население Земли

                                               

3

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

Человечество на Земле – 5ч.

3

1

Численность населения Земли

1

комб

Численность населения Земли, размещение, основные расы,

государства на карте

Называть основные расыи их отличительные особенности, называть и показывать государства на карте

2

Расселение людей по планете. Основные типы населённых пунктов  

1

комб

3

 Политическая карта мира  

1

комб

Влияние природы на жизнь и здоровье человека  

3

1

 Степень комфортности проживания человека  на планете Земля

1

комб

2

Стихийные природные  явления.

1

комб

Физическая карта полушарий, электронный образовательный ресурс «Уроки географии», иллюстрации в учебнике, карты атласа, контурные карты

3

  Весенняя экскурсия  по изучению природных комплексов.

1

 Заключительный урок по «Начальному  курсу географии»

.

1

урок обобщения знаний

Итого:

63

Резерв:

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа  по географии для 6 класса составлено на основе авторской  программы по географии  6 – 10 классов  под редакцией   И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006., с учётом примерной программы основного общего образования по географии, утверждённой Министерством образования по  РФ для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. На проведение практических работ отводится  14 часов.

Значение  « Начального курса географии» в преподавании огромно. Учащиеся не только впервые знакомятся  с географией как наукой, но и приступают к изучению Земли  как естественного природного образования,  состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование,  должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они  потребуются им  для самообразования в будущем и для  ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения,  как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета,  но и всестороннее развитие личности,  нравственное её формирование,  воспитание достойного гражданина России.  На уроках  географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы  с географическими источниками информации -  учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний  и умений  целенаправленно воспитывается   глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется  познавательный интерес к географии  как науке,  развиваются  творческие способности.  Учитель обязан  заложить основы   бережного  отношения   к  природе, её  эстетическому восприятию, а также  способствовать  формированию экологической   культуры детей.

  Богатое содержание  материала 6 класса  позволяет учителю  реализовать главные цели курса:

образовательную – сформировать знания  основ предмета, познакомив  учащихся с  геосферами  Земли, а также,  раскрыть  роль  физической географии,  отметить  её значение в решении экологических проблем.  Познакомить учащихся с основами  бережного отношения   к   природе, подготовив их к  её  эстетическому восприятию, а также формировать   экологическую культуру  детей

воспитательная – способствовать формированию личности, обладающей системой географических знаний.  Систематизировать диалектико–материалистические  взгляды на   природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки  природоохранного  поведения.

развивающая –  вызвать у учащихся  интерес к географии  как науке.  Научить   их устанавливать причинно - следственные связи  между   компонентами в  природных комплексах.  При изучении  географии формируются не только  общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности -  познавательные, информационно - коммуникативные,  а также  формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития  познавательных  способностей   учащихся – их памяти,  воображения, логики,  пространственного  восприятия  мира, расширения   кругозора и формирования мышления  учащихся благодаря  анализу,  синтезу,  сравнению. К  основным  задачам курса относятся:

а) формирование знаний, понятий и представлений о природе  нашей   планеты;

б) развивать умения учащихся в  составлении  комплексных   характеристик  отдельных географических объектов;

в) выработать приёмы учебной работы, умения  в работе  с учебником, географическими  картами   и  другими источниками  географической информации;  

г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам  творческой работы;

д) развивать умение работать не только индивидуально, но  и   в группах;

е) формировать познавательный интерес и творческие способности   учащихся;

ё) применять полученные знания и умения для решения практических   задач в повседневной жизни.

ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру,  а  также выработать навыки разумного поведения в природе.  

Основные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса

В результате изучения курса 6 класса ученик должен знать: 

1. Основные географические понятия и термины за курс 6 класса; различия плана, глобуса и географических карт.

2. Главные  особенности природы Земли при изучении  оболочек  –   литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и географической  оболочки.  

3. Географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.  

     4. Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь:

1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

2. Читать и анализировать план местности  и  географические карты,  называя  и показывая  программные географические объекты.

3. Сравнивать географические объекты и явления, выделяя их особенности и причинно –  следственные связи в них.

4. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли.

5. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов крупнейших регионов мира.

6. Составлять краткую географическую характеристику географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

7. Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.

8. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и  повседневной жизни:

1. Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.

2. Обозначения  на контурной карте программных географических объектов.

3. Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

4. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы  своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.

5. Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

6. Проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебных недель в году – 35, но чаще полных – 34,  при двух часах в неделю - (1час – федеральная программа, 1час – региональный компонент),  68 уроков.

 I четверть – 17 часов, 6 оценочных  практических  работ

II четверть – 14 часов,  2 оценочные  практические  работы

III четверть – 21 урок,  5 оценочных  практических  работ

IV четверть -  16 уроков, 1 оценочная  практическая  работа

Таким образом, в году 14 оценочных работ. При выполнении учебного плана выполняются тренировочные,  самостоятельные и  творческие работы с использованием учебника, географических карт,  дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются  научные взгляды на окружающий мир, развивается  трудолюбие,  появляются навыки учебной  деятельности, развиваются творческие способности учащихся  и их познавательный интерес.

Учебно-методический комплекс

Для учащихся

1   Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

    Начальный   курс географии.  6 класс. – М.:

     Дрофа, 2007.- 174с.

2.  Географический атлас. 6  класс. -  М.: Дрофа, 2010.

3..  Контурные карты

Для учителя

  1. Сиротин  И.В.Рабочая тетрадь по географии

 6 класс. - М.: Дрофа,  2007.

2. Дронов В.П. География. Землеведение. -  М.:  

   Дрофа, 2007.

3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

4. Элькин Г.Н.- Поурочное планирование,  6кл. – Санкт- Петербург: «Паритет», 2001.

 5. Воробцова П.М. – Тематическое и  поурочное планирование с  методическими  указаниями. 6 класс -  М.: Дрофа. 2008.

6.   Кугут  И. А  и другие. Уроки географии с использованием информационных технологий.  6 - 9 классы. – М.: Глобус, 2010 . – 244с.

7.  Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные  разработки по географии. 6кл. – М. ВАКО,    2010. – 304с.

8.  Журнал  « География в школе», Интернет – ресурсы,  еженедельная газета « География»

9.  «Тесты по географии» - М.: Дрофа. 2008.

Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...