Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование-9 класс
    рабочая программа по географии (9 класс) по теме

    Ступак Галина Николаевна

    Рабочая программа курса «География России. Население и хозяйство», 9 класс

    Календарно-тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie-9_klass.docx37.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

    темы урока

    сроки

    вид урока

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Доп. материал

    Формы контроля

    Практические работы

    Дом. Зад.

    план

    факт

    НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 часа)

    1

    Введение

    Изучение нового материала

    География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

    Основные особенности ГП России, Особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории

    Субъекты РФ, их различия. Показывать на карте

    фронтальный устный опрос.

    Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и п 

    ространстве.

    2

    Географическое положение России

     ЭГП и транспортно-географическое положение

    Изучение нового материала

    фронтальный

    С 3-7

    3

    Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте границ и  субъектов Российской Федерации

    практикум

    Работа с контурной картой

    НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ И НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. (5 часов)

    4

    Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна

    Практикум

    Население России. Численность населения России

    Естественное движение населения, типы воспроизводства

    Направления и типы миграций.  Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

    Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

    Городское и сельское население, роль крупнейших городов

    Народы и основные религии. Россия - много национальное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

    Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны.

    Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

    Город, типы населенных пунктов, зоны расселения.

    Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок  труда, дефицит работников, безработица.

    Строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

    фронтальный устный опрос.

    Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

    Определение плотности населения, доли городского и сельского населения Волгоградской области. Сопоставление со средними показателями по стране.

    5

    Миграции населения.             Расселение населения.

    Семинар

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    6

    Практическая работа №2 Сравнение структуры занятости городского и сельского населения в России

    Практикум

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    7

    Рынок труда, занятость населения России.

    Семинар

    Индивидуальный устный опрос.

    8

    Итоговый урок по теме «Население России».

    Деловая игра

    Индивидуальный устный опрос.

    ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (6 уроков)

    9

    Хозяйство России.

    Лекция

    Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

    Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения.      Территориальная структура хозяйства.

    Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем

    Фронтальный устный опрос.

    10

    Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России.

    Изучение нов материала

    Фронтальный устный опрос.

    11

    Структура экономики России

    Актуализации знаний и умений

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    12

    Проблемы ресурсной основы экономики России.

    Актуализации знаний и умений

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    13

    Научный комплекс- вершина экономики России.

    практикум

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    14

    Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.

    Актуализации знаний и умений

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ  (21 час)

    15

    Машиностроительный комплекс- ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России.

    Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

    знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

    уметь

    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Фронтальный устный опрос.

    Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

    16

    Факторы размещения отраслей машиностроения

    Фронтальный устный опрос.

    17

    География машиностроения.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    18

    Военно-промышленный комплекс

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    19

    Научный комплекс

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    20

    Роль и особенности ТЭКа.

    Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

    Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

    Фронт опрос

    Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России.

    21

                   Практическая работа № 3 Характеристика  Печерского и Канско-Ачинского угольных  бассейнов по плану.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    22

    Электроэнергетика России.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    23

    Итоговый урок по теме: «Топливно-энергетический комплекс России».

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    24

    Состав и значение комплекса.

    Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

    Фронт опрос

    Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам.

    25

    Металлургический комплекс.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    26

    География металлургического комплекса.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    27

    Химико-лесной комплекс.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    28

    География химико-лесного комплекса.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    29

    Итоговый урок по теме «комплексы конструкционных материалов».

    Фронт опрос

    30

    Состав и значение АПК.

    Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Определять по карте особенности зональной специализации с/х.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

    Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности.

    31

    Земледелие и животноводство.

    Фронт опрос

    32

    Пищевая и легкая промышленность. Практическая работа. 4  Зональная специализация сельского хозяйства России

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    33

    Территориальная организация АПК.

    Фронт опрос

    34

    Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.

    Сфера услуг, здравоохранение. Связь

    Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, географию важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    Заполнение таблицы «Виды транспорта»

    35

    Роль транспорта. Виды транспорта.

    Фронт опрос

    РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА  (27 часов)

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ (2 часа)

    36

    Районирование территории России.

    Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    37

    Проблемы экономического районирования.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН – ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ. (15 часов)

    38

    Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы.

    Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Уралэ. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия

    Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

    формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

    знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

    уметь

    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет

    39

    Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.

    40

    Народные промыслы Центральной России.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    41

    Общая характеристика Северо-Западной России.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    42

    Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района.

    43

    Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 5 Выявление   анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    44

    Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

    45

    Население и хозяйство района.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    46

    Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

    47

    Население и хозяйство района.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    48

    Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    Определение тенденций  хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы)

    Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

    49

    Население и хозяйство района. 

    Учебное исследование по картам, решение географических задач

    ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. (5 часов)

    50

    Восточный макрорегион – азиатская Россия.

    Практическая работа № 6 Характеристика  Норильского территориально-промышленного комплекса по плану.

    Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

    Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

    формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

    знать/понимать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

    уметь

    выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    51

    Западная Сибирь.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    52

    Восточная Сибирь

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    54

    Дальний Восток: особенности развития.

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос

    55

    Практическая работа № 6  Разработка по карте туристического  маршрута по наиболее интересным местам Восточного макрорегиона

    Раб с конт карт,  индив, фронт опрос, тест

    География Ростовской области

    56

    Особенности  ЭГП территории.

    Практическая работа № 7 Определение по картам географического положения территории Ростовской области

    Изучение

    нового материала

     пограничные субъекты,

    - особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ.

    основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах,

    - влияние климата  на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.

    численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона.

    Учащиеся должны называть: 

    - пограничные субъекты,

    - особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ,

    Определять: географическое положение,

    Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.)

    Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства  и жизни населенияУчащиеся должны называть:  народы, наиболее распространенные языки, религии.

    Описывать: особенности быта и религий отдельных народов

    Объяснять: различия в естественном  приросте населения,  темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм  городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.

    Оценивать: изменение в численности  населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

    Учащиеся должны называть: важнейшие природно-хозяйственные объекты области,

    Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, Учащиеся должны называть:  основные виды природных ресурсов и примеры  рационального и нерационального использования.

    Оценивать: природно-ресурсный потенциал региона

    Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт,  работа по заполнению контурных карт

    57

    Население  и  хозяйственное освоение

    Актуализации знаний и умений

    Особенности природы и хозяйственной деятельности

    Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению контурных карт

    58

    Особенности хозяйства. Промышленность

    исследование

    Достопримечательности

    Топонимика

    Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

    59

    АПК региона

    Практикум

    Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

    60

    Особенности транспорта Ростовской области

    Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

    61

    Практическая работа № 8 Определение по картам  плотности и особенностей размещения населения Ростовской области.

    семинар

    Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

    62

    Социально-экономические проблемы региона

    Урок-исследование

    Учебное исследование по картам, Эвристическая беседа по результатам групповой работы

    63

    Итоговый урок по теме Ростовская область

    обобщающий

    Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

    Раздел IV. Россия и мир 2 часа

    64

    Место России среди стран мира.

    Место России среди стран мира. Характеристика эконом, политич, культ связей России. Объекты мирового прир и культ наследия в России

    Должны уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

    65

    Обобщающее повторение темы «Место России среди стран мира»

    Актуализации знаний и умений

    Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

    Страны ближнего Зарубежья

    66

    Страны нового зарубежья. СНГ.

    Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям

    Должны уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

    Обобщающее повторение

    67

    Обобщающее повторение

    обобщающий

    Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

    Итого: 67 часов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

    Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

    Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

    Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

    Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

    Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...