Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Барабошкина Светлана Валерьевна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass_geografiya.docx45.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

                                                           

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №10»

/_____________________________/

(подпись)

Тишкина И.Б.

_____________________________

(ФИО)

Приказ №_______

от «_____» __________2013

Согласовано

Зам. директора по УР

/______________________________/

(подпись)

Орлова И.М

_____________________________

(ФИО)

«_____»________2013 г.

Рассмотрено

Руководитель МО

/_____________________________/

(подпись)

Климина О.Г

_____________________________

(ФИО)

Протокол №_______

от «_____» __________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  географии

6 КЛАСС

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила учитель:

Барабошкина Светлана Валерьевна

учебник :А.И Алексеев Полярная Звезда

кол-во часов-64

г. Гусь-Хрустальный

I. Пояснительная записка.

     Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, составлено на основе Программы по географии для общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда», выходящих в издательстве «Просвещение», авторов А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В. Николиной «География. Природа и люди», 6 класс 2008 год. Используемый учебник: А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, под ред. А. И. Алексеева «География. Природа и люди». 6 класс. – М.: Просвещение, 2009г. Кроме этого, при работе с учащимися используются атлас, контурные карты, рабочая тетрадь «Мой тренажер» под ред. В.В.Николиной, 2009г.

     Курс  «География. Природа и люди» создает у учащихся целостное представление окружающего мира при его территориальном многообразии, раскрывает взаимосвязь и взаимозависимость всех природных, социальных и экономических систем
Земли от планетарных до локальных, формирует необходимый минимум базовых знаний и представлений единства географической картины мира. Курс позволяет расширить географический кругозор учеников, повысить уровень их географической и общей культуры.

     Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) - 34 часа (1 час в неделю) по авторской программе и 34 часа (1 час в неделю) добавлено краеведение за счет регионального компонента в учебном плане школы.

Основная цель курса

  • ознакомить учащихся с целями и задачами науки «География», ее значением;
  • дать учащимся первоначальные знания о картографических произведениях;
  • познакомить учащихся со сферами Земли, их строением, составом и особенностями, воздействием человека на сферы Земли;
  • обеспечить усвоение учащимися знаний о природных комплексах Земли, их компонентах и разнообразии;
  • сформировать у учащихся навыки работы с простейшими измерительными приборами, навыки описания природы.

     Курс  «География. Природа и люди» состоит из 9 тем, –  «На какой Земле мы живем», «Земля как планета», «План и карта», «Человек на Земле», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая оболочка Земли». Каждая тема включает подтемы, логически следующие друг за другом, практические работы, помогающие отрабатывать навыки работы с картами атласа, контурными картами, статистическими данными, ориентированы они на формирование умений оценивать, прогнозировать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать.

      В учебный процесс включены следующие типы уроков: изучение нового материала, комбинированный, урок-практикум, обобщающий, проверки знаний, деловой игры, конференции и другие.

     Основными видами контроля на уроках являются: тестовый контроль, географический диктант, устный и письменный контроль.

Тематический план.

Наименование раздела, темы.

Часы по авторской программе.

Часы

краеведения.

Часы по рабочей программе.

Тема I.

На какой Земле мы живем

3

1

4

Тема II.

ЗЕМЛя как планета

2

2

4

Тема III.

ПЛАН  И  КАРТА

4 + 1(резерв)

5

10

Тема IV.

человек на земле

2

3

5

Тема V.

литосфера

5

5

10

Тема VI.

гидросфера

5

3

8

Тема VII.

атмосфера

4 + 1(резерв)

6

11

Тема VIII.

биосфера

3+1

3

7

Тема IX.

географическая оболочка земли

2+1 (резерв)

6

9

34

34

68

II. Оборудование:

а)        ТСО:

  • мультимедийный проигрыватель
  • Экран

б)        Таблицы:

  • Азимут. Ориентирование на местности;
  • Биосфера;
  • Влияние Атлантического океана на климат;
  • Внутреннее строение Земли;
  • Вулканы и землетрясения;
  • Выветривание;
  • Глазомерная съемка местности полярным способом;
  • Глазомерная съемка местности способом прямых засечек;
  • Годовое движение Земли;
  • Давление воздуха;
  • Зависимость климата от близости океана;
  • Зависимость климата от высоты места над уровнем океана;
  • Зависимость климата от высоты местности и характера рельефа;
  • Зависимость климата от географической широты;
  • Изображение местности на аэрофотоснимке и карте;
  • Изображение рельефа на картах;
  • Изучение океана;
  • Механический состав и структура почв;
  • Нижние слои атмосферы;
  • Определение высоты холма;
  • Определение высоты холма и крутизны склонов;
  • Ориентирование на местности;
  • Ориентирование на местности по картам;
  • Ориентирование на местности по приборам;
  • Ориентирование карты по компасу;
  • Ориентирование по местным признакам;
  • Ориентирование по компасу;
  • Осушение болот;
  • От рисунка к плану;
  • План школы и ее окрестностей;
  • План местности и условные знаки;
  • Природные комплексы;
  • Работа ветра;
  • Речная долина;
  • Синоптическая карта;
  • Стороны горизонта;
  • Строение атмосферы;

в)        Модели раздаточные:

•        Развитие оврага.

г)        Объемные модели форм рельефа:

  • Модель речной долины;
  • Модель вулкана;
  • Модель горной страны;

д)        Учебные картины:

  • Биосфера
  • Вулканы и землетрясения
  • Условные знаки (топографические)
  • Строение атмосферы
  • Внутреннее строение Земли
  • Разрушенные горы;
  • Старые горы;
  • Холм;
  • Холмистая равнина.

е) Инструменты:

  • Компасы;
  • Визирные линейки,

Географические карты:

           Физическая карта мира, Политическая карта мира,  Топографическая карта.

Демонстрационные коллекции: Полезные ископаемые, почва и её состав.

III. Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся:

а)        Учащиеся должны знать/понимать:

  • Значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
  • Результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
  • Основные источники географической информации, методы изучения Земли;
  • Географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
  • Различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
  • Как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
  • Состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
  • Изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
  • Географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;

б)        Учащиеся должны уметь:

  • Показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
  • Давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
  • Находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
  • Приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияние природы на формирование культуры людей; источники загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
  • Составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
  • Определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород ( в коллекции);
  • Применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;

в)        Учащиеся должны оценивать:

  • Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
  • Универсальное значение природы.

Календарно-тематическое планирование уроков географии

 в 6 классе на 2011-2012 учебный год.

п/п

Наименование раздела, темы авторской программы

Количество часов по:

Дата прове-дения (неделя)

авторской программе

краеве-дению

Рабочей программе

Введение

1 (резерв)

1

4.09

1.

Что такое география и как мы будем ее изучать.

1

06.09

Тема I.

На какой Земле мы живем

2

1

3

08.09

2.

Как люди открывали Землю.

1

08.09

3.

История исследования Владимирскойобласти.

1

1

13.09

4.

География сегодня. Практикум № 1. Анализ источников географической информации. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

1

16.09

Тема II.

ЗЕМЛя как планета

2

2

4

19.09

5.

Мы во Вселенной. Практикум № 2. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

1

23.09

6.

Край, в котором мы живем Владимирская область на карте мира.

1

1

26.09

7.

Солнечный свет на Земле. Практикум № 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли»

1

27.09

8.

Определение теплового пояса для Владимирской области. Обозначение места области на схеме «Тепловые пояса»

1

1

1.10

Тема III.

ПЛАН  И  КАРТА

4+1

5

10

04.10

9.

Ориентирование на местности.

1

07.10

10.

Практикум № 4. Ориентирование на местности (во дворе школы) при помощи компаса.

1

1

11.10

11.

Определение азимута объектов, находящихся во дворе школы.

1

1

14.10

12.

Земная поверхность на плане и карте. 

1

21.10

13.

Сравнение карт и планов местности Владимирскойобласти.

1

1

24.10

14.

Географическая карта. Практикум № 5. Топографический диктант.

1

28.10

15.

Ориентирование по плану города Гусь-Хрустальный

1

1

31.10

16.

Градусная сеть.

1

08.11

17.

Географические координаты. Практикум № 6. Определение по карте и глобусу географических координат, расстояний и направлений.

1

11.11

18.

Определение по карте географических координат, расстояний и направлений объектов

1

1

15.11

Тема IV.

человек на земле

2

3

5

19

Как люди заселяли Землю.

1

18.11

20

Кто проживает на  различных территориях

1

1

22.11

21

Расы и народы.

1

25.11

22

Коренные народы.

1

1

29.11

23

Города мира

1

1

02.12

Тема V.

литосфера

5

5

10

24

Земная кора – основная часть литосферы.

1

06.12

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практикум № 7. Изучение свойств горных пород и минералов.

1

09.12

26

Полезные ископаемые Владимирской области.

1

1

13.12

27

Движения земной коры.

1

16.12

28

Практикум № 8. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений на территории области.

1

1

20.12

29.

Рельеф  Земли. Равнины. Практикум № 9. Описание по карте равнин по плану.

1

23.12

30

Рельеф Владимирской области. Равнины на территории области.

1

1

27.12

31

Рельеф  Земли. Горы суши. Практикум № 10. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов землетрясений и вулканов.

1

13.01

32

Горы мира. Описание по карте гор, рельефа своей местности.

1

1

17.01

33

Зачет по теме: Рельеф Земли

1

1

20.01

Тема VI.

гидросфера

5

3

8

24.01

34

Состав и строение гидросферы. Практикум № 11. Анализ интересных фактов о гидросфере из различных источников информации.

1

27.01

35

Мировой океан. Практикум № 12. Определение связи гидросферы с другими оболочками Земли.

1

31.01

36

Воды океана

1

3.02

37

Внутренние воды мира

1

1

07.02

38

Реки – артерии Земли. Практикум № 13. Описание реки Амазонка по плану.

1

1

10.02

39

Озера, подземные воды и ледники. Практикум № 14. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер.

1

14.02

40

Реки и озерами

1

1

17.02

41

Обобщающий урок по теме: Гидросфера.

1

21.02

Тема VII.

атмосфера

4+1 (резерв)

6

11

24.02

42

Состав и строение атмосферы.

1

28.02

43

Практикум № 15. Наблюдения за погодой в г.Гусь-Хрустальный. Составление и анализ календаря погоды.

1

1

03.03

44

Тепло в атмосфере. 

1

7.03

45

Практикум № 16. Определение среднесуточной температуры воздуха в г.Гусь-Хрустальный

1

1

10.03

46

Давление и ветер.

1

14.03

47

Практикум № 17. Построение и анализ розы ветров в г.Гусь-Хрустальный

1

1

17.03

48

Влага в атмосфере.

1

21.03

49

Практикум № 18. Характеристика климата .

1

1

1.04

50

Погода и климат.

1

04.04

51

Практикум № 19. Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня в г.Гусь-Хрустальный

1

1

05.04

52

Урок-обобщение по теме Атмосфера. Характеристика погоды и климата

1

1

7.04

Тема VIII.

биосфера

3 +1

3

7

11.04

53

Биосфера – земная оболочка.

1

14.04

54

Практикум № 20. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

1

18.04

55

Биосфера – сфера жизни.

1

21.04

56

Практикум № 21. Описание растений мира

1

1

25.04

57

Практикум № 22. Описание животных мира

1

1

28.04

58

Обобщающий урок по темам: Литосфера, Гидросфера, Атмосфера, Биосфера.

1

1

2.05

59

Контрольный урок по темам: Литосфера, Гидросфера, Атмосфера, Биосфера.

1

05.05

Тема IX.

географическая оболочка земли

2+1

(резерв) 

6

9

60

Географическая оболочка Земли.

1

8.05

61

Природные зоны Земли.

1

12.05

62

Определение и характеристика природных зон мира

1

1

16.05

63

Практикум № 23. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах на примере любой зоны

1

1

19.05

64

Природно-ландшафтные зоны

1

1

22.05

65

Культурные ландшафты.

1

66

Экологические проблемы мира

1

1

67

Практикум № 24. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта области с целью повышения качества жизни населения.

1

1

26.05

68

Контрольный урок за курс географии 6 класса и краеведения.

1

1

30.05

IV. Перечень литературы для учащихся:

  1. Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В.. География. Природа и люди. 6 класс:  Учебник для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2009.
  2. Датская Е.В., Синицына Е.В., Синицин М.Г. Контрольные работы по географии: 6 класс: к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» - М.: «Экзамен», 2004
  3. Нагорная И. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М. Дрофа, 2007
  4. Настольная книга учителя географии/ авт.-сост. Н.И.петрова. В.И.Сиротин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
  5. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания. 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
  6. Современный урок географии. Часть 1: методические разработки уроков/ сост. И.И.Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2002
  7. Олимпиады по географии. 6 – 11 кл.: метод.пособие/ под. Ред. О.А.Климановой, А.С.Наумова. – М.: Дрофа, 2004
  8. Чичерина О.В. Тесты по географии: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...