Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование-8 класс
    рабочая программа по географии (8 класс) по теме

    Ступак Галина Николаевна

    Рабочая программа курса «География  России. Природа», 8 класс

    Календарно-тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie-8_klass.docx42.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование 8 КЛАСС

    Название раздела, темы урока

    Дата проведения урока

    вид урока

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Основные виды учебной деятельности

    Формы контроля

    Практические работы

    Домашнее задание

    ПЛАН

    ФАКТ

    ВВЕДЕНИЕ 1 час

     Цель: создание условий для получения общего представления о содержании курса «География России».
    Учиться давать оценку географическому положению страны на физической карте мира, ее территории, ЭГП, определение координаты крайних точек. Дать представление о часовых поясах и различии во времени на территории России, научить определять время в разных точках страны
    .

    1

    Что изучают в курсе  «Природа России». Источники географической информации.

    Изучение нового материала

    Источники географической информации.

    Учащиеся должны уметь:

    Использовать различные источники географической информации.

    фронтальный

    С 3-7

    Пространства России 8 часов

    2

    Географическое положение России.      ПР. Р. №1

    практикум

    Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности  географического положения России.

    Часовые пояса.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;

    2.  Показывать на карте крайние точки страны;

    3. Показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами.

    4. Определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

    5. Показывать на карте субъекты РФ.

    6. Обосновывать необходимость географических

     знаний на современном этапе.

    Тематичес-

    кий контроль в различных формах: зачет, географический диктант,

    решение задач на поясное время

    На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей родины.

    Решение задач на определение поясного времени.

    3

    Особенности ФГП. Как осваивали и изучали территорию России

    Практикум

    4

     Различия во времени на территории России

    Семинар

    5

    «Определение поясного времени»   ПР. Р. №2

    практикум

    6

    Связь геологических структур и рельефа. Картографический  метод

    Практикум

    7

    Моря, омывающие территорию России.

    Изучения нового материала

    8

    Практическая работа

    практикум

    9

    Итоговый урок по теме «введение»

    зачет

    Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы 19 часов

    Рельеф и недра России 4 часа

     Цель: создание условий для знакомства учащихся с особенностями рельефа России, его разнообразием; продолжить обучение навыкам работы по карте и называть наиболее крупные формы рельефа. Развитие навыков устанавливать взаимосвязь между физической и тектонической картами.

    10

    Особенности рельефа России.

    Изучение нового материала

    Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

    Распространение крупных форм рельефа.

    Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.

    Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт.

    2. Показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны. Наносить их на контурную карту.

    3. Определять, как рельеф влияет на жизнь людей.

    4. Приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;

    5. Показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений;

    6. Называть меры безопасности при стихийных явлениях;

    7. Объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей.

    8.  Показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду;

    9. Оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи.

    Тестовая самостоятельная работа

    Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа, и полезных ископаемых.

    Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Воздействие рельефа на жизнь людей.

    11

    Геологическое строение территории нашей страны.

    Изучение нового материала

    12

    «Минеральные ресурсы России»       ПР. Р. №3

    Практикум

    13

    Развитие форм рельефа.

    Итоговый урок по теме.

    практикум

    Климат и климатические ресурсы (5 часов) 

    Цель: создание условий для изучения учащимися факторов, влияющими на формирование климата России; дать представление об изменении погоды под влиянием циклонов и антициклонов, закрепить навыки пользования климатической картой.

    14

    От чего зависит климат нашей страны

    Изучение нового материала

    Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

    Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

    Сезонность климата, чем она обусловлена,

    Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

    Степень благоприятности природных условий.

    Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду,  способы передвижения, здоровье человека Неблагоприятные климатические явления.

    Учащиеся должны:

    1. Приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла.

    2. Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации;

    3.  Давать оценку климатических особенностей России;

    4. Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

    5. Объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

    6. Определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России;

    7. Называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды.

    8. Давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

    фронтальный устный опрос.

    Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

    Определение по климатической карте

    суммарной радиации,

    коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определения состояния погоды по синоптической карте.

    15

    Закономерности распределения  тепла и влаги на территории нашей страны

    практикум

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    16

    Типы климатов России

    исследование

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    17

    «Зависимость человека от климатических условий»    ПР. Р. №4

    практикум

    Индивидуальный устный опрос.

    18

    Обобщающий урок по теме «климат»

    Деловая игра

    Индивидуальный устный опрос.

    Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

     Цель: создание условий для знакомства учащихся с разнообразием внутренних вод на территории России. Продолжение формирования навыков работы по карте. Оценивание водных ресурсов страны, обучение навыкам составления прогноза использования водных ресурсов.

    19

    Разнообразие внутренних вод России. Реки.

    Изучение нового материала

    Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

    Важнейшие озера, их происхождение.  Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

    Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

    Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Показывать реки России на карте;

    2. Объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;

    3. Приводить примеры использования реки в хозяйственных целях;

    4. Показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;

    5. Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком;

    6. Давать характеристику крупных озер страны и области.

    7. Показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

    фронтальный устный опрос.

    Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования.

    Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами Волгоградской области и Западной Сибири.

    20

    Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    практикум

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    21

    «Водные ресурсы. Охрана вод»  ПР. Р.  №5

    практикум

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    22

    Обобщающий урок по теме.

    исследование

    Индивидуальный устный опрос.

    Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

     Цель: создание условий для получения учащимися знаний по разнообразию почвенного, растительного и животного мира России. Продолжить отработку навыков работе по карте, показывать размещение зональных типов почв. Обратить внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды.

    Индивидуальный устный опрос.

    23

    Образование почв и их разнообразие.

    Изучение нового материала

    Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения

    Учащиеся должны уметь:

    1. Объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья;

    2. Называть факторы почвообразования;

    3. Называть свойства основных типов почв;

    4. Давать оценку типов почв с точки зрения  их хозяйственного оценивания;

    5. Объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

    фронтальный устный опрос.

    Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

    24

    «Закономерности распространения почв»  ПР. Р.  №6

    практикум

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    25

    Почвенные ресурсы.

    конференция

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    Растительность и животный мир (3 часа)

    Индивидуальный устный опрос.

    26

    Растительный и животный мир России.

    Изучение нового материала

    Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое   районирование России.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Приводить примеры значения растительного мира в жизни людей

    2. Перечислять ресурсы леса;

    3.Пприводить примеры использования безлесных пространств человеком;

    4. Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека.

     5. Прогнозировать последствия уничтожения болот;

     6. Объяснять значение животного мира в жизни человека.

    Индивидуальный устный опрос.

    27

    Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

    исследование

    фронтальный устный опрос.

    28

    Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний I раздела.

    практикум

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    Раздел II. Природные комплексы России  38 часов

    Природное районирование (6 часов)

     Цель: закрепить понятие «природная зона»; продолжение формирования навыков работы по карте; обучение работать по плану описания природных зон и природных комплексов.

    Индивидуальный устный опрос.

    29

    Разнообразие ПК России. Природное районирование

    Изучение нового материала

    Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика  природных зон. Природные ресурсы зон, их использование,   экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

    Учащиеся должны уметь:

    1. Описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;

    2. Объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

    3. Описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

    Индивидуальный устный опрос.

    Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

    30

    Моря как крупные ПК.

    практикум

    фронтальный устный опрос.

    31

    Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

    актуализации знаний и умений

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    32

    «Разнообразие лесов России» ПР. Р.  № 7. Тайга, смешанные и широколиственные леса.  

    актуализации знаний и умений

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    33

    «Безлесные зоны на юге России» ПР. Р. №8. Степи, полупустыни и пустыни.  

    актуализации знаний и умений

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    34

    Высотная поясность.

    Обобщающее повторение.

    исследование

    Индивидуальный устный опрос, тестирование

    Природа регионов России (23 часа)

    35

    Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

    Изучение нового материала

    Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий  ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

    Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района.

    Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

    Учащиеся должны уметь:

    1. Определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов.

    2. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы.  Зависимость характера рельефа от строения земной коры. Закономерности развития растительного и животного мира территории.

    3. Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

    фронтальный устный опрос.

    36

    Природные комплексы Русской равнины

    семинар

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    37

    Географическое положение Ростовской области.

    Изучение нового материала

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    38

    Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области.

    практикум

    Индивидуальный устный опрос.

    39

    Особенности климата

    фронтальный устный опрос.

    40

    Природные зоны области.

    Семинар

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    41

    Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты.

    Практикум

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    42

    Северный Кавказ – самые молодые высокие горы России.

    Путешествие

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    43

    Природные комплексы Северного Кавказа.

    Практикум

    Индивидуальный устный опрос, тестирование

    44

    У рал – «Каменный пояс» земли Русской

    Игра

    Индивидуальный устный опрос.

    45

    Своеобразие природы Урала

    Практикум

    фронтальный устный опрос.

    46

    Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

    Семинар

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    47

    Западно- Сибирская равнина

    Изучение нового материала

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    48

    Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

    практикум

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    49

    Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения.

    актуализации знаний и умений

    Индивидуальный устный опрос, тестирование

    50

    Природные районы Восточной Сибири

    актуализации знаний и умений

    Индивидуальный устный опрос.

    51

    Жемчужина Сибири – Байкал.

    актуализации знаний и умений

    фронтальный устный опрос.

    52

    Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

    актуализации знаний и умений

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    53

    Дальний Восток – край контрастов. ГП, состав территории. История освоения.

    актуализации знаний и умений

    Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

    54

    Природные комплексы Дальнего Востока.

     

    актуализации знаний и умений

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    55

    Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

    исследование

    Индивидуальный устный опрос, тестирование

    56

    Обобщение и систематизация знаний по теме.

    игра

    Человек и природа (2 часа) Региональный компанент (12 часов)

    57

    Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.   ПР.Р №9

    Изучение нового материала

    Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества

    Антропогенное воздействие на природу

    Рациональное природопользование

    Особо охраняемые территории

    Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

    1. Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании.

    2. Составлять географические прогнозы.

    3. Знать законы об охране природы.

    4. Анализировать экологические карты России.

    5. Уметь  выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы. Антропогенное воздействие на природу

    Рациональное природопользование

    Особо охраняемые территории

    Индивидуальный устный опрос.

    58

    Географический фактор в развитии общества Рациональное природопользование

    Изучение нового материала

    Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

    фронтальный устный опрос.

    59

    Особенности Физико-географического положения  Рост.обл.

    семинар

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    60

    Общая характеристика рельефа. Основные объекты рельефа.

    Практикум

    Индивидуальный устный

    опрос. Фронтальный письменный опрос.

    61

    Климат и климатообразующие факторы.

    путешествие

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    62

    Характеристика вод.

    исследование

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    63

    Почвы и почвенные ресурсы.

    проект

    Анализ карт, Фронтальный устный опрос

    64

    Растительный и животный мир

    игра

    тестирование

    65

    Особенности ФГП ст.Егорлыкской

    проект

    66

    Рельеф и факторы его формирования

    исследование

    Уметь:  Определять и описывать  географическое положение;

    67

    Особенности климата. Реки нашей местности.

    исследование

    68

    Составление тематических карт нашей местности.

    Творческая работа

    Объяснять специфику природы  Ростовской области, Егорлыкского района, территории своего проживания;

    Составление тематических карт

    Ростовской обл., Егорлыкского р-на и территории своего проживания (по выбору учащихся)

    69

    Итоговое обобщение по  разделу «Региональный компонент»

    ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

    Итого:

    69


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

    Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

    Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

    Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

    Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

    Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

    Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...