Рабочая программа по предмету "География России" 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Рабочая программа разработана к учебнику Пятунина Б.В. издательства "ВЕНТАНА - ГРАФ" 8 класс (для индивидуального обучения - 34 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_8_kl_34_chasa.docx59.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  к   рабочей   программе

по  географии России 8 класс

( базовый уровень)

для основного общего образования

            Статус документа

    Рабочая программа курса «География России» составлена на основе :

   - содержания Стандарта основного общего образования;

   -  примерной программы основного общего образования по географии;

    - программы по географии авторского коллектива под ред. В.П. Дронова для УМК издательства «Вентана-граф».

    - Программы развития МБОУ «Байкало – Кударинская СОШ», Кабанского района , Республики Бурятия на 2012-2013 учебный год

     Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма.

      Курс «География России» занимает важное место в структуре школьного курса географии. Он, с одной стороны завершает базовое географическое образование школьников, с другой – формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

      Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

 

       Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям.

         Учебно-методические задачи:

 - сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и   хозяйства страны;

 - обозначить место и роль России в современном мире;

 - научить школьников работать с разными источниками географической информации;

- показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

 - развивать картографическую грамотность школьников;

 - сформировать образные представления о крупных природно-хозяйственных комплексах, показать взаимодействие природной среды, населения и хозяйства на локальном уровне.

   

Распределение учебного материала в 8 классе

Класс  

Кол. часов всего

                   в соответствии с БУП -2004г.

 34 учебные недели  по 2 часа в неделю = 68 часов в год

8

34

  1. четверть — 8 недель – 8 уроков

   2 четверть   — 8 недель – 8 уроков

  3 четверть   — 10 недель - 10 уроков

  4 четверть   —  8 недель – 8  уроков

Программа рассчитана на 1 час в неделю                                    

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Географическое положение и формирование государственной территории России

8

3

Природа России

26                          

 Итого      35 ч

Резерв времени – 1 ч                                                                                                                                                                                                                                  

35

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

       Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы.  

     Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал.  При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся

        Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться.  

     Помочь  ученику в овладении  соответствующими умениями и навыками, полная реализация  его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на
формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,

развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

     Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

    А это значит учащихся необходимо  научить: 

•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
•    
способам  поиска, переработки и представления информации;
•    
приемам и методам умственного труда;
•    
основам  коммуникативных умений.

 

     В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.

 

           При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

    - ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
    - тренировка в применении этого умения;
    - проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

         Надпредметные компетенции (общеучебные умения и навыки):

  1. Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи
  2. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи
  3. Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями
  4. Ставить учебные задачи
  5. Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями
  6. Владеть различными способами самоконтроля
  7. Классифицировать в соответствии с выбранными признаками
  8. Систематизировать информацию.
  9. Владеть навыками анализа и синтеза.
  10. Структурировать информацию
  11. Выявлять проблемы и пути их решения
  12. Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах
  13. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи
  14. Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
  15. Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления;
  16. Составление рецензии, аннотации
  17. Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы
  18. Уметь вести дискуссию.

          Все предметные географические умения можно объединить в четыре  большие группы:

     1    умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;
    2    умения  ориентироваться  на     местности;
    3    умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
   4    умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов

        В результате изучения курса «География России» ученик должен (предметные знания и компетенции):

               Знать/понимать

    - основные географические понятия и термины: федерация, территория государства, шельф, ЭГП, местное и поясное время, циклон и антициклон, мелиорация, естественное движение населения, миграция, трудовые ресурсы, хозяйство страны, агломерация, природные ресурсы, предприятие, отрасль, межотраслевой комплекс, факторы размещения, структура хозяйства, кооперирование и специализация, транспортный узел, пассажиро- и грузооборот, интеграция

    - различие географических карт по содержанию, масштабу, способам географического изображения

    - результаты выдающихся географических открытий и путешествий

    - географическую зональность

    - различия в хозяйственном освоении разных территорий

   - специфику ГП и АТД Российской Федерации

    - особенности природы, населения и хозяйства основных регионов России

            Уметь

   - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

   - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов и адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов

   - составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

Формы контроля и критерии оценивания

        Контроль знаний – это компонент, который необходим для управления качеством образовательного процесса, направленный на усиление обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов. Главной задачей оценки качества служит изучение состояния школьного географического образования с позиции усвоения учениками предметных знаний и умений, развития их познавательной самостоятельности. Проверка ориентирована на выявление успешности преподавания географии и внесение соответствующих корректив в учебный процесс. Центр внимание переносится на усвоение теоретических вопросов: общих понятий, причинно-следственных связей, закономерностей. Наряду с отдельными компонентами знаний, такими как понятия, связи, факты, проверяется усвоение знаний, выраженных в форме характеристик отдельных элементов природы, отраслей народного хозяйства, физико-географических и экономико-географических характеристик изучаемых территорий.  Важным критерием оценки успешности обучения географии служат мировоззренческие идеи – выводы и идеологические обобщения частных предметных знаний.

      В систему оценки качества знаний по географии входят:

  - обычные вопросы и задания, сформулированные в традиционной форме и требующих от учащихся свободного ответа, позволяющие судить не только о знаниях учащихся, но и их способности самостоятельно строить ответ, рассуждать на заданную тему.

  - тесты, представляющие собой серию кратко и точно сформулированных вопросов и заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы. Тесты составлены таким образом, что школьники, выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа или односложными ответами. При выставлении оценки за тесты используется следующая шкала:

от 50 — 66 % общей суммы баллов — «3»
от 67 — 84% «4»
от 85% и выше «5»

  - задания, связанные с географической картой (анализ, сопоставление, поиск информации и т.п.)

 - задания, связанные с анализом различных форм представления информации или, наоборот, представлением информации в определенной форме (таблицы, схемы, диаграммы и т.д.)

 - географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры или географических понятий).

     В настоящее время ведется работа над созданием информационной системы оценки качества знаний по предмету.

     Примеры заданий – см. список литературы

Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний в ходе сравнения выполненной работы с эталоном и  итогом этого процесса выступает отметка. В настоящее время внедряется рейтинговая система оценки знаний – система накопительного типа, основанная на систематически повторяющихся рейтинговых измерениях, отражающих успеваемость учащегося.

На завершающем этапе обучения особое значение приобретает прогностическая функция контроля, поскольку результаты позволяют в некоторой степени диагносцировать готовность к дальнейшему обучению, а так же прогнозировать его успешность. Но основная цель работы учителя – не констатация и не оценка, а выявление уровня реальной обученности ребенка. Поэтому при оценивании знаний возможны разнообразные формы поощрения: похвала, аргументация оценки, сообщение всему классу об индивидуальных успехах, открытый учет знаний.

Литература для учащихся и учителя

  1. Пятунин В.Б., Таможня Е.А. География. 8 класс. Учебник. Издательство «Вентана-граф»
  2. География. Программа. 6-10 класс. Издательство «Вентана-граф»
  3. Cмирнова М.С. Сборник задания для проведения промежуточной аттестации. М., Просвещение.
  4. Перлов Л.Е. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России.
  5. Географические диктанты. Первое сентября.
  6. Россия. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта+»
  7. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. М: Мысль, 1985
  8. Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий
  9. Коняев Н.М. От Ермака до Беринга. М., Просвещение
  10. Б.Б. Вагнер. Семь рек России. Семь озер России.
  11. сайты:

--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

--Все о геологии. www.geo.web.ru

--Каталог минералов www. catalogmineralov,ru


Календарно-тематическое планирование  уроков географии

8 класс

2012\2013 учебный год

№ урока

Название темы

урока

Количество  часов

Тип  урока

Элементы обязательного минимума

образования

Требования к уровню подготовки обучающегося

Формы контроля

Практическая работа

Введение. Что изучает география  России

                   

1

Изучение нового материала

Предмет  «География России», ветви географии физическая и экономическая

Называть: предмет изучения географии России;

Основные средства и методы получения географической информации.

Объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

Фронтальный опрос

Географическое положение России.

«Визитная карточка»

1

Изучение нового материала через практикум

Территория и акватория. Государственная территория России.

Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств

Называть: географическое положение объектов.

Описывать географическое положение страны (экономико-географическое, геополитическое и др).

Объяснять влияние географического положения на природу, хозяйство

Фронтальный

Работа с контурной картой

Характеристика географического положения России

1.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России

ЭГП и транспортно-географическое положение России

1

Практикум

2.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

1

Практикум

Сообщения учащихся

3.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России

Государственная территория. Типы российских границ

1

Урок изучения нового материала Лекция

Работа с контурной картой

4.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России

Сухопутные и морские границы России

1

Практикум

Защита проектов

Географический диктант

5.Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России

Различия во времени на территории России

1

Урок изучения нового материала + практикум

Термины:
местное время,
поясное время,
нулевой часовой пояс,
«Гринвичский меридиан»,
линия перемены дат,
декретное, летнее и зимнее время.

Объекты:
границы часовых поясов,
различия во времени на территории России,
местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Линия перемены дат.

Репродуктивный 
Показывают: границы часовых поясов.
Называют местное время, поясное время, линия перемены дат,
декретное, летнее и зимнее время.

Продуктивный
Объясняют причины разницы во времени в разных городах России. 
Определяют: разницу в поясном времени на территории России.

Творческий
Составляют и решают задачи на время, используя карту часовых поясов, а также при помощи координат и высоты солнца.

¦ * ? -

Решение задач на определение поясного времени

Решение задач на определение поясного времени

Государственное устройство и территориальное деление РФ

1

Проблемное изложение  + практикум

Термины:
унитарное государство,
федерация,
федеральные округа

Объекты:
историческое прошлое России,
субъекты РФ,
политико-административное устройство,
административно-территориальное устройство России.

Репродуктивный 
Называют и показывают субъекты РФ, их отличия, федеральные округа.

Продуктивный
Определяют состав федеральных округов РФ. Показывают на карте федеративное устройство и АТД РФ.

 

Творческий
Анализируют «Административную карту», приводят примеры из СМИ последних изменений АТУ России.
Анализируют стат. данные.¦ * ? -

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

Анализ схемы

 

Заполнение таблицы

 

Вопросы и задания

Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России

Итоговый урок по теме

1

Обобщающий

Тестирование

Контрольная работа

Особенности геологической истории формирования территории

1

Урок изучения нового материала

Термины:
подвижные складчатые пояса,
платформа,
щиты,
фундамент,
траппы,
геохронологическая таблица,
геологическое летоисчисление.

Объекты:
формирование земной коры в пределах современной России, основные геологические структуры коры, геохронологическая таблица – зеркало геологической истории Земли,геологическое строение формы рельефа.

Репродуктивный 
Называют: основные геологические эры, структуры коры. Показывать по карте подвижные складчатые пояса,
платформы, щиты на территории страны.

Продуктивный
Объясняют: причины географических явлений на основе применения понятий «геологическое летоисчисление».

* - ?

Беседа
работа с картой

 

Геохронологическая таблица, анализ

 

анализ рисунка
анализ физической и тектонической карты России.

Вопросы и задания

Физическая карта России
Тектоническая карта России

таблица стр. 258-259

 

рис. 17 стр.57 «Тектонические структуры мира».

 

вопросы 1-4 стр.58

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры

1

Урок изучения нового материала

Термины:
рельеф.

Объекты:
формы рельефа от нана-форм до крупных форм и их размещение; образование и размещение крупных форм рельефа: равнин, гор.

Репродуктивный 
Показывают: крупные равнины и горные системы.

 Продуктивный
Объясняют: образование и размещение форм рельефа, его разнообразие по размерам, возрасту, высоте.

 

Вводная беседа,
работа с картой,

  Заполнение таблицы

Анализ профиля рельефа
Сравнительная характеристика равнин

Физическая и тектоническая карта России
Презентация «Рельеф мира»
стр. 260 «Крупнейшие вершины»

таблица 5 стр. 59

рис. 18, вопрос стр. 60

вопрос стр. 60

Рельеф и полезные ископаемые России

1

Изучение нового материала + практикум

Термины:
экзогенные силы,
эндогенные силы,
неотектоника,
эрозия,
морена,
землетрясения,
вулканы.

Объекты:
внутренние процессы, формирующие рельеф,
неотектонические движения земной коры, области землетрясений и вулканизма,
внешние процессы, участвующие в формировании рельефа,
основные области современного оледенения и крупные ледники,
наступление морей,
деятельность ветра.

Репродуктивный 
Называют и показывают на схемах: разнообразие внутренних и внешних сил, основные области проявления неотектонических движений,
основные области современного оледенения и крупные ледники.

Продуктивный
Объясняют: причины вызывающие изменение рельефа, на территории страны во времени.

 Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменение рельефа территории под действием природных и антропогенных факторов, появления эрозийных объектов.  ¦ * ? -

Вводная беседа
Фронтальная беседа

 

 

Работа с картой

 

Составление ЛОК
Организация совместной учебной деятельности
Анализ карты

 

Проблемные задания

Физическая карта России
презентация «Землетрясения и вулканы»
(
стр. 260 – действующие вулканы)

рис. 20 стр. 63 «Новейшие тектонические движения»

«Внешние и внутренние процессы, формирующие рельеф»

карта рис. 22, 23 стр. 66-67 «Древнее оледенение»

задания 1-4 стр. 67

Рельеф и внешние геологические процессы

1

Урок изучения нового материала Лекция

Термины:
цунами,
обвалы, сели,
оползни.

Объекты:
сейсмически опасные территории, районы, подверженные

Репродуктивный 
Называют и показывают: сейсмически опасные территории, что такое цунами и зоны их действия на территории страны. 

Вводная беседа
Фронтальный опрос

Работа с картой

 

Физическая карта России
презентация «Стихийные природные явления»

рис. 24 стр. 68 «Сейсмоактивные области»

Человек и литосфера

1

Объяснение нового материала + практикум

Термины:
полезные ископаемые,
месторождение,
бассейн,
минерально-сырьевая база.

Объекты:
крупные месторождения основных п/и;
рациональное и нерациональное использование п/и.

 

Репродуктивный 
Называют и показывают на карте крупные месторождения основных п/и

 Продуктивный
Объясняют: закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

 Творческий
Прогнозируют: ресурсный потенциал страны, последствия нерационального использования минеральных ресурсов. ¦ * - ?

Практикум
работа с картой:
физической и тектонической карты России

 

Классификация п/и по происхождению (таблица). Практическая работа № 4

Работа с картой

 

Анализ схемы

Дискуссия, анализ таблицы

 

Физическая карта
России
В.И. Сиротин «Практические работы по географии 6-10 классы»
Атлас России

 

таблица 6,7 стр. 71 «Виды полезных ископаемых»

 карта рис. 26 стр. 72-23 «Полезные ископаемые России»
вопрос - схема стр. 74

вопрос - таблица 8 стр. 78 «Рост поверхности искусственных форм рельефа»
вопросы 1,2

 стр. 79.

Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

1

Изучение нового материала

Термины:
солнечная радиация,
суммарная радиация,
воздушные массы,
трансформация,
атмосферный фронт,
циклон,
антициклон;

Объекты:
климатообразующие факторы; географическое положение и климат; распределение солнечной радиации
циркуляция воздушных масс, формирование циклонов и антициклонов.

Репродуктивный 
Называют: климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах.

 

Продуктивный
Объясняют: признаки понятий «солнечная радиация», «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт». Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, климатические закономерности; образование смога.
Объясняют: влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории.

* - ?

Вводная беседа,
работа с картой,

 

Составление опорной схемы

Фронтальная беседа по рисунку

 

 

Работа с картой

 

Фронтальная беседа по рисунку

 

Анализ схемы

 

Составление таблицы

 

Описание климатических явлений

Климатическая карта
России
Видеофильм «Атмосферные явления»

«Климатообразующие факторы» стр. 89

рис. 28, 29, 30, 31 стр. 80-81 «Высота солнца над горизонтом»,
«Распределение солнечной радиации, тепла»

вопрос стр. 82 Климатическая карта России

рис. 32 «Движение воздуха в теплом и холодном фронтах»

рис. 33 «Схема циклона и антициклона»

таблица «Характеристика циклонов и антициклонов»
стихи поэтов  

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России

1

Изучение нового материала + практикум

Термины:
коэффициент увлажнения,
испаряемость,
испарение,
изотерма.

Объекты:
закономерности распределения тепла, средние температуры января и июля, их зависимость от климатообразующих факторов,
закономерности распределения влаги, их зависимость от климатообразующих факторов,
коэффициенты увлажнения в различных регионах страны, их зависимость от испаряемости и количества осадков в регионе.

Репродуктивный 
Называют причины, влияющие на разнообразие тепла и влаги. Показывать на климатической карте изотермы января и июля.

Продуктивный
Определяют  погоду по синоптической карте;
Объясняют: признаки понятий «коэффициент увлажнения», «испарение», «испаряемость»;
как составляют прогноз погоды.
Объясняют: зональность и азональность изотерм зимы и лета и количества осадков над территорией страны.

Творческий
Прогнозируют: погоду на ближайшие сутки.
*  - ? ¦

Практикум,
работа с картой

 

 Анализ климатической карты России

 

Анализ климатической карты России

 

Определение коэффициента увлажнения

 

Проблемные задания

Работа по синоптической карте
Предсказание погоды

Климатическая карта
России,

  

рис. 34, 35 стр. 87-88 «Средние температуры января и июля»

рис. 36, 37 стр. 89-90 «Годовое количество осадков», «Испарение и испаряемость»

формула коэффициента увлажнения К=О/И

 

задание 2 стр. 90

карта атласа

народные приметы

Сезонность климата Типы климатов России – разнообразие условий жизни

1

Урок изучения нового материала + Работа группами

Термины:
климатические пояса и области.

Объекты:
климатические сезоны, их влияние на жизнь людей и их хозяйственную деятельность,
типы климатов России,
синоптическая карта и прогноз погоды.

Репродуктивный 
Называют: климатические сезоны.
Называют и показывают по карте: типы климатов России, климатические пояса и области.

Продуктивный
Объясняют: влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, как составляют прогноз погоды
Сравнивают типы климатов России.

* - ?

Вводная беседа

 

 

Работа с картой

 

Составление таблицы

 

 

Климатическая карта
России

 

рис. 38, стр. 94-95 «Климатические пояса России»
таблица «Типы климатов»

 

Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Агроклиматические ресурсы.

1

Семинар

Термины:
комфортность,
дискомфортность,
агроклиматология,
засухи,
суховеи,
пыльные бури.

Объекты:
низкий уровень комфортности климата России,
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, суховеи).

Репродуктивный 
Называют: районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, суховеи).
Приводят примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивают Россию с другими странами по получаемому количеству тепла.

Продуктивный
Объясняют: причины возникновения опасных природных явлений, связанных с климатом и их распространение на территории страны; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Дают оценку климатических особенностей России.

 Творческий
Прогнозируют: изменение климата под действием природных и антропогенных факторов.  * - ? ¦

Беседа

Сравнение климата некоторых стран мира

 

 

 

Эвристическая беседа

 

Анализ природных условий по карте

 

 

Работа над таблицей

 

 

Дискуссия

 

Климатическая карта
России
Климатическая карта мира

 

 

 

таблица 9 стр. 99 «Показатели уровня комфортности»

карта рис. 39, 40 стр. 100,102 «Оценка природных условий для проживания человека», «Агроклиматические ресурсы»

составляют таблицу «Неблагоприятные климатические явления» стр.105-106

материалы СМИ, Интернета об изменении климата, свои предположения

 

* - ?

 

Работа по карточкам.
Вопросы для повторения стр. 106-107

Состав внутренних вод.

1

Урок изучения нового материала

Термины:
падение реки;
уклон реки,
режим питания реки,
межень,
паводок,
годовой сток

Объекты:
реки страны и их распределение рек страны по бассейнам океанов

Репродуктивный 
Называют: распределение рек страны по бассейнам океанов.
Показывают реки на карте России.

 

Продуктивный
Объясняют: признаки понятий «падение» и «уклон» реки.
Определяют уклон реки при помощи данных карты и табличных данных.

* - ?

Вводная беседа

работа со схемой

 

 

Работа по карте учебника

Решение задач: определение уклона и падения реки

Мини-конспект

Контурная карта

Карта «Водные ресурсы»
Видеофильм «Волга»
схема стр. 108 «Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы»

рис. 42,43 «Многолетний сток рек» стр. 109-110

стр. 110-111, карта атласа «Физическая карта России»

«Как климат влияет на реки?»
«Реки России» - стр. 256

Реки

2

Практикум

Озера Болота, ледники, подземные воды

1

Комбинированный
Работа парами

Термины:
многолетняя мерзлота,

Объекты:
основные области современного оледенения,
крупные ледники России,
озера и болота

 

Репродуктивный 
Называют: основные области современного оледенения и крупные ледники, озера.

Продвинутый 
Определяют: распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком   *  - ?

Беседа
работа с картой,

 

Анализ таблицы

 

Мини-конспект (таблица) задания по группам

Контурная карта

Карта «Водные ресурсы»
CD «Внутренние воды России»

 

Таблица 10 стр.116
«Происхождение озерных котловин нашей страны»
конспект-таблица «Воды России»

 «Внутренние воды России» - стр. 256

Воды и человек.

1

Обобщающий урок

Контроль

знаний

Термины:
водные ресурсы,
водный кадастр,
сели,

Объекты:
водные ресурсы,
неравномерность размещения водных ресурсов,
зависимость речного стока от сезонов года,
рост потребления и большие потери воды,
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений.

Репродуктивный 
Называют: районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (сели).

Продуктивный
Объясняют: причины возникновения опасных природных явлений, связанных с внутренними водами их распространение на территории страны.

Творческий
Прогнозируют: изменение водных ресурсов под действием природных и антропогенных факторов. ¦ * ? -

Беседа
работа с картой;

 

 

Составление ЛОК

 

Разбор таблицы

 

Проблемные вопросы

«Экологическая карта России»

 

 

Проблемы, связанные с использованием водных ресурсов

таблица 11 стр. 123
Вопрос №3,4 стр. 86

 

 

Видеофильм «Путешествие по Волге»

Особое природное образование - почва

1

Урок изучения нового материала Лекция

Термины:
почва,
гумус,
почвенный профиль,
В.В. Докучаев – ученый–естествоиспытатель.

Объекты:
почва - «зеркало ландшафта»,
почвообразовательные процессы,
основные свойства почвы,
состав почвы.

Репродуктивный 
Называют: признаки понятия «почва»,
главные свойства почвы, типы почв.

Продуктивный
Объясняют: почвообразовательные процессы. Возникновение науки «Почвоведение».
Характеризуют строение почвенных профилей.

Творческий
Прогнозируют: образование плодородных почв, учитывая почвообразующие факторы.

- ? ¦  

Вводная беседа

Фронтальная беседа по схеме учебника

Анализ рисунка

 

 

 

Творческое задание

Почвенная карта России
Таблицы «Типы почв»
схема стр. 88 «Условия почвообразования»

Рис. 46, 47 «Состав почвы», «Строение почвенного профиля» стр. 125,126

 

 

задание 3 стр. 129

Главные типы почв России

1

Практикум

Термины:
черноземы,
глеевые почвы,
дерново-подзолистые почвы,
солонцы, солончаки,
мелиорация почв.

Объекты:
зональные типы почв и их разнообразие, распределение почв по территории России в зависимости от климата и др. факторов,

Репродуктивный 
Называют: зональные типы почв,
Приводят примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах.

Продуктивный
Объясняют: признаки понятий «мелиорация».
Зональность типов почв.
Характеризуют строение почвенных профилей различных типов почв.

Беседа
Работа по рисунку почв

 

Задание на сопоставление

Анализ опорной схемы

 

Вопросы и задания

Почвенная карта России
рис. 48 «Основные типы почв»

 

задание стр. 130 рис. 48 и карта «Типы почв»,

схема стр. 133 «Причины развития эрозии почв»

задания стр. 136

Почвы и человек

1

Комбинированный
Работа парами

значение почвы для жизни человека,
мелиорация земель в разных зонах и регионах,
влияние человека на почвообразование.

Творческий
Прогнозируют: изменение почвенных ресурсов под действием природных и антропогенных факторов. *  - ? ¦

Поиск ответа на вопрос

вопрос рисунок 50 стр. 134

Растительный мир

1

Комбинированный

Термины: (словарь стр. 247-254) 
многообразие растительного и животного мира,
растительный покров России и его разнообразие (природные зоны),
богатство животного мира России,
наиболее распространенные промысловые звери.

Репродуктивный 
Называют: основные типы растительности России и представителей животного мира по природным зонам.

Продуктивный
Объясняют: особенности растительного и животного мира природных зон.

* - ?

Вводная беседа

 

Анализ рисунков и ответы на вопросы

 

 

Презентации учащихся
(стендовые) вопросы

Карта растительного и  животного мира России

рис.51, 52 «Типичные представители растительного и животного мира России» стр. 138, 139

«Растительный и животный мир п/з» вопрос 1-4 стр. 142

Животный мир России

1

Урок изучения нового материала

Биологические ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Термины: (словарь стр. 247-254) 
заповедники,
национальные парки
природные ресурсы,
рекреационные ресурсы

Объекты:
живые организмы на Земле,
основные виды природных ресурсов,
рациональное и нерациональное природопользование,
Красная книга России.

Репродуктивный 
Называют: основные виды природных ресурсов, примеры рационального и нерационального природопользования.

Продуктивный
Характеризуют природные ресурсы по признаку исчерпаемости.

Творческий
Аргументируют свою точку зрения о необходимости создания на территории России новых заповедников и национальных парков.  * - ? ¦

Вводная беседа

 

 

Поиск ответа на вопросы

 

Презентации учащихся (стендовые)

Карта растительного и  животного мира России
Экологическая карта России

 

Изменение ПЗ под влиянием хозяйственной деятельности человека

 

«Животного и растительного мира России»

Природные комплексы. Природное районирование.

1

Урок изучения нового материала

Термины:
ландшафтоведение,
фация,
географическая оболочка,
ПТК,
Л.С. Берг,
антропогенные факторы.

Объекты:
природные зоны и крупные природные районы,
формирование природных комплексов,
моря как крупные ПК

Репродуктивный 
Называют (показывают): признаки понятий «природно-территориальный комплекс», приводить примеры ПТК и взаимосвязей природных компонентов в ПК.

Продуктивный
Объясняют: разнообразие природы и природных комплексов на территории страны (на суше и на море).
Характеризуют: природные комплексы на территории страны (на суше и на море).

Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменении ПЗ под влиянием человека.  * - ? ¦

Вводная беседа

 

Составление логической цепочки

Анализ карты, ответы на вопрос

 

Чертёж

Работа с таблицами

Характеристика ПК моря

План характеристики
Составление схемы

Карта растительного и животного мира России

«Взаимосвязь природных компонентов ПК»

рис. 54 стр. 148 «Физико-географические регионы России», вопрос стр. 149

«ПТК России»

приложение 2 стр. 258-259
рис. 55 стр. 150 «Азовское море»

задание 4 стр. 153
рис. 56 «Виды антропогенных ПК» стр. 152

Моря как крупные ПК

1

Северные безлесные зоны

Арктическая зона пустынь. Тундра. Лесотундра

1

Урок изучения нового материала Лекция

Термины: многолетняя мерзлота.

Объекты:
арктические пустыни, их география, климатические особенности, животный и растительный мир,
тундра и лесотундра, их география, климатические особенности, животный и растительный мир,
основные виды природопользования на северных территориях.

Репродуктивный 
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира северных ПЗ.

Продуктивный
Определяют:  по тематическим картам особенности ПЗ севера.
Характеризовать значение северных территорий для развития России (шельфовые зоны СЛО).
Объясняют: причины зонального и азонального расположения ландшафтов в пределах севера.

*  - ?

Беседа

 

 

Работа над схемой

 

 

Поиск ответа на вопрос

 

Проблемный вопрос

Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»

рис.59 схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне тундры» стр.160

вопрос стр. 161 «Каковы основные виды природопользования на севере страны?»

вопрос «Каково значение северных территорий для развития России (шельфовые зоны СЛО)»

Тайга

1

Лекция

Термины:
биомасса,
лиственница.

Объекты:
леса России, их разнообразие,
географическое положение лесов, их размещение в двух природных зонах,
разнообразие таежной зоны, ее протяженность по территории России,
смешанные и широколиственные леса, их размещение по территории

 Термины:  
высотная поясность.

Объекты:
высотная поясность,
влияние гор на другие компоненты природы,
зависимость ПК от рельефа и высоты места,
жизнь в горах рии страны.

Репродуктивный 
Называют (показывают): признаки понятий «широтная зональность»
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира лесов.

Продуктивный
Объясняют: необходимость охраны лесных богатств.

 Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменении леса под влиянием человека. ¦ * ? -

Вводная беседа

 

Анализ карты атласа

 

Составление каркасной схемы

Поиск ответа на вопрос

Занимательное задание

Проблемный вопрос

Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
карта «Лесные территории страны»

схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне лесов»
вопрос 2 стр. 166

 

задание 4 стр. 166

 

вопрос «Использование лесных ресурсов» 

Смешанные и широколиственные леса Высотная поясность

1

Урок изучения нового материала

Степи. Пустыни и полупустыни

1

Урок изучения нового материала Лекция

Термины: переходная зона.

Объекты:
лесостепи, степи, пустыни и полупустыни, их география
изменение степной зоны под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Репродуктивный 
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира степей.

 

Творческий
Прогнозируют: дальнейшее изменение степей под влиянием хозяйственной деятельности человека.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

Анализ карты атласа

 

Составление каркасной схемы

 

Проблемный вопрос

 

Вопросы и задания

Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
карта «Природные зоны России»

схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь»

вопрос «Как выглядела степь до начала ее освоения»?

вопросы 1-4 стр. 170

Составление прогноза изменения природной зоны в результате хозяйственной деятельности человека


СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы

Введение Что изучает ФГ России

Раздел IРоссия на карте мира Географическое положение  и формирование государственной территории России
Географическое положение  и его виды .

Особенности физико-географического положения России

Экономико- и транспортно-географическое положение России

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

 Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России

Российские пространства: вопросы и проблемы

Государственные границы России. Сухопутные и морские границы. Соседи России

Россия на карте часовых поясов

Как осваивали и изучали территорию России

Особенности административно-территориального устройства России Современное развитие рельефа

Раздел II
Природа России
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Геологическое строение территории России

Особенности рельефа России

Изменение рельефа России

Стихийные природные явления в литосфере

Человек и литосфера. Минеральные ресурсы

Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты

Циклоны и антициклоны

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Сезонность климата Типы климатов России – разнообразие условий жизни

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

Агроклиматические ресурсы. Климат и человек

Обобщающий урок по теме «Климат»

Разнообразие внутренних вод России. Реки

Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники

Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод

Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир

Образование почв. Их разнообразие

Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России

Своеобразие растительного и животного мира.

Биологические ресурсы. Природно-ресурсный потенциал России. Охрана растительного и животного мира

Обобщающий урок

Резервный урок

Природное районирование. Природные зоны

Природные комплексы. Моря как крупные ПК

Природно-хозяйственные зоны России

Арктическая зона пустынь. Тундра. Лесотундра

Лесные зоны России Зоны степей, полупустынь и пустынь Высотная поясность

Практическая работа №1

Тема: ознакомление с тематическими картами (атласами, картами республик, планами города и района, туристскими схемами, атласами дорог) и решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот)

Данная практическая работа достаточно объемна по своему содержанию. см приложение

Практическая работа № 2

Тема: определение по физической карте географических координат крайних точек России, нанесение их на контурную карту

Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа.

Практическая работа № 3

Тема: решение задач на определение поясного времени

При подготовке к практической работе необходимо выполнить следующие тренировочные задания:
1. Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
2. Определить, на сколько часовых поясов разделена поверхность всей Земли.
3. Определить, сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны.
4. Определить, в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.
5. Знать карты часовых поясов, системы ее условных знаков, определения понятий «местное время», «поясное время», «летнее время», «линия перемены дат».

I вариант 

II вариант

Практическая работа проводится физической карте атласа, и выполняются следующие задания:

Практическая работа проводится по карте часовых поясов, имеющейся в учебнике

1. Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 ч.

. На о. Вайгач 13 ч, определить поясное время на о. Врангеля, в Санкт-Петербурге.

 

Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.

. Сколько раз в нашей стране можно встретить Новый год?

 

. Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург надо переводить часы, а при перелете в Мурманск не надо?

. В каком часовом поясе находится Волгоградская область?

 

. Какие изменения во времени произойдут при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

. Сколько времени в Волгограде, если в Якутске 2 часа ночи?

Определить, который час в городе Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра.

 Санкт-Петербург находится примерно на 7,5° западнее Москвы. В каком городе в июне раньше темнеет и насколько?

На сколько и в каком направлении надо перевести стрелки часов, если мы переместимся из 2-го часового пояса в 8-й? в 1-й?

 

Определите по карте, какие крупные города России отделены друг от друга наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера).

В каком городе темнеет раньше, в Москве или в Волгограде?

 

Теплоход выходит и порта Владивостока в Сан-Франциско (США) 20 сентября в 8.00 утра. В пути он будет трое суток. Какого числа теплоход достигнет Сан-Франциско?

Сколько времени в Петропавловске-Камчатском, если в Волгограде 18 ч

Практическая работа №4

Тема: установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий

Данная практическая работа дает возможность расширить знания учащихся, сформировав у них понимание зависимости между тектоническим строением территории, рельефом этой территории, типом полезных ископаемых, преобладающих на ней.
Работа проводится с тектонической и физической картами атласа.

Задания:

Сравнить содержание тектонической и физической карт.

Установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны и сопредельных государств.

Вывод сформулировать самостоятельно и записать в тетради.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

 Полезные ископаемые

Выводы об установленной зависимости:
1.
2.

Практическая работа №5

Тема: определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения
для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте.

Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и синоптической картой.

 При выполнении практической работы, необходимо выполнить следующие задания:
1. Определить суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районе городов Архангельска и Оренбурга.
2. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о причинах различия. Работу можно оформить, как показано в таблице.

Район (город)

Суммарная радиация, ккал/см2

Годовое  количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент увлажнения,
65-1

Архангельск

Оренбург

Вывод о причинах различия:

Практическая работа №5

Работа проводится по климатической и синоптической картам.

  1. Определить по климатической карте суммарную радиацию, коэффициент увлажнения для отдельных пунктов Российской Федерации. Данные занести в таблицу, сделать вывод.

Пункты
(территории)

Суммарная радиация, ккал/см2

Годовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент увлажнения

Увлажнение

Москва

Архангельск

Оренбург

2. Определить состояние погоды по синоптической карте.

 Сравнить состояние погоды на Урале и в Центральной части Восточно-Европейской равнины по предложенному плану:

Температура воздуха.

Направление и сила ветра.

Облачность. Осадки: если есть осадки, то какие.

Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

Практическая работа №6

Тема: определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Задание

На основании анализа карт атласа и учебника вычислить падение реки, определить ее питание, режим и годовой сток.

Заполнить таблицу, выбрав несколько крупных рек России.

План:

Река

Название реки

Исток, направление течения, устье

К бассейну какого океана принадлежит

Источники питания

Тип водного режима

Падение и уклон реки

Характеристика течения

Хозяйственное использование реки и ее охрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...