Опыт работы учителя географии МКОУ "СОШ №18" города Черкесска по теме: "Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании географии»
учебно-методический материал по географии

Одним из средств, повышающих эффективность урока, является интерактивная доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я, Хакунова  Елена Муратовна, учитель географии

 МКОУ „СОШ № 18“ г. Черкесска.

Образование высшее,  специальность-учитель географии и охраны окружающей среды.

Имею высшую категорию, стаж работы - 14 лет.

Тема моего опыта:

«Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании географии»

Цель: показать возможности использования ИКТ-технологий  в повышении эффективности проводимых уроков и внеклассных занятий, в повышении уровня познавательной активности школьников, их интереса к изучаемому предмету.

     Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Исследования ученых, методистов, практика учителей показывают, что при правильном использовании ИКТ-технологии  действительно:

1.Повышают интерес учащихся к предмету, возникает положительная мотивация усвоения знаний.

2.  Наблюдается более интенсивное усвоение учебного материала.

3. Улучшается качество обучения за счет возможности  наглядно увидеть результаты своей работы (например, применение компьютерных, онлайн тестов и диагностических  комплектов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения школьниками изучаемого материала и своевременно корректировать процесс дидактического воздействия).

4. Создаются условия для индивидуальной работы с учащимися (особенно при наличии в кабинете персональных компьютеров).

5. У школьников на новом уровне формируется культура умственного труда (учащиеся привыкают к общению, к поиску и обработке  информации современными средствами, у них повышается чувство уверенности в себе, поскольку появляется возможность найти ответ практически на любой вопрос).

6. Происходит облегчение труда учителя, особенно рутинного характера (нет необходимости рисовать таблицы, плакаты и т.д.)

 Меня, учителя географии, давно заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету. Однако реальная, систематическая работа началась в прошлом учебном году, когда по программе модернизации наша школа получила кабинет географии:

  1. Презентация оборудования кабинета.
  1.  Первое и главное, что порадовало меня - это наличие  интерактивного комплекта: теперь в моем кабинете есть компьютер, проектор и интерактивная доска, а также слайд - проектор, оверхед-проектор.
  2. Кроме ИКТ - оборудования кабинет оснащен комплектами медиа-пособий, интерактивных пособий и комплектами слайдов по различным разделам курса географии, например:

Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру: иллюстрированный текст, звуковое сопровождение, видео, анимация и т.д. Кроме этого есть диски, содержащие готовый интерактивный практикум: например, Контрольные вопросы и тесты, в том числе по ЕГЕ, словарь терминов и понятий.

3.Материально-технические возможности кабинета, разнообразный набор интерактивных средств обучения был дополнен подключением всей школы к беспроводной сети интернета- wi-fi.

Я люблю свой кабинет, он имеет и другое разнообразное оборудование, позволяющее сочетать современные технологии обучения с традиционными методами. Я считаю, что нельзя чрезмерно увлекаться использованием только ИКТ, урок не должен постоянно превращаться в красочное шоу, он должен быть подчинен одной цели- обучать и воспитывать учащихся. Моя задача- правильно подобрать сочетание современных ИКТ и классических технологий, найти такой их баланс, который позволил бы сделать мою работу и работу учащихся максимально эффективной.

  1. ИКТ-технологии на уроке.

Исследованиями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать условием организации такой деятельности, которая помогает повысить наглядность обучения, побуждает к познанию, к развитию интереса, воображения, создает эмоциональную сферу обучения.

        Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Компьютер на уроках использую с различными функциями:

1.Как  средство обучения, источник информации, например, при изучении нового материала я имею возможность использовать различные способы подачи учебного материала: презентации по темам уроков, использование таблиц, схем, слайд- шоу, видео.

2. При закреплении, обобщении изученного материала  также активно использую ИКТ. Например, провожу уроки – практикумы, уроки-семинары:   подготовка  учащимися выступлений с презентациями, что делает  уроки  увлекательными для учащихся,  все с удовольствием слушают, смотрят. И я рада, что в каждом классе у меня есть такие дети, которые прекрасно владеют компьютерными технологиями и с большим желанием, часто по собственной инициативе выполняют различные творческие задания. На обобщающих уроках смотрим учебные, документальные фильмы.

3.Важную роль ИКТ-технологии играют при  диагностировании  учебных возможностей учащихся, как  средство контроля и оценивания  качества обучения.

4. Одним из средств, повышающих эффективность урока, является интерактивная доска. Интерактивная доска – поверхность, на которую проецируется экран монитора. Она является чувствительной и позволяет использовать «маркер», чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключённого к ней. Использование интерактивной доски позволяет повысить заинтересованность учащихся и улучшить запоминание учебного материала. Интерактивная доска является ценным инструментом для обучения всего класса. Интерактивная доска помогает мне излагать новый материал очень живо и увлекательно, предоставляет огромные возможности использовать разнообразный наглядный материал, быстро находить дополнительную информацию при прямом выходе в Интернет. Работая с интерактивной доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Например, я могу быстро получить портрет любого путешественника, перенестись с классом в любую точку земного шара и ознакомиться с достопримечательностями разных стран и городов и все это буквально за секунды.

    Работая с интерактивной доской в течение года, я убедилась, что действительно её     применение имеет ряд преимуществ:

1.        Помогает учителю использовать средства обучения легко и непринуждённо, находясь в постоянном контакте с классом.

2.        Позволяет проецировать изображения на экран с целью показа динамических моделей, видеоматериалов, презентационных и графических материалов.

3.        Дает возможность использовать специальный маркер для управления компьютером, как удалённой компьютерной мышью, на поверхности доски.

4.        Позволяет учителю усилить восприятие информации за счёт увеличения количества иллюстрированного материала, что является незаменимым спутником учителя на уроке, отличным  дополнением его словесного объяснения.

5.        Обеспечивает учителю процесс импровизации на уроке, можно быстро вносить комментарии поверх подготовленных материалов, видеосюжетов, компьютерных приложений и обучающих программ.

6.        Дает возможность сохранять и печатать созданные записи и просматривать их впоследствии на компьютере.

7.        Позволяет использовать специальные программные продукты и видеосюжеты для демонстрации различных виртуальных моделей объектов и процессов.

   Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Я думаю, что и мои коллеги, хотя бы один раз подготовившие интерактивный урок, уже не могут от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства.

Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.

  1. Использование ИКТ при организации внеклассной работы по географии.

  Наличие в кабинете географии  интерактивных  и экранно-звуковых средств позволило мне улучшить организацию внеклассной работы по географии.

 ИКТ технологии я использую:

  1. В организации кружковой работы на базе кабинета, например, виртуальные экскурсии по миру, в зоны экологических катастроф и т.д.
  2. В проведении внеклассных занятий по географии на базе кабинета.
  3. Новым видом творческой работы стало участие в дистанционных  ИКТ-проектах, онлайн конкурсах.  
  4. Ежегодно учащиеся принимают участие в научно-исследовательской работе (НОУ «Эрудит») Одна из последних работ - работа ученицы 11 класса Зайцевой Анастасии, занявшей  2 место, по теме: «Многообразие предсказаний конца света». Её работа отличалась именно необычайно интересной презентацией и видео заставками по теме исследования.  
  1. Выводы:

    Итак, сегодня невозможно представить образовательно-воспитательный процесс без использования ИКТ-технологий. Важное  значение при этом имеет подготовленность учителя к использованию компьютерных технологий. Я имею сертификаты по использованию ИКТ, а также большое внимание уделяю самообразованию - постоянно  работаю в сети Интернет с методическими материалами по ИКТ;

    Создала свой  мини-сайт  в социальной сети работников образования  nsportal.ru  своего персонального сайта, куда выкладываю свои разработки. Есть  сертификат и свидетельство  о публикации материалов в  электронном  СМИ.

   Наличие электронной почты в кабинете позволяет мне обмениваться  учебно-методической информацией со своими коллегами, общаться с родителями и учащимися через «Дневник. ru».

  За время активного использования ИКТ-технологии на уроках географии, я с уверенностью могу сказать, значительно вырос интерес учащихся к предмету: с большим желанием приходят на уроки, готовят презентации. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться  качественного улучшения образовательного  процесса, так качество  ЗУН по итогам 2 четверти составляет более 60%.  Есть призёры  городского этапа олимпиады по географии, учащиеся  систематически участвуют во всероссийских интеллектуальных конкурсах. На августовском заседании МО учителей географии города Черкесска представила свой опыт в форме  презентации кабинета.

Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя географии Сальцина М.П.

Опыт моей работы заключается в использовании на уроках географии геоинформационных систем и в частность такой гаоинформационной системы как программа "Google Планета Земля".Геоинформационные сис...

опыт работы учителя географии

В опыте работы описываются актуальность, научность, идея опыта. Представлены педагогические технологии по которым работает учитель....

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....

Опыт работы учителя географии по направлению "Краеведение"

"Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.Постепенно расширяясь, эта любовь к родн...

Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве доп...