Карта "Альфа" и "Омега" в географии
статья по географии по теме

Никифорова Любовь Алексеевна

Моя точка зрения в преподавании географии в средней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_-_alfa_i_omega_v_obuchenii_geografii.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Любовь Алексеевна

МБОУ «Излучинская ОСШ№1»

Карта – «альфа» и «омега» в обучении географии.

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!

Меня, как и многих других учителей, волнует вопрос о качестве преподавания, обучения географии.

 В своей работе особое внимание уделяю картографическому способу изучения географии.  Преимущества картографического способа по сравнению с традиционным обучением вижу в следующем:

   1). Карта формирует относительно точные представления о форме, величине географических объектов;

2). Развивает пространственное мышление, подводит учащихся к пониманию расположения объектов по отношению к сторонам горизонта, их взаимного расположения;

3). Способствует отработке предметных умений, что закладывает новый вид учебной деятельности - практические работы на основе карты. Такие работы способствуют осмыслению идеи о необходимости работы учащихся с картой как важнейшим источником знаний.

Карта – источник новых знаний об изучаемых объектах и явлениях. Картографическая грамотность сегодня необходима каждому образованному человеку в повседневном быту, дипломату и туристу, администратору и инженеру, космонавту и водителю личного автомобиля, наконец, любому читателю газет и телезрителю. Карта служит главным средством наглядности в географии. Чтение карты является основой хорошего знания географии. Сведения, отражённые в картах необходимы людям всех профессий. В этом отношении карта - незаменимое средство познания: «это альфа и омега географии»- говорил Л.С.Берг. Карта выполняет важную психолого-педагогическую роль - организует мышление, способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Эту роль карта выполняет и в школе, и позднее в жизни каждого человека. Карта способствует развитию познавательных способностей детей, воображения, памяти, наблюдательности, развивает пространственное географическое мышление.

С самого начала изучения курса географии обращаю внимание детей на координаты основных линий ориентирования на карте:  экватора, нулевого меридиана, северного и южного тропиков, северного и южного полярных кругов.

Эти знания необходимы детям в изучении всех тем  курса географии.

Язык карт - это во многом особый язык. Ему присущи такие качества как лаконичность, строгость, точность и наглядность. И в условиях современного информационного «взрыва», диктующего необходимость писать кратко, но полно и зрело, язык карт может быть признан как один из наиболее экономных, дающих цельную и научную характеристику культурных процессов территории.

Научить детей работать с картой - дело непростое и требует много усилий и терпения. Не секрет,  что современные дети боятся карты. Им проще прочитать готовый текст и пересказать, чем сопоставлять какие - то явления, условные знаки  и делать соответствующие выводы.  

Карта является хорошим помощником и в работе со слабыми учащимися. В каждом классе такие ученики есть. Что бы восполнить пробелы в их знаниях применяю приёмы работы с картой. Наглядность карты заинтересовывает любого, даже самого нерадивого ученика и вселяет в него уверенность, желание самоутвердиться.

Я стараюсь применять на уроках игры, упражнения, географические диктанты,   которые развивают интерес к карте, желание смотреть в неё и изучать. Вот примеры некоторых заданий, применяемых мною на уроках:

географический диктант «Реки России»:

  1. Река, берущая своё начало на Валдайской возвышенности и впадающая в Каспийское море.
  2. Река, берущая своё начало в 7-ми километрах от озера Байкал и впадающая в море Лаптевых.
  3. Пограничная река России, несущая свои воды в Тихий океан.
  4. Единственная река в России, вытекающая из озера Байкал.
  5. Река, на которой стоит город Архангельск.
  6.  Правый приток Волги.
  7. Река, на которой стоит город Нарьян-Мар.
  8. Левый приток Волги.
  9. Две реки, дающие начало реке Обь
  10.  Река, на которой стоит город Норильск.

Определите (без помощи карты) какой пункт находится севернее:

        А (58⁰ С.Ш. 38⁰В.Д.)

        Б (60⁰ С.Ш. 30⁰В.Д.)

Такие задания способствуют осмыслению идеи о необходимости работы учащихся с картой как важнейшим источником знаний.

Большое внимание уделяю развитию у детей поисковой активности. Это одно из важнейших потребностей ребёнка, который является «исследователем от рождения». Для этого подбираю для детей задания с разным уровнем сложности, которые предполагают выполнение различных видов деятельности: вписать, раскрасить, рассчитать, определить, установить, выделить, обозначить, обвести, показать, и др. Кропотливая и вдумчивая работа учеников проверяется с использованием контурных карт и текста учебника

Информационные технологии, которые я применяю в своей деятельности, значительно расширяют иллюстративный материал, повышают интерес и мотивацию к учёбе, усиливает эмоциональный фон обучения, а так же создаёт возможности для индивидуального и дифференцированного обучения. Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет мне активизировать деятельность учащихся, их творчество и значительно повысить качество обучения.

Удачи вам, дорогие коллеги, и успехов во всём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....


 

Комментарии

Горбунова Елена Юрьевна

Любовь Алексеевна, с Вами согласится любой учитель географии. Вы совершенно верно подметили, что современным детям гораздо легче пересказать прочитанное, чем свзять объекты и явления на карте. Карта развивает мышление.
А начинать нужно действительно с малого - запоминания объектов на карте. Как тут не вспомнить и знаменитые обучающие задачи С.В. Рогачева и игру "Бой с тенью" и многие другие методы, помогающие ребенку знакомится с картой в игровой форме. Да, мы не имеем возможности проводить игры с детьми на каждом уроке в силу ограниченности времени, но с каким интересом многие из них увлеченно занимаются поисками на карте нужных объектов.