Урок-путешествие "Вслед за Магелланом" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Прозорова Надежда Николаевна

Вы совершите путешествие, повторив  маршрут первого кругосветного мореплавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_vsled_za_magellanom_.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- путешествие в 6 классе  «Вслед за Магелланом»

Учитель географии: Прозорова Надежда Николаевна,

                                       МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области

Цель урока:  в ходе маршрута кругосветного путешествия Фернана Магеллана обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мировой океан и его части»;  показать единство  Мирового океана.

Задачи: формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой; проверить и оценить знания учащихся по данной теме; воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи; развивать логическое мышление на основе взаимосвязи Мирового океана; развивать интерес к географии и путешествиям.  

Тип урока:  Урок обобщения и закрепления знаний

Используемое оборудование:  интерактивная доска, мультимедийный проектор, физическая карта полушарий, контурная карта полушарий, глобусы,  атласы,  штурвал, 2 вида кораблей,  4 сосуда с водой из океанов,    путевые листы, раздаточный материал.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Океан зовёт нас в  увлекательное путешествие.  Мы с вами отправляемся  в кругосветное плавание по маршруту великого путешественника Фернана Магеллана. В 2010 году отмечается 530-летие со дня его рождения.  Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях.

Каждый из вас будет вести путевой лист. Во время путешествия вы будете вести путевые листы, в которых будете отмечать маршрут и географические объекты. За правильные ответы будете получать испанские деньги- пиастры. В конце путешествия вы можете определить, насколько оно было успешным, для этого у каждого из вас на столе лежат кораблики.  Желаю вам  успеха!

Учащиеся получили путевые листы с контурной картой полушарий, 2 вида корабликов- с белыми и темными парусами.

Открыта в атласах физическая карта полушарий.

2.

Введение в тему:

1519 год.  Испанский двор короля  Карла  I снаряжает морскую экспедицию.  

&     Королевский указ: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко, что находятся в восточных землях Азии,  имеются изысканные вкусности.   Я  посылаю вас на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова и наполнили сундук всякими пряностями. Попутно изучайте водные пространства нашей Земли, да подробно опишите всё в путевых листах».

- Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по следам Магеллана? А что необходимо взять с собой в плавание?  / работа с интерактивной доской- выбор предметов/-

компас, карта, пресная вода, продовольствие, аптечка + валенки, игрушка, санки

3.

Ход путешествия

1 часть- Атлантический океан

20 сентября 1519 года- началась  экспедиция Фернана Магеллана на 5 кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория».  Приготовиться к отплытию! И как говорят моряки- «Семь футов под килем!»

-Наше путешествие начинается из порта с координатами 37 0 с.ш. 90 з.д.. Определите, на какой части суши находится этот порт.

- Что такое полуостров?

-Какому  материку принадлежит полуостров?

- А что такое материк?

В своих путевых листах отметьте пункт отправления.

- Выходим в открытое водное пространство и  нигде не видно ему границ. Что  это? Где мы?

- Ребята, по пути нашего следования мы будем набирать воду из каждого из Мировых океанов. Вот вода Атлантического океана (показ сосуда с водой в соответствии с площадью океана- заполнен на 3/4 часть)

-Смотрите, слева по борту находится берег суши. Определите это?

- Наш путь на юг по Атлантическому океану проходит вдоль берега другого южного материка. Какого?

 - Здесь мы, как и Магеллан, сделаем остановку в местечке с координатами 350 ю.ш. 580 з.д. Эта часть океана глубоко вдается в сушу, значит, это… он называется  Ла-Плата.

&     Историческая справка:

В заливе Ла-Плата  Магеллан остановился на зимовку. Путешествие было тяжелым. Ему  с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию. Продолжила экспедицию уже флотилия из 4 кораблей, так как  «Сантьяго» погиб в разведке. Курс был взят снова на юг.

-Вскоре экспедиция достигла берега с координатами 530 ю.ш. 700 з.д., долго мореплаватели искали путь на запад.                

-Где же находились путешественники?                                                                     - Да, это был узкий пролив,  которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя.  

- Ребята, а что такое пролив?                                                    

 - Давайте внимательно посмотрим, какие участки суши разделяет Магелланов пролив?

 -Плывя по проливу, вечером Магеллан увидел с левого борта много огней, костров, зажженных местными жителями. Поэтому он и назвал этот остров «Земля огней».

– А что такое остров?

- Друзья, посмотрите, нас приветствует гость. Кто это?/ 

&     Индеец:

 «Приветствую вас, бледнолицые друзья! Тысячи  лет мои предки живут на этой суровой земле, но никогда не видели столь огромных кораблей. Говорят, что где-то далеко на западе есть диковинные острова.  Я желаю вам удачного плавания и спокойной глади моря!»

- Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу. Корабль «Сан-Антонио», шедший передовым, повернул  обратно   и самовольно вернулся в Испанию. Можно себе представить всеобщую радость, когда мореплаватели увидели перед собой новый океан.  

/Пиренейский полуостров.

Часть материка, глубоко вдающаяся в океан.

/Евразия.  

Огромный участок суши.

Атлантический океан.. 

- материк Африка. 

- это Южная Америка.

залив 

- Магелланов пролив 

-узкое водное пространство, разделяющее участки суши.                

-Южную  Америку и остров Огненная Земля

- небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой.

Индеец- коренной житель Южной Америки.

2 часть- Тихий океан

- Ребята, смотрите, по пути нашего следования нам встречается письмо - это  бутылочная почта, которой мореплаватели пользовались в то время. Записка адресована вам, ребята, определите:                                                                                                             & 1) «Это «Южное море» в  средние века было изучено меньше, чем другие океаны. Так как во время своего путешествия не было ни одной бури, Магеллан назвал  океан коротким емким прилагательным». О чем идет речь?   

3) Почему Магеллан назвал его океаном, а не морем?                                                                                                                   

2) Оправдывает ли свое название океан в наши дни?

Рисуют маршрут путешествия.

Тихий океан

Море- это часть океана.

Нет, часто бывают бури, штормы.

Физкульт минутка

Звук ветра. Анимация -- волны

Что-то шумно стало дети,
Откуда же здесь взялся ветер?

А это – буря, шторм, беда!
Плывем. И нас спасет вода!
(все «плывут»)

Облака закрыли путь.
Нужно хорошо подуть!
(дети дуют)

К солнышку потянем руки,
И не будет больше скуки!
(учащиеся  поднимают руки вверх)

Все, дети,  успокоились,
И на урок настроились!  

- Вот вода Тихого океана (показ сосуда с водой в соответствии с площадью океана- заполнен полностью). Почему в сосудах неодинаковое количество воды?

- Экспедиция Магеллана направилась дальше вдоль берега до 30 ю.ш.  и повернула на запад.

-Наконец  на горизонте показалась группа островов в море с одноименным названием, найдите их по адресу: 80 с.ш. 1260 в.д..

Как называется эта группа островов? Каким морем омывается?

-Чем отличается понятия «остров» и «архипелаг»?

 

Приблизившись, испанцы увидели, что острова обитаемы. (рассказ на фоне звуков  барабанов и мокасин)                                Скоро к кораблям Магеллана начали подплывать многочисленные лодки с папуасами. Магеллан сделал на этих островах запас свежей воды и принялся за исследование этих островов. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит вождём в сражении 27 апреля 1521 года.

-Немногих оставшихся  в живых от общего числа участников экспедиции было недостаточно и  решено было один корабль, «Консепсион» сжечь.

- Нагрузив корабли пряностями,  испанцы двинулись в путь без своего прежнего капитана, и так как «Тринидад» дал течь, теперь их единственным судном оставалась «Виктория». Командовать кораблем стал де Элькано. 

- Тихий океан больше, чем Атлантический.

-Филиппинский архипелаг в Филиппинском море (наносим в путевой лист объекты). 

- Архипелаг – это группа больших и маленьких островов.

3 часть- Индийский океан

-Двигаясь дальше на юг, мореплаватели прошли мимо материка, о котором  во времена Магеллана почти ничего не было известно. Сейчас мы можем восстановить отрывок из старой книги.

& «Эта «неизвестная ю… земля» находится очень далеко от Европы. От берега мы дошли до места с координатами  20 0  …. 130 0 …. Во время путешествия погода  была очень ….., а повсюду нам встречались  диковинные зв… ».

-Какой это материк?  

- Теперь их путешествие продолжалось по бескрайним просторам  Индийского океана. 

- Вот вода из Индийского океана (показ сосуда с водой в соответствии с площадью океана- заполнен на 2/4 часть). Что вы можете сказать про размеры этого океана?

Возвращение домой по Атлантическому океану проходило по знакомому для европейцев пути – вдоль Африки.

& Историческая справка: - 6 сентября 1522 года «Виктория» вошла благополучно в гавань Испании. Из 265 человек, которые 20 сентября 1519 года вышли в море, только 18 человек вернулось на «Виктории», но и те все были больны и истощены.

Австралия. 

(наносят  в путевой лист объекты) 

- Индийский океан меньше, чем Атлантический и Тихий.

(рисуют последнюю часть маршрута)

4.

Итоги путешествия

- Что же доставила экспедиция к испанскому  двору? Заглянем в сундучок. (ваниль, корица, гвоздика, перец горошком.)

- Каковы же были итоги всего путешествия Магеллана? 

С географической точки зрения значение этого первого кругосветного путешествия было огромно. Оно явилось поворотным пунктом, который отделяет древний период в области землеведения от новой эпохи. До Магеллана шарообразность Земли хоть теоретически хоть и признавалась учеными, но все же учение о шарообразности Земли было всего лишь умственным построением. Возвращение же корабля «Виктория», отправившегося на запад, а вернувшегося с востока, было сильнейшим аргументом в системе доказательств, что Земля представляет собой большой шар. Вода занимает большую  часть Земли, нежели суша.

Докажем и мы  единство Мирового океана. (выливаем в 1 общую емкость воду из трех сосудов).

Тихий океан

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

710                 млн. км3

329,6                  млн. км3

210                             млн. км3

18,07                       млн. км3

-Сосуд с водой какого океана остался? Почему?

-Что вы можете сказать про размеры Северного Ледовитого океана? (выливаем в 1 общую емкость воду из 4 сосуда, заполненного на 1-4 часть)

Тот факт, что Земля представляет собой огромный шар, свободно висящий в пространстве, имел огромное влияние на все человеческое мышление, перед человеческим умом сразу открылись необъятные горизонты, и перед человеком невольно встал новый вопрос: если наша Земля представляет собой шар, и, следовательно, является таким же небесным телом, как Солнце и Луна, то, может быть, она не стоит неподвижно, а обращается вокруг Солнца вместе с другими планетами?

– Вспомните, пожалуйста, известного астронома, который впервые высказал идею о вращении Земли вокруг Солнца? Эту мысль постарался обосновать и доказать астроном Николай Коперник, который издал свою знаменитую книгу об обращении Земли в 1548 году, то есть спустя 21 год после возвращения из кругосветного путешествия мореплавателей под руководством Магеллана.

1)Шарообразность Земли.

2) Вода занимает большую часть планеты.

3) Мировой океан един.

-  Северный Ледовитый. Путешественники не плавали по нему.

-Он самый маленький

5. Закрепление

  Давайте вспомним, какие объекты мы проплывали в ходе путешествия.1) Покажите на глобусе и расскажите о маршруте путешествия Магеллана.

2) Запутанное слово:

А) Что такое Океан? Составьте слово.

СИНКИЙДИЙ- Индийский

ИХИЙТ-  Тихий

Б) Мимо каких материков проходило наше путешествие?

АСИТВАРЯЛ- Австралия

РАВИЗЕЯ –Евразия

В) Какие еще части океана мы проплывали? Залив, пролив, архипелаг, остров, полуостров

ЛИПФИСКИЙПИН- Филиппинский

ЛАНОВМАГЕЛ- Магелланов

Работа с интерактивной доской.

6.

Рефлексия

– С каким настроением  проходило наше путешествие во время урока? Если Вам понравилось – поднимите кораблик с белыми парусами, если было скучно – то с темными парусами.  Спасибо

Показывают кораблики.                  

7.

Оценки за работу на уроке

 А теперь я оценю вашу индивидуальную работу по количеству полученных пиастров.

Отдельную  оценку вы получите за путевые листы.  (Учитель собирает путевые листы).  

Участники команд  подсчитывают пиастры.

8. Подведение итогов

Знания являются величайшей силой  человека. Надеюсь, что и дальше вам будет интересно  изучать  природу нашей планеты.

9. Домашнее задание

Дома я предлагаю вам  проложить  свой маршрут кругосветного плавания на контурной карте и подписать  все географические объекты по пути следования.

Спасибо за внимание. Урок окончен . До свидания!

Запись в дневниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...