Рабочие программы по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Линия В. П. Дронова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа № 1 Яковлевского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

На методическом совете школы

Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ «Томаровская СОШ № 1»

_____________ Рябинина Л. В.

«____»____________2010 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Томаровская  СОШ № 1»

____________Истомина С. Я.

Приказ № ___ от

 «____»_____ 2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

Сагайдаковой Ирины Леонидовны

I квалификационная категория

по учебному курсу «География»

6 класс

(Базовый уровень)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010 г.

2010 - 2011  учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

6 класс

 (Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • программы  по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2009. Автор В. П.Дронов, Л. Е. Савельева.
  • Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Содержание программы

Материал курса сгруппирован в 4 раздела. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Содержание программы

      Материал первого раздела «Земля во Вселенной» (3 часа) не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

      Второй раздел «Географические модели Земли» (5 часов) знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

     Третий раздел «Природа Земли и человек» (22 часа), знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают этот  раздел исключительно насыщенным. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией.

     Четвёртый раздел «Географическая оболочка» (3 часа) завершает изучение географии в 6 классе, и обобщает изученную информацию всех разделов.

      Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до  безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

                                Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

                            Используемый УМК:

  1. Учебник: Дронов В. П. География. Землеведение/ В. П.Дронов, Л. Е. Савельева.- М.: Дрофа, 2007.
  2. Атлас «География. Начальный курс» 6 класс.
  3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии: 6 класс/ В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.
  4. За страницами учебника географии. М.: Дрофа, 2005.
  5. Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. География. Начальный курс. - М.: Дрофа, 2006.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Физическая география» 35 часов – 1 час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Формы организации учебной деятельности: урок-исследование, урок-путешествие, урок - соревнование, интегрированный урок, комбинированный урок, урок изучения нового материала, практическая работа, мультимедиа.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

Примечание

Административный контроль  

 

Промежуточный контроль знаний

-

Итоговый контроль знаний

2

Практических работ

2

2

3

-

7

Проверочных работ

-

-

1

1

2

Других видов работ

-

1

1

2

4

Календарно-тематический план

урока

дата

Фактич.

дата

Тема урока

Элементы

Обязательного

  минимума

образования

Требования к

уровню

подготовки

 учащихся

Практическая

работа

Домашнее

Задание

Введение – 1 час

1

Что изучает география

Кр.1. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их условность, подвижность.  

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства

Знать/понимать: основные географические понятия и термины

§1

2

Земля и космос. Земля -часть Солнечной системы

Кр.2 Экскурсии, практические работы на местности

Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна -спутник Земли, их взаимодействие. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины; уметь сопоставлять географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

§2,3

3

Движение Земли

§5

4

Форма и размеры Земли

§6

5.

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта.

Обуч. пр. р. «Определение географических координат точек»

§ Т, 8

6.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты

Масштаб. Градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт.

Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

§9

7

План местности. Условные знаки, масштаб

 Кр.3 План местности, условные знаки.

Итог. пр. р. № 1 «Топографический диктант»

§10

8

Ориентирование на местности. Компас, азимут

Кр.4 Ориентирование по плану местности. Азимут.

Итог. пр. р. №2 «Построение плана школьного двора»

9

Кр.5  Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте

Итог. пр. р. №3 «Определение направлений по карте и географических координат»

10

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера -каменные оболочки Земли

Литосфера: строение земной коры. Геология

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Обуч пр. р.

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых. Нанесение на к.к. месторождений полезных ископаемых.

§11, 13

11

Разнообразие форм рельефа

Кр.6  Горные породы Белгородской области.

Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Итог..пр. р. №4

«Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа»

§14

12

Движения земной коры

Кр.7  Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли.

Обуч. пр. р.

Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма

§15

13

Главные формы рельефа

Итог..пр. р. №5 «Определение по карте географического положения гор и равнин»

§20

14

Рельеф дна океанов

§21

15

Человек и земная кора

§22

16

Урок-зачёт по теме:  «Земная кора»

17

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера

Атмосфера: ветер. Осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода иклимат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

§23, 32

18

Кр.8. Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры от географической широты

Обуч. пр. р.

Построение графика температуры и облачности.

§24, 25

19

Влага в атмосфере. Кр.9 Виды облаков и атмосферные осадки.

§26, 27

20

Давление атмосферы. Ветры.

Кр.10 Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре

Обуч. пр. р.

Составление табл. «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

§28, 29

21

Кр.11 Погода и климат.

Итог. пр. р. № 6

«Построение розы ветров»

§30, 31

22

Проверочная работа по теме:  «Атмосфера»

23

Кр.12 Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера

Гидросфера: океан, море, озеро, река. Мировой круговорот воды движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климата Земли

Итог. пр.р. №7 «Описание путешествия капельки по большому круговороту»

§33, 43

24

Мировой океан - основная часть гидросферы. Движение воды в океане. Волны

Тренер пр. р.

Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры

§34, 36

25

Реки. Жизнь рек

Кр.13  Экскурсии, практические работы на местности

Тренер. пр. р. Описание реки по типовому плану

§38, 39

26

Озера и болота. Подземные воды

§40, 41

27

Обобщающий урок по теме:  «Гидросфера»

28

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географ - ой

Знать/понимать:

географические явления и процессы в биосфере, изменения в результате деятельности

§44, 45

29

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане

оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа

человека; географическую зональность и поясность

§46, 47

30

Кр.14 Природные зоны своей местности. Жизнь на поверхности суши. Леса

§46, 47

31

Жизнь в безлесных пространствах

§49

31

Почва. Человек

Кр.15  Экскурсии, практические работы на местности

Обуч. пр.р.

Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзолистой почвы по плану

§50. 51

32

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы

§52, 53

33

Выделение и описание природных территориальных комплексов.

Кр.16 Экскурсия: Изучение природных комплексов, взаимосвязи компонентов природы на примере своей местности

§54

34

35

Проверочная работа по разделам «Биосфера» и «Географическая оболочка»

Кр.17  Экскурсии, практические работы на местности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...