применение новейших технологий на уроках географии
статья по географии на тему

Мешкова Наталья Викторовна

как практически можно применить новые методы на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_seminar_geografov.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар географов

Доклад на тему :

«Применение новейших технологий на уроках географии и во внеурочное время и их использование в формировании компетентностей учащихся»

Подготовила:

учитель МКОУ «Приупская СОШ»

 Мешкова Н.В.

2014г.

В течение последних десятилетий произошло ускорение темпов развития общества, которое повлияло на изменение целей школьной географии. Учебный предмет  стал главным ориентиром, определяющим формирование системы ценностных ориентаций личности школьников, развитие критического мышления, выработку умений анализировать  и прогнозировать тенденции развития процессов и явлений.

Перед каждым педагогом стоят Педагогические задачи:

1.Создавать необходимые условия для развития способностей и талантов ребенка.

2. Научить их самостоятельности.

3.Развить умение найти себя в трудной жизненной ситуации.

4.Научить их любить себя и окружающий мир.

5.Создать ситуацию успеха каждому ученику на каждом уроке.

6.Уважать мысли, чувства и права всех людей, признавать неповторимость каждого.

7.Повышать качество работы: совершенствуя положительное; развивая достигнутое; преодолевая недостатки; предупреждая ошибки.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне деятельности педагогов.

Реализуя одну их основных целей образования – развитие личности каждого ребенка, встречается  ряд противоречий:

  • между необходимостью введения в образовательный процесс инновационных технологий и традиционными технологиями обучения и воспитания школьников;
  • между сокращением количества часов учебного плана и увеличением объема необходимых для усвоения знаний, особенно в форме практических занятий на местности;
  • между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по географии и отсутствием мотивации у учащихся качественно и осознанно  осваивать весь объём предлагаемых сведений в связи с  плохой востребованностью географических дисциплин на рынке труда.

Поиски путей решения изложенных проблем  привели к осознанию необходимости активно внедрять в практику своей работы современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, пониманию преимуществ практической работы, а нехватку времени компенсировать занятиями на местности во внеурочное время.

     Сущность опыта заключается в том, чтобы целенаправленно формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, что будет  способствовать их саморазвитию, самореализации, достижению высокого уровня профессионализма в быстро меняющихся социально-экономических условиях, требующих от преобладающей части работоспособного населения умения перестраиваться, осваивать новый опыт, научить школьников мыслить логически, сопоставлять суждения по определённым правилам, что, в свою очередь, расширит их кругозор, позволит более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, ответственно относиться к окружающей среде  и активнее использовать географические  знания в повседневной жизни.

При   подготовке к уроку  затрачивается  теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций  можно воспользоваться ресурсами Интернета.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую.

Каким будет мир в середине 21 века, трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, самостоятельность.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

В настоящее время перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы и соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.( определение в Российских педагогических словарях).

Компетенции представляют собой образовательные результаты, однако их содержание значительно шире ЗУНов, поскольку компетентность интегрирует в себе эти компоненты. Однако эта совокупность несколько иного уровня, так как предполагает использование усвоенного содержания согласно той ситуации, в которой осуществляется деятельность.

Виды или направления компетентностей.
Существует очень много подходов к определению структуры компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.
1. 
Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2.
Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор). 
3. 
Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Содержание географического образования в этом плане компетентностного подхода обладает значительными возможностями. Оно призвано вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, отражать её на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды. Таким образом формируемые в процессе практического применения умения и связанные с ними знания выступают основной (базой) для формирования ключевых компетенций школьника.

Целью своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.

Поэтому, для достижения  рекомендую согласно концепции ФГОС урок географии проводить с  расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы: через проекты, деятельность кружков, факультативов, практической работы на местности и т.д., использования педагогических технологий: учебные игры, проблемные уроки, дискуссии, конференции.

Задачи деятельности учителя следующие:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

Каждый ребенок уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому ученику. По моему убеждению, современные дети – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех.

Современный ученик:

  1. Ориентирован на общечеловеческие ценности.
  2. Ответственен за свои поступки.
  3. Самостоятелен в выборе решений.
  4. Психологически раскрепощен.
  5. Общественно активен.
  6. Интеллектуально развит.
  7. Творческий, способный к креативному мышлению.

Формирование у школьников ключевых компетенций и компетентностей достигается не только за счет изучения учебного предмета, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими сторонами жизни детей. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни.

Постоянный творческий поиск у учителя, связан прежде всего с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование как традиционные наглядные пособия: карты, глобусы, макеты, так и современные  информационные технологии: компьютеры, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы, интерактивные доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным. Преимущества использования ИКТ на уроках географии:

  1. Усиление наглядности и яркости обучения.
  2. Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
  3. Большая заинтересованность учащихся.
  4. Расширение видов деятельности на уроках.
  5. Развитие творческих способностей учащихся.
  6. ИКТ – голососберегающая технология для учителей.
  7. Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.
  8. Возможность возврата к пройденному материалу.
  9. Повышение значимости, престижа географии.

Анализируя свою педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес.

На уроках использую разнообразные формы организации учащихся:

Уроки-соревнования, игры:

  1. Ролевая игра.
  2. Викторина.
  3. Турниры.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. 

1)Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Проблемное обучение

Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

Например, при изучении темы «Климат Австралии» предлагаю следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах». 
В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы. 
«Летом в субэкваториальном поясе господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят большое количество влаги. В тропическом климатическом поясе круглый год господствуют тропические воздушные массы, которые по своим свойствам сухие. А так как большое количество тепла расходуется на испарение, то в экваториальном поясе, где летом повышенная влажность, средние температуры лета будут ниже, чем в тропическом поясе».

Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.
* Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).
* В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год). 
* В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема).
* Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.).
* Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы).
* Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточных склонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса).
Вывод: таким образом, кроме поясов атмосферного давления на распределение осадков большое влияние оказывает и рельеф местности.

2) Технология исследовательского обучения. 

Исследовательские проекты. В первую очередь формирует у детей географические чувства и представления или картину мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.

Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы, А также творческих заданий. Как показал мой  опыт, наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения. Например, при изучении темы «Внутренние воды Тульской области»одна из учениц заинтересовалась, как влияет антропогенные факторы на водные ресурсы нашей местности», итогом стала исследовательская работа, представленная на научно-практической конференции и ставшая лучшей исследовательской работой.

Исследовательская работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи.

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

3)Технология модульного обучения. Модульное обучение - возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

Например:

Тема: Атмосферное давление

УЭ – 0
2'
Вход:
1. Что называется атмосферой?
2. Какое вещество образует атмосферу?
3. Назовите газы, входящие в состав воздуха
4. Чему примерно равна толщина атмосферы?
5. Как вы считаете : имеет ли воздух вес?
УЭ – 1
7'
Цель: познакомиться с понятием атмосферное давление
Работа с учебником §38 раздел 1
Найдите ответ
1. Чему равна масса 1мВ
воздуха над уровнем моря?
2. С какой силой давит воздух на площадку в1см.В
? Запишите в тетрадь:
….кг. …гр.
3. Найдите, с какой силой воздух давит на человека, если площадь его тела равна примерно 6000 см.В
?
4. Почему человек не ощущает давления воздуха?
5. Что называют атмосферным давлением?
6. Запишите в тетрадь обозначение атмосферного давления Р 

УЭ – 2
12'
Цель: Познакомится с приборами и способами измерения атмосферного давления. Продолжить работу над умением составлять схемы.
Работа в тетради
Сделайте в тетради рисунок 1 и читая текст (§28 раздел 1), стрелками покажите как будет меняться Р в разных точках.

Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки,
запаянной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку
Торричелли налил ртуть, затем перевернул трубку. Сначала какое–то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Это было в пункте А. Ученый поднялся в точку В. Что произошло с ртутью в трубке? В точке С ртуть начала…, а когда Торричелли поднялся в точку D ртуть сильно……

1) Почему уровень ртути в трубке менялся с высотой?
2) Как бы на этот вопрос ответил ученый?
Следует отметить, что стеклянную трубку высотой 1 м. Торричелли разделил на 1000 частей.
Рисунок 1 3) Чему равняется 1 часть?
4) В каких единицах измеряется атмосферное
давление?
Работа с учебником §28 раздел 2
Прочитайте раздел и заполните схему в тетради
Выберите данные и расставьте их в схеме: 740 мм.рт.ст., 739 мм.рт.ст,.
760 мм.рт.ст., 780 мм.рт.ст., 795 мм.рт.ст.,
5) Что такое анероид?
6) Как он устроен?

УЭ – 3
10'
Цель: выяснить причины, влияющие на изменения атмосферного давления
Работа в парах
Работа с учебником §28 раздел 3
Прочитайте раздел и дайте друг другу ответы на вопросы:
1. Что обнаружили первые воздухоплаватели, поднявшись вверх?
2. Какова закономерность изменения атмосферного давления при подъеме вверх?
3. Что происходит с воздухом при нагревании?
4. Что происходит с воздухом при охлаждении?
5. Сделайте вывод : какие еще причины влияют на изменения атмосферного давления ?
Запишите в тетрадь, вставив недостающие слова:
а) при нагревании воздух… и давление…
б) при охлаждении воздух… и давление…

УЭ – 4
9'
Выход
1) Дайте ответы на вопросы 1,2,3,4 на стр. 118 учебника
2) Решите задачи:
а) Какова вершина горы, если у подножия атмосферное давление
765 мм.рт.ст., а на вершине 720 мм.рт.ст.?
б) На поверхности шахты, глубиной 200м., атмосферное давление
752 мм.рт.ст. Определите давление на дне шахты.
в) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?
3) Что вы узнали сегодня на уроке?
4) Какова была цель урока и достигли вы её?
5) Что вы должны знать?
6) Что должны уметь?
7) Что показалось вам наиболее трудным на сегодняшнем уроке?
Выберите домашнее задание:
1) если вы все задания выполнили правильно, то прочитайте §28 ;
2) если вы допустили незначительные ошибки, то прочитайте в 238 особенно внимательно тот раздел, в котором у вас были ошибки ;
3) если вы допустили многочисленные ошибки и испытали трудности при выполнении заданий, то прочитайте §28, ответьте на вопросы в конце параграфа, проработайте учебный модуль.
Желаю успехов!

4)Тестовые технологии. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

В своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях.

Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.

Рекомендую использовать тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. Чаще всего применяю тексты с ошибками, где ребята учатся применять полученные знания в немного изменой ситуации.

5)Компьютерные технологии

География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какой другой предмет нуждается в постоянном процессе актуализации.

На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально.

Практика показала, что использование ресурсов на основе реализации только объяснительно-иллюстрационного метода мало эффективно. Поэтому, обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским.

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации материала - осуществляется во внеурочное время. Ребята с интересом сами создают презентации, используют интернет для подготовки сообщений к урокам.

Результатом использования ИКТ является:

  1. Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
  2. Повышение успеваемости по географии.
  3. Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.

Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.

Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы. Например, на уроке географии в 10 классе по теме “ Япония” класс делится на группы. Каждая группа готовит сообщения, затем ребята сравнивают полученные данные, оценивают преимущества и недостатки демографической политики Японии, размышляют о том, называют страной наоборот и модель экономики относят к экономическому чуду, в конце урока знакомимся с традициями Японии в воочию. Ребята проводят чайную церемонию и показывают презентацию по остальным традициям.

Моя задача – направлять детей в нужное русло, стараясь при этом развивать в них самостоятельность мышления.

Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно не объяснял, если он лишен любви к детям, сердца, мастером он не станет. Без этого трудно покорить учеников. Если дети видят, что учитель может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут.

Школа. Это и есть путь, по которому идут педагоги, стараясь оставить добрый след в сердцах своих воспитанников. Это наша жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

Реферат на тему "Применение новых технологий на уроках географии".

Здесь представлены материалы по технологии критического мышления, исследовательской и проектной деятельности на уроках географии ( теория и практическое применение)...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

«Применение новых технологий на уроках математики в 10-11 классах»

Применение новых технологий на уроках математики в 10-11 классах, из личного опыта...