План и карта
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Моргунова Алевтина Борисовна

Игра-соревнование для 6 класса  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_i_karta.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

А.Б. Моргунова

Учитель географии

 

План и карта

 игра-соревнование, 6 класс

        Итоговый урок по теме «План и карта» как игра-соревнование. Возможно проведение внеклассного мероприятия.

        Оборудование урока. Пакеты с заданиями для команд, компасы, глобус, физическая карта полушарий, физическая карта России, план местности, «географическое лото» (карточки с изображением условных знаков плана), таблички с названиями станций.

        Ход урока. Класс делится на две команды. Команды представляют название, эмблемы, девиз, выбирают капитана. В жюри могут войти старшеклассники, классный руководитель, учителя школы.

        Разминка. Команды отвечают на вопросы учителя географии, каждый правильный ответ оценивается в один балл. Вопросы записаны на карточках, капитаны команд сами выбирают вопрос («тянут билет»).

        Примеры заданий-вопросов:

  1. Назовите имя древнегреческого ученого, который придумал название науки география. (Эратосфен)
  2. Какое путешествие доказало, что Земля имеет шарообразную форму? (Путешествие Ф. Магеллана и его спутников)
  3. Шарообразная модель Земли (Глобус).
  4. Какая линия делит земной шар на Северное и Южное полушария? (Экватор)
  5. Как называются точки пересечения земной оси с земной поверхностью? (Северный и Южный полюсы)
  6. Назовите четыре главных цвета, которые используются на планах. (Зелёный, коричневый, черный и синий (голубой))
  7. Как называется линия, по которой небо кажется соединенным с земной поверхностью? (Линия горизонта)
  8. Что такое градусная сеть? (система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах)
  9. Обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов. (Условные знаки)
  10.  Как называется угол, который отсчитывается от направления на север по часовой стрелке до направления на какой-либо объект? (Азимут)

Задание 1. Каждая команда получает задание – найти спрятанный для неё пакет. Для этого необходимо пройти определенное количество шагов по азимуту. Каждая команда получает компас, заданный азимут и количество шагов. Например, пройти пять шагов по азимуту 90º, затем три шага по азимуту 190º и т.п.

        Команды раскрывают пакеты с заданием. В каждом пакете маршрут по пяти станциям – пять блоков заданий. В классе необходимо подготовить места для этих станций, так, чтобы команды не мешали друг другу во время игры. В пакетах задания у команд одинаковые, но номера заданий разные, чтобы команды не сталкивались на станциях.

Задание 2.  Станция «Масштабная».

  1. Переведите численный масштаб в именованный:

1: 10000  (ответ в 1 см – 100м)  - 1 балл

1: 50000000 (ответ в 1 см – 500 км) – 2 балла

  1. Переведите именованный масштаб в численный:

В 1 см – 40 м  (ответ 1: 4000) – 1 балл

В 1 см – 6 км  (ответ 1: 600000) – 2 балла

 3. Какой масштаб крупнее? 1: 3000000 или 1: 600000

(Ответ:  1: 600000) – 3 балла

Задание 3.  Станция «Секретная».

  1. Команды получают «географическое лото» - карточки с изображением условных знаков плана (лучше на липучке). Необходимо разложить их в соответствии со значениями на предложенное поле (лист бумаги с надписями объектов). Условных знаков должно быть больше, чтобы команды выбирали те, которые необходимы для задания. Вариант оценки – одна правильно выбранная карточка – 1 балл.
  2. Командам предлагается изображение фрагмента плана, на котором есть ошибки в условных знаках. Необходимо определить неправильно нанесенные условные знаки. Оценка: 1 балл за каждый. Например, если подготовить фрагмент плана с пятью ошибками – максимальное число баллов за задание - 5.  

Задание 4. Станция «Координатная».

  1. Определите объекты по их координатам:

60º с.ш., 30º в.д. (Санкт-Петербург) – 1 балл.

48º с.ш., 44º в.д. (Волгоград) – 2 балла.

23º ю.ш., 44º з.д. (Рио-де-Жанейро) – 3 балла.

2. Определите координаты самой крайней восточной точки материка Евразия (мыс Дежнёва). (Ответ:  66º с.ш., 170º(или 169º40´) з.д.) – 5 баллов

                                                                             

Задание 5. Станция «Азимутальная».

  1. Назовите азимуты четырех главных точек горизонта. (Ответ: Север – 0º или 360º, Юг – 180º, Восток – 90º, Запад – 270º).Оценка – 2 балла.
  2. Назовите азимут вашего движения, если вам необходимо идти в направлении ЮЮЗ. (Ответ: 225º). Оценка – 5 баллов.
  3. Определите неподписанные румбы.   Оценка- 5 баллов.

Задание 6. Станция «Эрудит».

  1. Как называется линия, соединяющая Северный полюс и Южный полюс? (Меридиан) – 1 балл
  2. Чему равна наибольшая географическая широта? (Ответ: 90º) – 1 балл.
  3. Чему равна наибольшая географическая долгота? (Ответ: 180º) – 2 балла.
  4. Где может находиться дом, у которого все окна и двери смотрят на север? (Ответ: на Южном полюсе) – 2 балла.
  5. Какую долготу имеют точки, которые расположены на Гринвиче? (0º) – 3 балла
  6. Какая сторона горизонта имеет азимут 135º? (юго-восток) – 4 балла
  7. Как определить направление на север на плане? (по стрелке, а если ее нет, то север вверху (верх плана)) – 4 балла
  8. Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой, с помощью которых изображают рельеф? (Горизонтали). – 5 баллов
  9. Как определить направление север-юг на карте или глобусе?   (по меридиану) – 5 баллов
  10. Можно ли обойти земной шар, если все время двигаться на север? (Нет, т.к. попав на северный полюс, дальше можно идти только на юг) – 6 баллов

Жюри подводит итоги. Команды награждаются медалями, подарками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по теме:«План и карта» (6 класс)

Тестовая работа состоит из 2-х вариантов и проводится на одном из этапов проверки знаний  на уроке обобщающего повторения по теме: "План и карта" в 6 классе....

Тест по теме "План и карта"

Тест можно использовать при обобщении темы "План и карта" в 6 классе....

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План темы «Ориентирование на местности. План и карта». 6 ч.

Эта типичная схема может быть измерена в зависимо­сти от цели урока, как уже было отмечено выше. Струк­тура урока определяется целью, содержанием, исполь­зуемыми методами и приемами, возрастными особе...