факультатив
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Авторский курс рекомендован для общеобразовательных учреждений с кадетскими классами. (Экспертное заключение № 403 Министерство образование РМ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ урока

Тема  урока

Количество часов

Практические работы

Дата изучения

Дата проведения урока

1

Введение. Что мы будем изучать?

Великие географические открытия

1

презентация

3.09

Великие    личности на карте Мирового океана

4

 1 раздел   Планета океан

Витус Ионессен Беринг

6

1

Изучение маршрута, составление карт.

10.09

5

 Гавриил Андреевич  Сарычев

1

Изучение маршрута, составление карт.

16.09

6

Иван  Федорович Крузенштерн

1

Изучение маршрута, составление карт.

23.09

7

Василий Михайлович Головин

1

Изучение маршрута, составление карт.

30.09

8

Фадей Фадеевич Беллинсгаузен,

1

Изучение маршрута, составление карт.

7.10

9

Михаил Петрович Лазарев

1

Изучение маршрута, составление карт.

14.10

10

Геннадий Иванович Невельский

1

Изучение маршрута, составление карт.

21.10

11

2 раздел  Особенности природы океанов

Северный Ледовитый океан

 - В. Беринг – выпускник кадетского корпуса в Амстердаме

-- Гавриил Сарычев – выпускник кадетского  

корпуса

5

1

1

Презентация, сообщение, изучение маршрута,

28.10

12

Атлантический океан

-- М. Лазарев – окончил кадетский корпус

-- Ф. Ф. Беллинсгаузен – выпускник кадетского корпуса

    1

презентация сообщение, изучение маршрута,

13

Тихий океан,, Индийский океан

-- В. Головин – выпускник кадетского корпуса

--  Г. Невельский – выпускник кадетского корпуса

-- И. Ф.  Крузенштерн – инспектор  кадетского корпуса

    2

    1

      1

презентация сообщение, изучение маршрута,

14

3 раздел Континенты и страны

Африка

-- Е. П. Ковалевский

-- А. В. Елисеев

-- В. В. Юнкер

-- А. К. Булатович

17

2

1

1

1

1

презентация сообщение, изучение маршрута,

15

Южная Америка

Н. М. Альбов

-- Г. Г. Манизер

-- Н. И. Вавилов

3

1

1

1

презентация сообщение, изучение маршрута,

16

Северная  Америка

-- С. Дежнев

-- В.Беринг

-- С. Чириков

-- С. Федоров

-- М. Гвоздев

-- Г. Прибылов

-- Г. Шелихов

7

1

1

1

1

1

1

1

презентация сообщение, изучение маршрута,

17

Евразия

- А.  Никитин,

 -- П. П. Семенов -Тян-Шанский

--- П. К. Козлов

-- В.А. Обручев

 - Н.М. Пржевальский

5

1

1

1

1

      1

презентация сообщение, изучение маршрута,

18

Антарктида

- М. Лазарев,

- Ф.Ф. Беллинсгаузен

1

презентация сообщение, изучение маршрута,

Их имена увековечены на карте России

19

4 раздел Географическое положение и пространства России

Крайние точки

С. И. Челюскин

 С. И. Дежнев      

5

1

1

Изучение географических объектов на карте

20

Моря

 Х. и Д. Лаптевы

  В. Беринг

Пролив

В. Беринг

Острова

Ф. Врангель

1

    1

1

Изучение географических объектов на карте

Итого

34

                                

Тематическое планирование

п/п

Название тем, разделов

Максимальная нагрузка

Теоретические знания

Практические работы

Обобщающие уроки, зачеты

1

Введение.

1

1

2

1 раздел   Планета океан

6

6

6

3

2 раздел  Особенности природы океанов

5

5

3

4

3 раздел Континенты и страны

17

17

5

5

4 раздел Географическое положение и пространства России

5

4

2

Итого

34



Предварительный просмотр:

II Содержание

1. Введение  

 «Великие  географические  открытия»

- Ф. Магеллан - доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое доказательство шарообразности Земли,

- Х. Колумб - составил проект западного, по его мнению кратчайшего, морского пути из Европы в Индию.

- М. Поло -  венецианский купец, путешественник и писатель.

- А. Веспуччи- мореплаватель, главный штурман Испании. В  истории географии

2. Мир воды. Планета океан.

        « Великие личности на карте Мирового океана».

- В. Беринг - именем Беринга названо  море и пролив на севере Тихого океана.

- Гавриил Сарычев – именем Сарычева названы семь географических объектов, в том числе мыс и пролив в Тихом океане, остров в Чукотском море, горы на Новой Земле …

- И. Ф.  Крузенштерн -  его имя носят пролив в северной части Курильских островов

- В. Головин – пролив Головина на карте в гряде Курильских островов...

- Ф. Ф. Беллинсгаузен -  море Беллинсгаузена в Тихом океане, мыс на Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых, ледник Беллинсгаузена.

- М. Лазарев – море Лазарева — окраинное море атлантического сектора Южного океана, имя Лазарева увековечено в названиях островов и мысов на карте Мирового океана.

- Г. Невельский –  именем Невельского назван широкий  залив Японского моря у западного берега острова Сахалин.

                       3 Особенности природы

        «Морской кадетский корпус  России: славные имена».

- В. Беринг – выпускник кадетского корпуса в Амстердаме

- Г. Сарычев – выпускник кадетского  корпуса

- М. Лазарев – окончил кадетский корпус

- Ф. Ф. Беллинсгаузен – выпускник кадетского корпуса

- В. Головин – выпускник кадетского корпуса

-  Г. Невельский – выпускник кадетского корпуса

- И. Ф.  Крузенштерн – инспектор  кадетского корпуса

Континенты и страны  

     « Кто?, Где?, Когда?» 

АФРИКА  - Е. П. Ковалевский ,  А. В. Елисеев, В. В. Юнкер,  А. К. Булатович – русские исследователи.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА - Н. М. Альбов, Г. Г. Манизер,  Н. И. Вавилов – русские исследователи.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА - С. Дежнев, В.Беринг,  С. Чириков, С. Федоров, М. Гвоздев, Г.Прибылов, Г.Шелихов – русские мореплаватели, путешественники и  исследователи.

ЕВРАЗИЯ - Афанасий  Никитин,  П. П. Семенов -Тян-Шанский,  П. К. Козлов, В.А. Обручев,  Н.М. Пржевальский – русские путешественники и исследователи.

АНТАРКТИДА - Ф. Ф. Беллинсгаузен,  М. Лазарев - русские  мореплаватели

4 Географическое положение и пространства России.

      « Их имена увековечены на карте России»

      Крайние точки: С. И. Челюскин (мыс Челюскин) - Неприветлив мыс Челюскин. Зимой его леденят холодные ветры, с какой бы стороны горизонта они ни прилетели. Летом здесь нет шумных птичьих базаров, а лишь каменистая тундра да студеное море.  

        С. И. Дежнев     (мыс Дежнева) – назван этот мыс именем Дежнева. И потому благодарные потомки установили ему здесь памятный крест и бронзовый бюст у белой стены маяка.

        Моря :  Х. и Д. Лаптевы (море Лаптевых) - окраинное море Северного Ледовитого океана. Расположено между полуостровом Таймыр и островами Северная Земля на западе и Новосибирскими островами на востоке.

         В. Беринг (Берингово море)- море на севере Тихого океана, отделяется от него Алеутскими и Командорскими островами; Берингов пролив соединяет его с Чукотским морем и Северным Ледовитым океаном. Берингово море омывает берега России и США.

         Пролив:  В. Беринг (Берингов  пролив) - пролив между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского), то есть пролив между Россией и США.

Острова:  Ф. Врангель  (о. Врангеля) - российский остров в Северном Ледовитом океане между  Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля.

Материально – техническое обеспечение.

1 Интерактивная доска.

2. Компьютер, принтер

3.Демонстрационная доска    

4. Теллурий

5. Флюгер

5. Термометр

6. Глобусы

7. Модели строения Земли

8. Коллекция полезных ископаемых

9. Настенные карты.

10. Набор таблиц.

                  Учебно – методическое обеспечение.

1.Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. –М.: 1990.

2.Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.

3.Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.

4.Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.

5.Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1978.

6.Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. –М.: 1967.

7. Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.

8.Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.

9.Сто великих путешественников. –М.: 2000.

10.Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта плюс.

11. Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.



Предварительный просмотр:

I Пояснительная записка

       Целью изучения данного факультативного курса является воспитание у учащихся целеустремленности,  верности долгу, патриотизма, стремления к знаниям, творчеству на примере великих  исследователей мореплавателей и путешественников, которые воспитывались и обучались в кадетских корпусах.

         Задачи, стоящие перед географией в кадетских классах:

1.Воспитание духовно-нравственного и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России

2.Восстановление традиции служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины;

3.Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;

4.Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным;

5.Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;

6.Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.

     Факультативный курс «Великие имена на карте мира» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими мореплавателями. выпускниками морских кадетских корпусов.

      Программа рассчитана  на 34 часа. адресована учащимся 8-гокадетского  класса, т.к. они уже знакомы с основными эпохами географических открытий. именами известных путешественников.    

      Предлагаемая программа авторского курса разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Авторский курс рекомендован для общеобразовательных учреждений с кадетскими классами РМ (Экспертное заключение № 403 Министерство образования РМ).

    Предполагаемые в курсе  задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются работы разного уровня сложности:

  • задания для традиционной самостоятельной работы;
  • творческое проектирование;
  •  работы, выполняемые с помощью геоинформационных  технологий.

      Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.

 Результаты освоения курса:

Личностные: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Метапредметные:  формирование универсальных учебных действий

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Предметные:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- определять на карте местоположение географических объектов.

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (факультатив)

Примерная рабочая программа по английскому языку( факультатив)  для  системы начального профессионального образования по профессии: " наладчик станков и оборудования механообработки"...

Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"

Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...

Факультатив по геометрии.

Разработка факультатива по геометрии.Подборка задач....

Факультатив "Подготовка учащихся к ГИА в 8 классе"

Календарно-тематическое и поурочное планирование с пояснительной запиской по подготовке учащихся 8 класса к ГИА....

факультатив "Растения в жизни человека"

Программа факультатива для 7 класса...

Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии

Факультатив подготовка к ЕГЭ по географии . Представлена пояснительная записка, учебный план и список литературы...

Факультатив "Алгебра. Геометрия. Комбинаторика."

Для повторения и подготовки к выпускным экзаменам обобщающий материал в котором переплеись комбинаторика с алгеброй и геометрией...